236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Пресс-релиз от 25 октября 2013

Пресс-релиз

Предприниматели и организации не отвечают за содержание прилегающих территорий к их собственным участкам, если с ними муниципалитет не заключил соответствующий договор или если эта обязанность не вменена им по закону. К такому выводу пришел Уставный суд Калининградской области, рассмотрев обращение одной из калининградских строительных компаний.

Строительная организация просила признать несоответствующими Уставу региона отдельные положения Правил санитарного содержания и благоустройства территории Калининграда. Согласно этим положениям, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются собственниками и арендаторами земельных участков, возложена обязанность по уборке прилегающих к ним территорий собственными силами или по договору со специализированными организациями. Уборка за пределами своей территории вменена также в обязанности и лицам, занимающихся на своих участках строительством, реконструкцией и другими подобными работами.
Как рассказал представитель заявителя, в июле прошлого года административно-техническая инспекция оштрафовала компанию за строительный мусор на 110 тысяч рублей. Причем мусор находился не на территории, где застройщик возводил дом, а на прилегающем к ней участке. Постановление инспекции строители попытались обжаловать в арбитраже, однако в удовлетворении требований им отказали, сославшись на действующие Правила содержания и благоустройства территории Калининграда. Тогда организация решила обратиться в Уставный суд и обжаловать отдельные положения самого этого нормативного правового акта.
Как установил суд, прилегающие территории, как правило, являются землями общего пользования или находятся в собственности у других субъектов - граждан, юридических лиц, муниципальных образований, субъектов РФ. И, по Гражданскому кодексу РФ, бремя содержания принадлежащего имущества несет сам собственник, если другое не предусмотрено законом и договором. Федерального закона, обязывающего предпринимателей и организации, убирать прилегающие территории - нет. Равно как и муниципалитет не заключал с ними соответствующий договор. Однако, по мнению суда, муниципалитет, не имея на то соответствующей компетенции, взвалил на бизнес дополнительное бремя по содержанию фактически чужого имущества.
В итоге эти положения Правил суд признал несоответствующими Уставу области.