236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Пресс-релиз от 16 июля 2007 года

Уставный Суд Калининградской области огласил свое решение по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений Решения Совета депутатов Светлогорского городского округа от 1 апреля 2005 года № 32 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» и Постановления Главы Светлогорского городского округа от 18 апреля 2005 года № 318 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе».

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в Уставный Суд гражданки Долбилиной Светланы Ефимовны.
Оспариваемыми правовыми актами были установлены на 2005 год базовые ставки арендной платы и коэффициенты, применяемые для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе.
В соответствии со статьей 70 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Кроме того, при принятии данного решения Уставный Суд исходил из того, что аналогичные оспариваемым заявителем положения Решения № 32 и Постановления № 318 в части утверждения коэффициентов по целевому использованию земельных участков (К1), указанных в таблицах 2 (приложений № 1) к этим актам, уже были предметом рассмотрения Уставного Суда и правовые позиции, сформулированные Уставным Судом в Постановлении от 22 декабря 2006 года № 5-П, сохраняют свою силу применительно к настоящему делу.
Анализируя нормы Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Устава области, пришел к выводу, что при аренде земель, находящихся в муниципальной собственности, органами местного самоуправления могли быть установлены порядок определения, размеры арендной платы, базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Вместе с тем при принятии своих нормативных правовых актов органы местного самоуправления должны исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются их обязанностью, определенной Конституцией Российской Федерации и Уставом (Основным Законом) Калининградской области. Осуществляя собственное правовое регулирование земельных отношений в пределах своей компетенции, установленной действующим федеральным законодательством, органы местного самоуправления также должны исходить из положений статьи 72 Устава (Основного Закона) Калининградской области, устанавливающих, что владение, пользование и распоряжение землей не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
Федеральное законодательство (Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный и Гражданский кодексы Российской Федерации) не содержат положений, подразделяющих собственников жилых помещений и арендаторов земельных участков на категории в зависимости от способа приобретения права собственности на жилое помещение.
Органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования, не вправе произвольно устанавливать не предусмотренные федеральным законодательством обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы арендаторов земельных участков, являющихся собственниками жилых домов, расположенных на арендуемых ими земельных участках.
Таким образом, коэффициент по целевому использованию земельных участков при эксплуатации индивидуальных жилых домов на отдельных земельных участках не может быть дифференцируемым по способу приобретения жилого дома (в порядке приватизации, по договору купли-продажи, иным способом) и должен быть единым в пределах одной экономико-планировочной зоны. Дифференциация субъектов права аренды по основаниям приобретения права собственности на жилые дома нарушает права граждан, противоречит части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и не соответствует статьям 5, 7, 59, 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Уставный Суд постановил признать пункт 1 Решения Совета депутатов Светлогорского городского округа от 1 апреля 2005 года № 32 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» в части утверждения коэффициента по целевому использованию земельных участков (К1), указанного в таблице 2 (приложение № 1) по коду коэффициента 1.6.4.2. для пятой экономико - планировочной зоны и пункт 1 Постановления Главы Светлогорского городского округа от 18 апреля 2005 года № 318 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» в части утверждения коэффициента по целевому использованию земельных участков (К1), указанного в таблице 2 (приложение № 1) по коду коэффициента 1.6.4.2. для пятой экономико - планировочной зоны не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области, его статье 5 (пункты 1,2), статье 7 (пункт 2), статье 59 (пункт 1), статье 63 (пункт 5).
Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.

Секретариат Уставного Суда
Калининградской области