236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Регламент Уставного Суда Калининградской области

Принят

Уставным Судом

Калининградской области

27 сентября 2017 года

(протокол судебного

заседания № 15)

 

РЕГЛАМЕНТ

Уставного Суда Калининградской области

 

Настоящим Регламентом в соответствии с Уставным законом Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» устанавливается порядок внутренней деятельности Уставного Суда Калининградской области (далее - Уставный Суд):

- порядок избрания и дополнительные полномочия председателя, заместителя председателя и судьи-секретаря Уставного Суда;

- порядок предварительного рассмотрения аппаратом Уставного Суда обращений, поступивших в Уставный Суд;

- порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях;

- порядок рассмотрения дел в заседаниях Уставного Суда;

-  правила процедуры и особенности делопроизводства в Уставном Суде;

-  требования к работникам аппарата Уставного Суда;

-  иные вопросы внутренней деятельности Уставного Суда.

 

Раздел первый

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСТАВНОГО СУДА

 

Глава I. ИЗБРАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ, ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И СУДЬИ-СЕКРЕТАРЯ УСТАВНОГО СУДА.

О ПОЛНОМОЧИЯХ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ, ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ И СУДЬИ-СЕКРЕТАРЯ УСТАВНОГО СУДА

 

  • 1. Порядок избрания председателя, заместителя председателя и судьи-секретаря Уставного Суда

 

  1. Избрание на должности председателя, заместителя председателя и судьи-секретаря Уставного Суда проводится последовательно в заседании Уставного Суда, которое созывается не позднее пятнадцати дней со дня, когда соответствующая должность стала вакантной. Если избранию подлежат одновременно председатель, заместитель председателя и судья-секретарь Уставного Суда, председательство в заседании впредь до избрания председателя Уставного Суда поручается старейшему по возрасту присутствующему судье Уставного Суда, если судьями Уставного Суда не решено иное.
  2. Уставный Суд открытым голосованием утверждает форму бюллетеней для голосования по выборам председателя, заместителя председателя и судьи-секретаря Уставного Суда, а также форму протоколов голосования.
  3. Право выдвижения (самовыдвижения) кандидатуры на должность председателя, заместителя председателя, судьи-секретаря Уставного Суда имеет любой из судей Уставного Суда. Число кандидатов не ограничивается.

Кандидаты вправе заявить самоотвод.

Все выдвинутые кандидаты, за исключением заявивших самоотвод, включаются в бюллетень для тайного голосования.

Голосование по каждой должности проводится отдельно в следующей последовательности: председатель, заместитель председателя, судья-секретарь Уставного Суда.

Фамилии, имена и отчества судей помещаются в бюллетене в алфавитном порядке фамилий и последовательно нумеруются.

  1. Далее Уставный Суд образует счетную комиссию из двух судей. Председательствующий в комиссию не включается.
  2. Бюллетени для голосования по выборам на каждую должность изготовляются в количестве экземпляров, равном числу судей, присутствующих на заседании. Каждому судье председательствующий выдает бюллетень, на обороте которого присутствующие судьи ставят свои подписи и дату проведения голосования.
  3. Заполняя бюллетень, судья оставляет в списке фамилию кандидата, за которого голосует, и вычеркивает фамилии остальных кандидатов. Бюллетени, в которых оставлены не вычеркнутыми фамилии двух и более кандидатов, считаются недействительными.
  4. По окончании подачи голосов члены счетной комиссии вскрывают избирательную урну и проверяют действительность бюллетеней. Бюллетени, не имеющие на обороте подписи судей, недействительны. Затем устанавливается общее количество находившихся в избирательной урне действительных бюллетеней и подсчитывается число голосов, полученных каждым судьей. Члены счетной комиссии составляют и подписывают протокол голосования и оглашают его в заседании Уставного Суда. Протокол должен содержать следующие данные:

- дату проведения голосования;

- указание должности, для замещения которой проводятся выборы;

- фамилии, имена и отчества судей, внесенные в бюллетени;

- количество изготовленных бюллетеней;

- количество бюллетеней, обнаруженных в избирательной урне;

- количество недействительных бюллетеней;

- число голосов «за» и «против», полученных каждым баллотирующимся судьей;

- результат голосования;

- заявленные возражения судей и принятые Уставным Судом решения по ним.

  1. Избранным на соответствующую должность считается судья, за которого подано не менее двух голосов.
  2. Далее Уставный Суд открытым голосованием утверждает протокол голосования, составленный счетной комиссией, и в зависимости от итогов выборов либо объявляет избранным на соответствующую должность судью, получившего необходимое большинство голосов, либо, если ни один из судей не получил необходимого для избрания числа голосов, принимает решение о проведении второго тура голосования.
  3. Для второго тура голосования в бюллетень включаются фамилии, имена и отчества двух судей, получивших в первом туре наибольшие числа голосов.
  4. Второй тур голосования проводится в том же порядке, что и первый. При безрезультатности второго тура голосования Уставный Суд принимает решение о дальнейшей процедуре выборов.
  5. Бюллетени для голосования по выборам председателя, заместителя председателя и судьи-секретаря Уставного Суда после каждых выборов помещаются в отдельный конверт, опечатываются и приобщаются к протоколу заседания Уставного Суда. К этому же протоколу приобщаются протоколы голосования, которые хранятся 15 лет.

 

  • 2. О полномочиях председателя Уставного Суда

 

Председатель Уставного Суда наряду с осуществлением полномочий судьи Уставного Суда, а также помимо полномочий, перечисленных в Уставном законе Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» (далее – Уставный закон об Уставном Суде), осуществляет следующие полномочия:

1) созывает плановые, а также по собственной инициативе или по требованию одного или более судей - внеплановые заседания Уставного Суда, рабочие совещания судей, председательствует на них;

2) представляет на рассмотрение Уставного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении; информирует судей Уставного Суда о поквартальном исполнении сметы расходов Уставного Суда;

3) осуществляет полномочия представителя нанимателя, утверждает структуру, штатное расписание, должностные регламенты, применяет к работникам аппарата Уставного Суда меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания; организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата Уставного Суда;

4) направляет судей Уставного Суда, работников аппарата Уставного Суда в служебные командировки;

5) по поручению Уставного Суда выступает с заявлениями и обращениями от имени Уставного Суда;

6) в конце года представляет на заседании Уставного Суда доклад о деятельности Уставного Суда, а также регулярно информирует судей о своей деятельности;

 

  • 3. О заявлениях председателя Уставного Суда от имени Уставного Суда

 

  1. Решение о предоставлении председателю Уставного Суда полномочия выступить с заявлением от имени Уставного Суда принимается Уставным Судом в заседании по инициативе любого из судей и оформляется в виде отдельного документа, содержащего текст заявления.
  2. Председатель Уставного Суда не вправе уклониться от выступления с заявлением, с которым ему поручено выступить. Судьи, оставшиеся в меньшинстве при принятии решения о заявлении от имени Уставного Суда, не вправе публично заявлять о несогласии с ним.

 

  • 4. О полномочиях заместителя председателя Уставного Суда

 

Наряду с осуществлением полномочий судьи Уставного Суда, а также помимо перечисленных в Уставном законе об Уставном Суде, заместитель председателя Уставного Суда осуществляет по поручению председателя Уставного Суда его отдельные полномочия и исполняет обязанности председателя Уставного Суда в период его временного отсутствия (в связи с отпуском, командировкой, болезнью и др.).

 

  • 5. О полномочиях судьи-секретаря Уставного Суда

 

Наряду с осуществлением полномочий судьи Уставного Суда, а также помимо перечисленных в Уставном законе об Уставном Суде судья-секретарь осуществляет также следующие полномочия:

1) исполняет обязанности председателя Уставного Суда в период его временного отсутствия (в связи с отпуском, командировкой, болезнью и др.) при невозможности их исполнения заместителем председателя Уставного Суда;

2) контролирует работу секретариата Уставного Суда по подготовке материалов к заседаниям Уставного Суда;

3) контролирует работу секретариата Уставного Суда по подготовке аналитических и информационных материалов об исполнении решений Уставного Суда.

 

  • 6. Сложение полномочий председателем Уставного Суда, заместителем председателя и судьей-секретарем

 

  1. Председатель Уставного Суда, заместитель председателя и судья-секретарь могут в любое время подать заявление о сложении с себя полномочий по соответствующей должности. Заявление может быть мотивированным или без объяснения причин сложения полномочий.
  2. Заявление о сложении полномочий подается непосредственно Уставному Суду и регистрируется в установленном порядке.
  3. Председатель Уставного Суда, заместитель председателя, судья-секретарь Уставного Суда, подавшие заявление о сложении полномочий по должности, продолжают исполнение обязанностей по должности до избрания соответственно нового председателя Уставного Суда, заместителя председателя, судьи-секретаря Уставного Суда.
  4. Уставный Суд на ближайшем заседании открытым голосованием констатирует прекращение полномочий судьи по соответствующей должности и проводит в установленном Уставным законом об Уставном Суде и настоящим Регламентом порядке выборы на соответствующую должность.

При сложении председателем, заместителем председателя, судьей-секретарем Уставного Суда полномочий по соответствующей должности за ними сохраняются полномочия судьи Уставного Суда.

 

  • 7. Порядок прекращения полномочий судьи Уставного Суда

 

  1. Решение о прекращении полномочий судьи Уставного Суда принимается в судебном заседании Уставного Суда:

1) по основаниям, предусмотренным подпунктами 1-5, 7, 9-12 пункта 1 статьи 27 Уставного закона об Уставном Суде, в течение трех дней с момента получения информации о наличии соответствующих обстоятельств;

2) по основаниям, предусмотренным подпунктами 5-1, 6 пункта 1      статьи 27 Уставного закона об Уставном Суде, не позднее 14 дней со дня обнаружения обстоятельств, свидетельствующих о наличии основания для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи.

  1. Судья, полномочия которого могут быть прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 3, 5, 5-1, 6, 12 пункта 1 статьи 27 Уставного Закона об Уставном Суде, вправе до судебного заседания Уставного Суда дать письменные или устные объяснения. Письменные объяснения судьи, а также относящиеся к делу документы представляются председателю Уставного Суда и рассылаются судьям незамедлительно.
  2. Уставный Суд вправе заслушать судью, о прекращении полномочий которого поставлен вопрос, или зачитать его письменные объяснения. В случае если одному из судей была поручена проверка полученных сведений или сбор дополнительных материалов, необходимых для решения вопроса заслушивается судья, которому была поручена такая проверка.
  3. В решении Уставного Суда о прекращении полномочий судьи указываются основания прекращения полномочий судьи.

В случае отклонения предложения прекратить полномочия судьи вопрос о прекращении полномочий судьи по тому же основанию в связи с теми же фактическими обстоятельствами не может рассматриваться вновь.

  1. До рассмотрения Уставным Судом вопроса о прекращении полномочий судьи, за исключением прекращения полномочий по основаниям, предусмотренным подпунктами 5, 7, 9, 10 пункта 1 статьи 27 Уставного закона об Уставном Суде, судья может подать заявление об отставке.
  2. Судья, полномочия которого прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 статьи 27 Уставного закона об Уставном Суде, продолжает осуществлять полномочия судьи до вступления в должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатого с его участием.
  3. Решение Уставного Суда о прекращении полномочий судьи направляется Губернатору Калининградской области и в областную Думу и является официальным уведомлением об открытии вакансии на должности судьи Уставного Суда.

 

  • 8. Порядок приостановления полномочий или отставки судьи Уставного Суда

 

  1. Полномочия судьи и отставка судьи Уставного Суда приостанавливаются решением Уставного Суда по основаниям, определенным пунктом 1 статьи 26 Уставного закона об Уставном Суде.
  2. Решение Уставного Суда о приостановлении полномочий или отставки судьи принимается по собственной инициативе или по представлению председателя Уставного Суда в течение трех дней с момента получения информации о наличии соответствующих обстоятельств.

 

  • 9. Порядок прекращения отставки судьи Уставного Суда

 

  1. Отставка судьи Уставного Суда прекращается решением Уставного Суда по основаниям, определенным подпунктами 1-6 пункта 6 статьи 28 Уставного закона об Уставном Суде.
  2. Решение Уставного Суда о прекращении отставки судьи принимается по собственной инициативе или по представлению председателя Уставного Суда в течение четырнадцати дней с момента получения информации о наличии соответствующих обстоятельств.
  3. Судья в отставке вправе до судебного заседания Уставного Суда Уставного Суда дать письменные или устные объяснения.
  4. Уставный Суд вправе заслушать судью в отставке, о прекращении отставки которого поставлен вопрос, или зачитать его письменные объяснения.
  5. Решение Уставного Суда может быть обжаловано судьей в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
  6. Уставный Суд информирует органы судейского сообщества о прекращении отставки судьи.

 

Глава II. АППАРАТ УСТАВНОГО СУДА

 

  • 10. Аппарат Уставного Суда

 

  1. Аппарат Уставного Суда обеспечивает деятельность Уставного Суда.
  2. Уставный Суд самостоятельно устанавливает структуру и численность аппарата Уставного Суда.
  3. Аппарат Уставного Суда осуществляет организационное, правовое, научно-аналитическое, информационно-справочное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение Уставного Суда; проводит прием посетителей; в предварительном порядке рассматривает обращения в адрес Уставного Суда в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Уставного Суда; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Калининградской области по обеспечению исполнения решений Уставного Суда.
  4. Аппарат Уставного Суда обеспечивает доступ к информации о деятельности Уставного Суда в соответствии с требованиями Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

 

  • 11. Требования к работникам аппарата Уставного Суда

 

Требования к работникам аппарата Уставного Суда определяются законами и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе, законодательством Российской Федерации о труде, а также положениями о соответствующем структурном подразделении аппарата Уставного Суда, должностными инструкциями и иными актами.

 

Раздел второй

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ К РАССМОТРЕНИЮ ОБРАЩЕНИЙ, ПОСТУПИВШИХ В УСТАВНЫЙ СУД. ПОДГОТОВКА И НАЗНАЧЕНИЕ ДЕЛ К СЛУШАНИЮ

 

Глава III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  • 12. Порядок работы аппарата Уставного Суда по рассмотрению поступивших обращений

 

  1. Все обращения в письменной форме, поступившие в Уставный Суд, принимаются и регистрируются в аппарате Уставного Суда в соответствии с Инструкцией о делопроизводстве в Уставном Суде Калининградской области (далее – Инструкция о делопроизводстве).
  2. Рассмотрение обращений после их регистрации осуществляется руководителем или по его поручению специалистами соответствующего структурного подразделения аппарата Уставного Суда.

Не позднее чем в пятидневный срок по итогам рассмотрения составляется справка, подписываемая должностным лицом аппарата Уставного Суда, проводившим рассмотрение обращения.

  1. В случае очевидной неподведомственности Уставному Суду вопроса, содержащегося в обращении, соответствующее подразделение аппарата Уставного Суда в письменной форме уведомляет об этом заявителя и сообщает ему, в какой орган, управомоченный на решение поставленного в обращении вопроса, ему следует обратиться. Указанное уведомление направляется заявителю за подписью руководителя соответствующего структурного подразделения аппарата Уставного Суда.
  2. При несогласии с уведомлением соответствующего подразделения аппарата Уставного Суда о неподведомственности обращения Уставному Суду заявитель вправе потребовать принятия решения по этому вопросу Уставным Судом. В этом случае председатель Уставного Суда поручает одному или нескольким судьям провести проверку обоснованности обращения заявителя. Результаты проверки не позднее месяца докладываются судьей (судьями) в заседании Уставного Суда.
  3. При признании уведомления о неподведомственности обоснованным Уставный Суд выносит решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению. Копия решения Уставного Суда направляется заявителю. При признании Уставным Судом обращения заявителя соответствующим требованиям Уставного закона об Уставном Суде оно подлежит дальнейшему рассмотрению Уставным Судом в соответствии с установленной процедурой.
  4. Обращения по вопросам, относящимся согласно статье 4 Уставного закона об Уставном Суде к компетенции Уставного Суда, с соответствующими предложениями в виде краткой справки, отражающей суть вопроса, передаются для рассмотрения председателю Уставного Суда или его заместителю. Председатель Уставного Суда или его заместитель поручает одному или нескольким судьям Уставного Суда предварительно изучить их.
  5. В случае повторного обращения заявителя в Уставный Суд по вопросу, по которому ранее было вынесено итоговое решение Уставного Суда либо состоялось решение Уставного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства по основаниям, предусмотренным статьями 42 и 65 Уставного закона об Уставном Суде, председатель Уставного Суда вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение.

 

  • 13. Предварительное изучение обращений судьями

 

  1. Распределение обращений между судьями для предварительного их изучения производится председателем Уставного Суда.
  2. Судья (судьи), изучающий (изучающие) обращение в предварительном порядке, может (могут) дать поручение по подготовке аналитического и информационного материала сотрудникам секретариата Уставного Суда. Такое поручение направляется через руководителя секретариата.
  3. Судья (судьи) организует (организуют) работу по выполнению его поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него (у них) в производстве.
  4. Обращения, по которым завершено предварительное изучение, с заключением судьи (судей), проводившего (проводивших) изучение, и проектом определения Уставного Суда рассылаются всем судьям.
  5. Заключение судьи (заключения судей) по результатам предварительного изучения обращения докладывается (докладываются) в заседании Уставного Суда. В указанном заседании принимается решение о проведении специального судебного заседания Уставного Суда по вопросу о принятии обращения к рассмотрению.

 

  • 14. Информирование судей о поступивших обращениях

 

Секретариат Уставного Суда ведет реестр поступивших обращений и информирует о них судей Уставного Суда.

 

Глава IV. ПРИНЯТИЕ ОБРАЩЕНИЙ К РАССМОТРЕНИЮ,

ПОДГОТОВКА И НАЗНАЧЕНИЕ ДЕЛ К СЛУШАНИЮ

 

  • 15. Принятие обращений к рассмотрению

 

  1. Решение о принятии обращения к рассмотрению принимается Уставным Судом в специальном судебном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).
  2. Заявитель, а также органы или должностные лица, принявшие и (или) подписавшие правовой акт, подлежащий проверке, могут быть уведомлены о времени и месте заседания Уставного Суда по вопросу о принятии соответствующего обращения к рассмотрению.
  3. При принятии обращения к рассмотрению Уставный Суд рассматривает ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, а также отсрочке (рассрочке) ее уплаты, если таковые поступили.
  4. О принятии обращения к рассмотрению Уставным Судом выносится определение. О принятом решении секретариат Уставного Суда извещает заявителя.
  5. В случаях, не терпящих отлагательства, Уставный Суд может предложить соответствующим органам и должностным лицам приостановить действие оспариваемого нормативного правового акта до завершения рассматриваемого дела Уставным Судом.
  6. Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению либо о прекращении производства в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 42 Уставного закона об Уставном Суде, излагается в виде отдельного документа. Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению должно быть мотивированным. О принятом решении секретариат Уставного Суда извещает заявителя.
  7. Если предложение судьи, изучавшего обращение в предварительном порядке, о принятии его к рассмотрению Уставным Судом не получило поддержки, он на основе состоявшегося обсуждения готовит текст определения Уставного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению. При этом если судье, готовившему проект определения, остались неясными мотивы отказа в принятии обращения к рассмотрению, то по его просьбе судьи, голосовавшие против принятия обращения к рассмотрению, обязаны изложить свои доводы в письменной форме. По решению Уставного Суда подготовка определения в этом случае может быть поручена другому судье.

 

  • 16. Назначение судьи-докладчика

 

В соответствии с установленной Уставным Судом очередностью рассмотрения дел в заседаниях, а также с учетом загруженности судей делами, переданными им ранее для подготовки к рассмотрению, сложности и объема этих дел Уставный Суд в заседании назначает по каждому делу судью-докладчика (судей-докладчиков).

 

  • 17. Замена судьи-докладчика

 

  1. В случае, если в силу сложившихся обстоятельств (болезнь, командировка, отпуск и другие причины) судья не может в течение длительного времени исполнять свои обязанности, он направляет заявление председателю Уставного Суда для назначения другого судьи-докладчика. Председатель Уставного Суда ставит перед Уставным Судом вопрос о замене судьи-докладчика.
  2. В случаях отстранения судьи, являющегося докладчиком по делу, от участия в рассмотрении дела, приостановления или прекращения его полномочий вместо него Уставным Судом также назначается другой судья-докладчик.

 

  • 18. Требования Уставного Суда

 

  1. В процессе подготовки обращения к рассмотрению требования Уставного Суда, предусмотренные статьями 47 и 48 Уставного закона об Уставном Суде, направляются определенному судьей-докладчиком или Уставным Судом кругу лиц.
  2. С ходатайством о направлении требования в период предварительного изучения и подготовки дела к слушанию сторона вправе обратиться к судье-докладчику или Уставному Суду, а в период слушания дела - к Уставному Суду.
  3. Требование подписывается соответственно судьей-докладчиком либо председателем Уставного Суда.

 

  • 19. Рассылка материалов по обращению, принятому к рассмотрению

 

  1. После принятия Уставным Судом обращения к рассмотрению секретариат Уставного Суда направляет сторонам уведомление о принятом решении; стороне, не являющейся заявителем, наряду с уведомлением высылаются также копии обращения и приложенных к нему материалов.
  2. О принятом к рассмотрению запросе о толковании Устава (Основного Закона) Калининградской области могут быть уведомлены также государственные органы, органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области и должностные лица, не являющиеся участниками процесса.

 

  • 20. Поручение о проведении экспертизы

 

  1. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии со статьей 47 Уставного закона об Уставном Суде поручает производство проверок, исследований, экспертиз. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком по согласованию с Уставным Судом. Производство экспертизы может быть поручено экспертам соответствующих учреждений либо иным специалистам, обладающим необходимыми познаниями в вопросах, касающихся предмета обращения, а также специальными познаниями в вопросах, относящихся к рассматриваемому делу.
  2. Заключение эксперта должно содержать данные о лице, производившем экспертизу, с указанием его специальности, ученой степени и звания, названия дела, в связи с рассмотрением которого проводилась экспертиза; ответы на вопросы, поставленные перед экспертом в требовании Уставного Суда; подпись эксперта под текстом заключения.
  3. В случае, если проведение экспертизы было поручено группе экспертов, согласованное заключение подписывается всеми экспертами. В случае разногласий между экспертами каждый из них составляет собственное заключение.

 

  • 21. Участие специалиста

 

В случаях, предусмотренных статьями 47 и 48 Уставного закона об Уставном Суде, судья-докладчик или Уставный Суд вправе привлекать для консультаций, проведения проверок, исследования отдельных документов специалиста (специалистов), не заинтересованного (не заинтересованных) в исходе дела.

 

  • 22. О проекте решения

 

Судья-докладчик составляет проект итогового решения Уставного Суда, а в зависимости от характера и сложности дела - также перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в процессе совещания судей по принятию итогового решения.

 

  • 23. Оформление материалов дела

 

Оригиналы обращения, приложенные к нему документы, отзывы на обращение, копии, направленных судьей-докладчиком требований и запросов, ответы на них, заключения экспертов, а также материалы, дополнительно полученные в процессе подготовки дела к слушанию, передаются в секретариат Уставного Суда для оформления судебного дела.

 

  • 24. Назначение дел к слушанию

 

  1. Уставный Суд, устанавливая очередность слушания дел, исходит из последовательности поступления обращений. В случаях, не терпящих отлагательства, Уставный Суд своим решением может изменить очередность рассмотрения дел.
  2. Уставный Суд может отложить рассмотрение вопроса о назначении дела к слушанию либо перенести дату рассмотрения назначенного дела до окончания производства по аналогичному или связанному с ним вопросу в Конституционном Суде Российской Федерации, суде общей юрисдикции или арбитражном суде либо ином государственном органе, в компетенцию которого входит установление фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
  3. Назначение дела к слушанию или перенос даты назначенного к слушанию дела производится в заседании Уставного Суда, при этом Уставный Суд:

- определяет готовность дела к рассмотрению;

- решает вопрос о соединении дел;

- определяет круг лиц, подлежащих вызову и приглашению в судебное заседание, а также круг лиц, явка которых обязательна;

- определяет дату и время начала заседания Уставного Суда.

 

  • 25. Уведомление о заседании Уставного Суда и рассылка материалов

 

  1. Уведомления о заседании Уставного Суда и соответствующие материалы направляются судьям Уставного Суда, участникам процесса в порядке, установленном статьей 49 Уставного закона об Уставном Суде.
  2. Уведомления о заседании Уставного Суда по рассмотрению дела о толковании Устава (Основного Закона) Калининградской области могут направляться также иным государственным органам, органам местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области и должностным лицам наряду с указанными в статье 50 Уставного закона об Уставном Суде. Указанные лица или их представители могут быть заслушаны в заседании Уставного Суда.

 

  • 26. Оповещение об обращениях, принятых к рассмотрению, и делах, назначенных к слушанию

 

  1. Информация об обращениях, принятых Уставным Судом к рассмотрению, размещается в здании (помещении) Уставного Суда в доступном для заинтересованных лиц месте, а также на официальном интернет-сайте Уставного Суда.
  2. Объявления о заседаниях Уставного Суда по делам, назначенным к слушанию, помещаются в доступном для всех заинтересованных лиц месте в здании (помещении) Уставного Суда, на официальном интернет-сайте Уставного Суда, а также направляются в средства массовой информации для опубликования.

 

Раздел третий

 

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ В ЗАСЕДАНИЯХ УСТАВНОГО СУДА

 

Глава V. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  • 27. Судебное заседание

 

  1. Судебное заседание - организационная форма судопроизводства в Уставном Суде для рассмотрения и разрешения дел, а также для решения Уставным Судом иных вопросов, отнесенных к его компетенции Уставным законом об Уставном Суде и иными законодательными актами.
  2. Судебное заседание является открытым, если иное решение не принято Уставным Судом. Решение о проведении закрытого заседания может быть принято Уставным Судом лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании в отношении всего или части судебного разбирательства суд выносит мотивированное определение.

Постановления Уставного Суда во всех случаях провозглашаются публично.

  1. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании помимо судей Уставного Суда присутствуют стороны и их представители.

Возможность присутствия на закрытом судебном заседании других участников процесса, а также возможность присутствия на заседании работников аппарата Уставного Суда, непосредственно обеспечивающих нормальный ход заседания, определяется председательствующим в заседании.

  1. Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании осуществляется в случае, если материалы рассматриваемого дела содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Дело в закрытом судебном заседании рассматривается и разрешается с соблюдением всех правил, установленных Уставным законом об Уставном Суде и настоящим Регламентом.

 

  • 28. Отложение и приостановление рассмотрения дела, прекращение производства по делу

 

  1. Рассмотрение дела может быть отложено в заседании Уставного Суда по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 58 Уставного закона об Уставном Суде, при этом Уставный Суд:

- решает вопрос об извещении в очередное судебное заседание Уставного Суда неявившихся сторон, свидетелей или экспертов, явка которых была признана обязательной;

- решает вопрос о предъявлении требований направить Уставному Суду непредставленные документы и иные материалы, необходимые для дополнительного изучения дела;

- назначает дату, на которую переносится заседание. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается с начала или с момента, на который оно было отложено.

  1. Рассмотрение дела может быть приостановлено, если Уставный Суд придет к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, и необходимости обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.

В случае направления Уставным Судом указанного запроса производство по делу приостанавливается с момента вынесения решения Суда об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и до принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации.

  1. Производство по делу может быть прекращено Уставным Судом по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 65 Уставного закона об Уставном Суде.

В случае прекращения производства по делу вторичное обращение в Уставный Суд с тождественным обращением не допускается.

 

  • 29. Исчисление сроков

 

  1. Течение сроков, с которыми связывается наступление определенных юридических последствий, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало в Уставном законе об Уставном Суде или в решении Уставного Суда.
  2. Исчисление сроков, начало и окончание сроков производится по правилам, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.

 

  • 30. Вопросы участия в процессе эксперта, свидетелей, переводчика

 

  1. Перед выступлением эксперта председательствующий устанавливает данные о лице, вызванном в качестве эксперта (фамилия, имя, отчество, место работы, ученая степень, ученое звание, почетные звания), разъясняет эксперту его права и обязанности, перечисленные в статье 60 Уставного закона об Уставном Суде, и предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
  2. Перед заслушиванием показаний свидетеля председательствующий устанавливает данные о его личности, разъясняет обязанности и права свидетеля, предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
  3. На основании статьи 14 Уставного закона об Уставном Суде участникам процесса, не владеющим русским языком, Уставный Суд по ходатайству сторон или их представителей либо по собственной инициативе обеспечивает участие переводчика в судопроизводстве. Переводчик обязан явиться по вызову Уставного Суда и выполнить полно и точно порученный ему перевод. До начала участия переводчика в судопроизводстве председательствующий устанавливает данные о лице, вызванном в качестве переводчика (фамилия, имя, отчество, место работы, образование, место жительства), разъясняет ему его права и обязанности.

Председательствующий предупреждает переводчика об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, за заведомо неправильный перевод и приобщает его подписку об этом к протоколу судебного заседания.

 

  • 31. Порядок отстранения судьи от участия в рассмотрении дела

 

  1. Ходатайство стороны об отводе судьи, предложение других судей об отстранении судьи от участия в деле или самоотвод судьи могут быть заявлены на любой стадии рассмотрения дела при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 53 Уставного закона об Уставном Суде.
  2. В случаях самоотвода судьи либо заявления судье отвода сторонами или другими судьями председательствующий ставит на рассмотрение Уставного Суда вопрос об отстранении этого судьи от участия в рассмотрении дела.
  3. Решение по вопросу об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела принимается в совещательной комнате открытым голосованием. По результатам выносится определение в виде отдельного документа независимо от того, заявлен отвод в письменной форме или заявление было сделано устно и внесено в протокол судебного заседания.
  4. В случае отстранения от участия в рассмотрении дела судьи, являющегося докладчиком по делу, Уставный Суд одновременно принимает решение о назначении нового судьи-докладчика.

 

  • 32. Протокол судебного заседания

 

  1. Протоколирование в заседании Уставного Суда осуществляется работниками соответствующего структурного подразделения аппарата Уставного Суда.
  2. Протокол заседания Уставного Суда должен содержать:

- указание места, даты заседания, время его начала и окончания;

- фамилию председательствующего;

- фамилии присутствующих и отсутствующих судей;

- наименование;

- сведения о явке, данные об участниках процесса и приглашенных Уставным Судом лицах;

- формулировки рассматриваемых вопросов;

- запись обо всех действиях Уставного Суда в том порядке, в каком они имели место, распоряжениях председательствующего и определениях, вынесенных Уставным Судом без удаления в совещательную комнату;

- сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их представителям процессуальных прав и обязанностей;

- заявления и объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей;

- изложение фактов, которые просили удостоверить в протоколе участники процесса;

- показания свидетелей;

- заключение эксперта;

- содержание заключительных выступлений;

- сведения об оглашении решений, принятых Уставным Судом.

  1. Для обеспечения полноты и точности протокола по распоряжению председательствующего в заседании Уставного Суда может вестись стенограмма заседания, звуко- или видеозапись процесса, не заменяющие собою протокола.

 

  • 33. Протокол закрытого совещания судей

 

  1. Протоколирование закрытого совещания судей осуществляется работниками соответствующего структурного подразделения аппарата Уставного Суда. Если Уставным Судом принято решение провести совещание без участия работников аппарата, обеспечивающих протоколирование, то протокол совещания ведет один из судей по поручению Уставного Суда.
  2. Протокол закрытого совещания должен содержать: дату совещания и время его начала и окончания; фамилию председательствующего; фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Уставному Суду причин отсутствия каждого из них; вопросы, поставленные на голосование, и оглашаемые председательствующим результаты голосования по ним.
  3. С протоколом закрытого совещания судей вправе знакомиться только судьи Уставного Суда. Судья вправе принести свои замечания на протокол, которые рассматриваются тем же составом Уставного Суда.

 

  • 34. Некоторые правила процедуры и этикета в заседании Уставного Суда

 

  1. Заседания Уставного Суда проводятся в торжественной обстановке. При входе судей Уставного Суда в зал заседания, а также при их выходе из зала присутствующие встают.
  2. Стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после предоставления им слова председательствующим. При необходимости с разрешения председательствующего участнику процесса может быть предоставлена возможность выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы сидя.
  3. Формами официального обращения к Уставному Суду и судьям являются соответственно: «Высокий Суд» или «Уважаемый Суд», «Ваша честь» или «Уважаемый председательствующий», «Уважаемый судья».
  4. При обращении к сторонам и другим участникам процесса, а равно при упоминании их в выступлениях используются словосочетания: «Уважаемая сторона», «Уважаемый представитель стороны», «Уважаемый свидетель», «Уважаемый эксперт». При необходимости уточнения адресата обращения указывается также фамилия соответствующего участника процесса.
  5. В ходе заседания председательствующий не вправе ограничивать судей в возможности задавать вопросы участникам процесса; снимать вопросы, поставленные судьями перед участниками процесса; комментировать высказывания и вопросы судей. Судьи Уставного Суда в процессе заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего.
  6. Присутствующие в зале участники процесса, представители средств массовой информации, иные граждане обязаны вести себя уважительно по отношению к Уставному Суду, сторонам, другим участникам процесса и друг к другу; подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении установленного порядка в зале судебных заседаний; не допускать во время заседания Уставного Суда хождения по залу, разговоров, реплик; не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания.

 

Глава VI. ИТОГОВОЕ РЕШЕНИЕ УСТАВНОГО СУДА

 

  • 35. Подготовка и принятие итогового решения

 

  1. Составленный судьей-докладчиком (судьями-докладчиками) предварительный проект итогового решения (перечень вопросов, определяющих существо итогового решения), а также материалы к проекту итогового решения вручаются судьям, участвующим в рассмотрении дела, после завершения подготовки дела к слушанию, но не позднее чем за три дня до начала рассмотрения его в заседании Уставного Суда.
  2. После окончания слушания дела судья-докладчик (судьи-докладчики) представляет (представляют) проект итогового решения, основывающийся на материалах, исследованных Уставным Судом.
  3. В случае разногласий между судьями-докладчиками по всему или по части перечня вопросов или проекту итогового решения каждый из них составляет собственный проект итогового решения.
  4. Любой судья, участвующий в рассмотрении дела, вправе представить собственный проект итогового решения.
  5. Одобренные большинством участвующих в рассмотрении дела судей ответы на вопросы, определяющие существо итогового решения, служат основой доработки проекта итогового решения, представленного судьей-докладчиком (судьями-докладчиками). Если судья-докладчик оказался в меньшинстве при голосовании по ответам на вопросы, касающиеся резолютивной части решения, он вправе отказаться от доработки проекта. В этом случае Уставный Суд поручает доработку другому судье.
  6. По требованию любого из судей голосование по проекту итогового решения производится не ранее чем через сутки после вручения судьям всех представленных проектов итогового решения.
  7. В случае представления нескольких проектов итогового решения Уставный Суд принимает один из них за основу для дальнейшей работы. Принятым за основу считается проект, получивший наибольшее число голосов судей, участвовавших в голосовании.
  8. Любой судья, участвующий в рассмотрении дела, вправе предлагать поправки к проекту итогового решения, принятому за основу, вплоть до момента постановки на голосование соответствующей части проекта итогового решения. По требованию любого из судей поправки представляются в письменном виде.
  9. По требованию любого из судей проект итогового решения или поправка к нему могут обсуждаться и голосоваться по частям.
  10. Итоговое решение Уставного Суда не может быть принято без голосования, даже если все участвующие в совещании судьи с ним согласны.
  11. После того как председательствующий объявил о начале голосования по поправке или по части проекта решения, никто из присутствующих на совещании судей не может прерывать голосование, за исключением случаев выступления судьи по порядку ведения совещания в связи с ходом данного голосования.
  12. Поправка к проекту итогового решения по делу считается принятой, если за нее проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. В случае, если голоса разделились поровну, поправка считается отклоненной. Части проекта решения с принятыми поправками ставятся на голосование в целом.
  13. После голосования по частям проекта итогового решения проводится голосование по проекту в целом с учетом принятых поправок.
  14. Итоговое решение Уставного Суда принимается в целом открытым голосованием путем поименного опроса судей. При голосовании по поправкам поименный опрос судей производится лишь в том случае, если этого требуют не менее двух судей. Поименный опрос производится в алфавитном порядке фамилий судей. Во всех случаях председательствующий голосует последним.

Судья Уставного Суда не вправе воздерживаться при голосовании поправок к итоговому решению, проекта итогового решения по частям, проекта итогового решения в целом.

  1. Итоговое решение Уставного Суда подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании.

 

  • 36. Срок представления судьей особого мнения

 

  1. Судья Уставного Суда, не согласный с решением Уставного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Уставного Суда.
  2. Текст особого мнения судьи по делу, рассмотренному Уставным Судом, должен быть представлен им председательствовавшему в судебном заседании не позднее пяти рабочих дней со дня провозглашения Уставным Судом итогового решения.

 

  • 37. Исправление неточностей в решении

 

  1. Исправление допущенных в решении Уставного Суда неточностей в наименованиях и обозначениях, описок, явных редакционных и технических погрешностей производится по инициативе любого из судей Уставного Суда. В случае обращения в Уставный Суд сторон, их представителей, должностных и других лиц, которым направлялось решение Уставного Суда, с заявлением по поводу обнаруженных в нем неточностей, описок, редакционных и технических погрешностей Уставный Суд в своем заседании рассматривает такое заявление.
  2. Об исправлении неточностей, допущенных в решении, выносится определение, которое подлежит обязательному опубликованию и направляется органам и лицам, которым рассылалось ранее принятое решение.

 

  • 38. Разъяснение решения

 

  1. Решение Уставного Суда может быть официально разъяснено только самим Уставным Судом в судебном заседании по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Уставный Суд. Копии соответствующего ходатайства направляются Уставным Судом органам и лицам, выступавшим в качестве сторон по делу о разъяснении решения, по которому заявлено ходатайство.
  2. Для подготовки к рассмотрению вопроса председатель Уставного Суда поручает судье-докладчику или иному судье изучить ходатайство и доложить о нем в заседании Уставного Суда.
  3. В судебное заседание, на котором рассматривается вопрос о разъяснении решения Уставного Суда, приглашаются заявители, а также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассматриваемому делу. Определение по вопросу о разъяснении решения принимается судьями в совещательной комнате в порядке, установленном для принятия итогового решения.
  4. Копия определения о разъяснении решения направляется органам и лицам, заявившим соответствующее ходатайство, органам и должностным лицам, перечисленным в статье 73 Уставного закона об Уставном Суде, а также в те печатные издания, в которых было опубликовано данное решение Уставного Суда.

 

  • 39. Направление решения для опубликования

 

Заверенная в установленном порядке копия итогового решения по делу  направляется для опубликования в периодическое печатное издание, определенное для официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов Калининградской области и по решению Уставного Суда в иные издания. Подписи судей в копиях не воспроизводятся. Текст копии решения завершается формулой: «Уставный Суд Калининградской области».

 

  • 40. Принятие Уставным Судом решений, не являющихся итоговыми решениями по делу

 

  1. При принятии любого, кроме итогового, решения Уставный Суд определяет, подлежит оно оформлению в виде отдельного документа либо заносится в протокол заседания Уставного Суда.
  2. Проект решения, подлежащего занесению в протокол заседания Уставного Суда, представляется в письменном виде, если того требуют не менее двух судей.
  3. Обсуждение и принятие решения производится в закрытом совещании по требованию не менее двух судей, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.
  4. Порядок голосования по принятию решения, оформленного в виде отдельного документа, и поправок к нему определяется правилами, предусмотренными настоящим Регламентом для принятия итогового решения по делу и поправок к нему, если иное не установлено Уставным законом об Уставном Суде и настоящим Регламентом.
  5. Оформленное в виде отдельного документа решение Уставного Суда, принятое в заседании, подписывается всеми судьями, участвовавшими в принятии решения.

 

  • 41. Обобщение практики исполнения решений Уставного Суда

 

  1. Аппарат Уставного Суда систематически анализирует состояние дел по исполнению решений Уставного Суда, причины неисполнения или ненадлежащего исполнения этих решений.
  2. Аппарат Уставного Суда представляет судьям Уставного Суда годовые информационно-аналитические отчеты об исполнении решений Уставного Суда. В случае необходимости может быть дано поручение подготовить информацию об исполнении одного или ряда конкретных решений Уставного Суда.
  3. При установлении факта неисполнения, ненадлежащего исполнения либо воспрепятствования исполнению решения Уставного Суда судья-секретарь вносит на рассмотрение Уставного Суда предложения о привлечении виновных к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

 

  • 42. Законодательная инициатива Уставного Суда

 

  1. Предложение о выступлении с законодательной инициативой по вопросу, относящемуся к ведению Уставного Суда, может быть внесено любым судьей Уставного Суда. При этом судья может представить текст законопроекта, либо текст поправки к законопроекту, либо текст законодательного предложения о разработке и принятии нового Уставного закона Калининградской области.
  2. Решение о выступлении с законодательной инициативой принимается Уставным Судом в судебном заседании по докладу судьи, внесшего соответствующее предложение. В решении Уставного Суда о выступлении с законодательной инициативой должен быть определен представитель Уставного Суда в областной Думе по законопроекту.
  3. Для составления текста законопроекта и подготовки необходимых материалов может быть образована рабочая группа под председательством судьи Уставного Суда.
  4. Реализация права законодательной инициативы в областной Думе осуществляется Уставным Судом с соблюдением требований Закона Калининградской области «О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области».

 

Раздел четвертый

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСТАВНОГО СУДА ПО ДРУГИМ ВОПРОСАМ

 

Глава VII. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

 

  • 43. Делопроизводство в Уставном Суде

 

  1. Делопроизводство в Уставном Суде осуществляется в соответствии с Инструкцией о делопроизводстве, утвержденной приказом председателя Уставного Суда. Инструкция устанавливает общие для аппарата Уставного Суда требования к документационному обеспечению деятельности Уставного Суда и к организации работы со служебными документами, единый порядок их подготовки, оформления и контроля исполнения.
  2. Ответственность за организацию и состояние делопроизводства в аппарате Уставного Суда, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами возлагается на сотрудников аппарата Уставного Суда Калининградской области. Ответственность за организацию и состояние делопроизводства в секретариате Уставного Суда, соблюдение установленного порядка работы с документами и правил их подготовки, оформления и хранения возлагается на руководителя секретариата Уставного Суда.

 

Глава VIII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСТАВНОГО СУДА

 

  • 44. Обеспечение доступа к информации о деятельности Уставного Суда

 

  1. Обеспечение организации доступа к информации о деятельности Уставного Суда осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и призвано гарантировать пользователю информацией:

1) право получать достоверную информацию о деятельности Уставного Суда, если указанная информация не отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну;

2) право на своевременное предоставление запрашиваемой информации о деятельности Уставного Суда, доступ к которой не ограничен;

3) свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности Уставного Суда любым законным способом;

4) право обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности Уставного Суда и установленный порядок его реализации;

5) право требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности Уставного Суда в соответствии с действующим законодательством;

6) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности Уставного Суда.

  1. Обеспечение доступа к информации о деятельности Уставного Суда не распространяется на порядок осуществления уставного судопроизводства, порядок исполнения судебных актов, отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется Уставным Судом, порядок информационного взаимодействия, осуществляемого Уставным Судом с Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, федеральными судами, мировыми судьями, органами судейского сообщества.
  2. Делопроизводство и официальная переписка с адресатами при организации доступа к информации о деятельности Уставного Суда ведутся на русском языке.

 

  • 45. Способы, условия и порядок предоставления информации о деятельности Уставного Суда

 

  1. Доступ к информации о деятельности Уставного Суда в соответствии с федеральным законом обеспечивается следующими способами:

1) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;

2) обнародование (опубликование) информации о деятельности Уставного Суда в средствах массовой информации;

3) размещение информации о деятельности Уставного Суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет);

4) размещение информации о деятельности Уставного Суда в занимаемых Уставным Судом помещениях;

5) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности Уставного Суда, находящейся в архивных фондах;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности Уставного Суда.

  1. Порядок присутствия в открытых судебных заседаниях граждан (физических лиц), представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также их информирование о судебных заседаниях регламентируется Уставным законом об Уставном Суде и Регламентом Уставного Суда.

Допуск в зал судебных заседаний осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность до начала слушания дела или во время перерыва в судебном заседании.

Представители средств массовой информации проходят в зал судебных заседаний по списку, представленному секретариатом Уставного Суда.

  1. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом звукозапись, видео-, кино- и фотосъемка, прямая радио- и телетрансляция судебных заседаний допускаются только с разрешения Уставного Суда.

 

  • 46. Обнародование (опубликование) информации о деятельности Уставного Суда, размещение информации в сети Интернет и в помещениях Уставного Суда

 

  1. Официальное обнародование (опубликование) судебных решений осуществляется в соответствии с Уставным законом об Уставном Суде и Регламентом Уставного Суда.

Копии судебных решений Уставного Суда направляется для опубликования в периодическое печатное издание, определенное для официального опубликования законов и иных нормативных правовых актов Калининградской области и по решению Уставного Суда в иные издания.

  1. Информация о деятельности Уставного Суда предоставляется средствам массовой информации по поручению председателя Уставного Суда секретариатом Уставного Суда.

Информация о деятельности Уставного Суда, предоставляемая судьями Уставного Суда и работниками секретариата средствам массовой информации, согласовывается с председателем Уставного Суда.

  1. Информация о деятельности Уставного Суда размещается на официальном сайте Уставного Суда в сети Интернет.
  2. Порядок создания официального сайта Уставного Суда в сети Интернет, размещения на нем информации о деятельности Уставного Суда, банки данных, сроки обновления указанной информации, требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом устанавливаются Положением об официальном сайте Уставного Суда Калининградской области (далее – Положение об официальном сайте).
  3. Для обеспечения доступа к информации о деятельности Уставного Суда, размещаемой в сети Интернет на официальном сайте Уставного Суда, ответственный работник секретариата Уставного Суда предоставляет необходимую информацию и информационные материалы в соответствии с Положением об официальном сайте.
  4. В целях обеспечения права пользователей информацией на доступ к информации о деятельности Уставного Суда, размещенной в сети Интернет, Уставный Суд принимает меры по ее защите в соответствии с действующим законодательством.
  5. В занимаемых Уставным Судом помещениях размещается в доступном для посетителей месте информационный стенд для ознакомления пользователей информацией с текущей информацией о деятельности Уставного Суда, который содержит:

1) порядок работы Уставного Суда, включая порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, по вопросам, связанным с рассмотрением дел в Уставном Суде, и иным вопросам, касающимся деятельности Уставного Суда;

2) сведения о дате, времени, месте проведения и предмете судебного заседания по делам, назначенным к слушанию;

3) порядок присутствия в судебном заседании и меры, принимаемые к его нарушителям, порядок пропуска в зал судебного заседания и помещения, занимаемые Уставным Судом;

4) условия и порядок получения информации о деятельности Уставного Суда;

5) иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией.

 

  • 47. Ознакомление с информацией о деятельности Уставного Суда, находящейся в архивных фондах

 

Ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности Уставного Суда, находящейся в архивных фондах, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле, Законом Калининградской области «Об архивном деле в Калининградской области», Инструкцией по делопроизводству.

Доступ к архивным документам может быть ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

  • 48. Предоставление информации о деятельности Уставного Суда по запросу

 

  1. Запрос, поступивший от пользователя информацией в письменной форме либо в форме электронного сообщения, регистрируется в день его поступления в Уставный Суд.

Запрос в устной форме, поступивший во время личного приема, регистрируется в день его поступления с указанием даты и времени поступления.

Регистрация указанных запросов осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству.

  1. Запрос рассматривается в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству. Анонимные запросы не рассматриваются.
  2. В случае если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос.

В случае отсрочки ответа на запрос срок предоставления запрашиваемой информации не может превышать пятнадцать дней сверх установленного федеральным законом срока для ответа на запрос.

  1. Если запрос не относится к деятельности Уставного Суда, то об этом в течение семи дней со дня регистрации запроса сообщается пользователю информацией, направившему запрос в письменной форме и (или) по сети Интернет.

В соответствии с Инструкцией по делопроизводству такой запрос направляется в течение семи дней со дня его регистрации в государственный орган или орган местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено предоставление запрашиваемой информации.

О переадресации запроса в этот же срок сообщается направившему запрос пользователю информацией.

  1. Ответ на запрос должен содержать запрашиваемую информацию либо мотивированный отказ в предоставлении такой информации.

В соответствии с Инструкцией по делопроизводству в ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес Уставного Суда, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).

  1. Запрашиваемая информация о деятельности Уставного Суда не предоставляется в случаях, если:

1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности Уставного Суда;

2) в запросе не указаны почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос или номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

3) запрашиваемая информация не относится к деятельности Уставного Суда;

4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;

5) запрашиваемая информация является вмешательством в осуществление правосудия;

6) предоставление запрашиваемой информации не позволяет обеспечивать безопасность участников судебного разбирательства;

7) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;

8) в запросе ставится вопрос о толковании нормы права, разъяснении ее применения или правовой оценке судебных актов, выработке правовой позиции по запросу, проведении анализа судебной практики или выполнении по запросу иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

Уведомление об отказе в предоставлении запрашиваемой информации направляется пользователю информации.

  1. При запросе информации о деятельности Уставного Суда, опубликованной в средствах массовой информации либо размещенной в сети Интернет, в ответе на запрос Уставный Суд имеет право ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.
  2. В случае если запрашиваемая информация о деятельности Уставного Суда относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен.
  3. Ответы на запросы подлежат обязательной регистрации в соответствии с Инструкцией по делопроизводству.
  4. Информация о деятельности Уставного Суда по запросу предоставляется бесплатно, если иное не установлено действующим законодательством.

 

  • 49. Взаимодействие Уставного Суда со средствами массовой информации

 

  1. Взаимодействие Уставного Суда с редакциями средств массовой информации предусматривает:

1) свободный доступ представителей редакций средств массовой информации в помещения Уставного Суда, где размещена информация о деятельности Уставного Суда, а также их присутствие в открытых судебных заседаниях;

2) предоставление информации о деятельности Уставного Суда по запросам редакций средств массовой информации;

3) участие представителей Уставного Суда в пресс-конференциях и иных совместных с представителями редакций средств массовой информации мероприятиях;

4) иные формы взаимодействия, обеспечивающие информирование пользователей информацией о деятельности Уставного Суда.

  1. Официальным представителем Уставного Суда, осуществляющим взаимодействие с редакциями средств массовой информации, является председатель Уставного Суда.

 

  • 50. Форма предоставления информации о деятельности Уставного Суда

 

  1. Информация о деятельности Уставного Суда может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.
  2. Форма предоставления информации о деятельности Уставного Суда предусматривается законодательством, устанавливающим порядок уставного судопроизводства, полномочия и порядок деятельности Уставного Суда, Регламентом Уставного Суда, Положением об официальном сайте и иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности Уставного Суда.
  3. Информация о деятельности Уставного Суда в устной форме предоставляется гражданам (физическим лицам), в том числе представителям организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, во время личного приема.
  4. Личный прием граждан осуществляется судьями и работниками секретариата Уставного Суда.

Личный прием граждан проводится в соответствии с графиком приема, утвержденным председателем Уставного Суда.

  1. Информация о деятельности Суда предоставляется по телефонам председателя Уставного Суда, судей Уставного Суда, руководителя секретариата Уставного Суда.
  2. К информации о деятельности Уставного Суда, предоставляемой в устной форме, в том числе и по телефону, относится:

1) информация справочного характера (почтовый адрес, номера телефонов для справок, фамилии, имена и отчества председателя и судей Уставного Суда, работников секретариата);

2) место и часы приема граждан, сведения о проезде к месту приема;

3) информация о нормативных правовых актах, которыми регулируются полномочия и порядок деятельности Уставного Суда;

4) информация о решениях Уставного Суда.

  1. Информация о деятельности Уставного Суда может быть передана по сетям связи общего пользования.

 

  • 51. Контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности Уставного Суда

 

  1. Контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности Уставного Суда осуществляет в пределах своих полномочий председатель Уставного Суда в порядке, установленном Регламентом Уставного Суда и Положением об официальном сайте.
  2. Основными требованиями к контролю за обеспечением доступа к информации о деятельности Уставного Суда являются:

1) регулярная проверка достоверности предоставляемой информации о деятельности Уставного Суда;

2) соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности Уставного Суда;

3) систематический контроль и изъятие из предоставляемой информации о деятельности Уставного Суда информации, доступ к которой ограничен;

4) пресечение и предупреждение вмешательства в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности Уставного Суда;

5) контроль за расходами, связанными с обеспечением доступа к информации о деятельности Уставного Суда, при планировании бюджетного финансирования Уставного Суда.

  1. Судьи и работники секретариата Уставного Суда, предоставляющие информацию о деятельности Суда, несут персональную ответственность за ее достоверность, соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации, соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса, отсутствие сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

 

Глава  IX. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ВНУТРЕННЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УСТАВНОГО СУДА

 

  • 52. Порядок рассмотрения запросов по вопросам организации деятельности Уставного Суда

 

Уставный Суд в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и в установленном порядке в пределах своей компетенции рассматривает запросы граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти или органов местного самоуправления по вопросам организации деятельности Уставного Суда, а также жалобы на действия (бездействие) работников аппарата Уставного Суда и направляет ответы на запросы и жалобы в установленные законом сроки.

 

  • 53. Рабочее совещание судей

 

  1. Для рассмотрения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов внутренней деятельности Уставного Суда, за исключением вопросов, решаемых в соответствии с Уставным законом об Уставном Суде в заседаниях Уставного Суда, проводятся рабочие совещания судей.
  2. Рабочие совещания созываются председателем Уставного Суда либо по его поручению заместителем председателя. Совещание может быть созвано по требованию одного из судей.
  3. На рабочие совещания могут приглашаться работники аппарата Уставного Суда и иные лица.
  4. Рабочее совещание судей правомочно, если в нем участвует не менее двух судей Уставного Суда.
  5. Решения рабочих совещаний судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей и могут оформляться протокольно.
  6. Решения рабочего совещания судей имеют обязательный характер для судей Уставного Суда и работников его аппарата.

 

  • 54. Комиссии, создаваемые Уставным Судом

 

Для предварительной подготовки вопросов об изменении и дополнении Регламента Уставного Суда, кадровых, бюджетных, информационных вопросов, обобщения практики Уставного Суда и для других целей Уставный Суд может создавать комиссии из числа судей Уставного Суда. В состав комиссий могут включаться работники аппарата Уставного Суда.

 

  • 55. Режим работы судей и аппарата Уставного Суда

 

Дни недели, в которые проводятся заседания Уставного Суда, определяются Уставным Судом в судебных заседаниях и на рабочих совещаниях судей. Рабочие совещания судей проводятся еженедельно по понедельникам, а в случае, если понедельник является выходным или праздничным днем, - в первый рабочий день соответствующей недели.

Режим работы аппарата Уставного Суда определяется Правилами внутреннего трудового распорядка.

 

Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  • 56. Государственная пошлина

 

  1. Размер и порядок уплаты, льготы по государственной пошлине устанавливаются федеральным налоговым законодательством.
  2. Аппарат Уставного Суда при регистрации обращения обязан проверить соответствие суммы государственной пошлины размеру, установленному действующим налоговым законодательством, и при необходимости дать соответствующие разъяснения заявителю (заявителям).
  3. Освобождение от уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера, а также отсрочка (рассрочка) ее уплаты производятся по письменному ходатайству заявителя. Ходатайство может быть изложено в обращении либо в отдельном заявлении к соответствующему обращению. В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение не позволяет заявителю уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче обращения в Уставный Суд.
  4. Уплаченная государственная пошлина возвращается в случаях, предусмотренных федеральным налоговым законодательством.

 

  • 57. Взаимоотношения Уставного Суда с Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.

 

Уставный Суд взаимодействует с Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации в целях обмена опытом и информацией, оказания взаимной методической и консультационной помощи.

 

  • 58. Внесение изменений и дополнений в Регламент Уставного Суда

 

  1. Предложения об изменении и дополнении Регламента Уставного Суда могут быть внесены любым судьей Уставного Суда с соответствующими обоснованиями. Рассмотрение предложений о внесении изменений и дополнений в Регламент Уставного Суда производится в заседании Уставного Суда.
  2. По каждому предложению о внесении изменений и дополнений в Регламент Уставный Суд принимает отдельное решение.