236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 июня 2010 г. №6-П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения подпункта 2 пункта 1 Постановления Правительства Калининградской области от 20 марта 2009 года № 148 «О внесении дополнения и изменения в Постановление Правительства Калининградской области от 21 мая 2007 года № 278»

город Калининград                                                                                   29 июня 2010 года

Уставный Суд Калининградской области в составе Председателя Ю.А. Кузяева, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, А.В. Куликова,
с участием сторон:
заявителей - граждан О.В. Пашковой, Д.Н. Сальникова, Е.И. Синициной,
представителей Правительства Калининградской области, как органа, принявшего правовой акт, положение которого подлежит проверке,- Л. Г. Денисовой, Г.В. Череповой по доверенности,
руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения подпункта 2 пункта 1 Постановления Правительства Калининградской области от 20 марта 2009 года № 148 «О внесении дополнения и изменения в Постановление Правительства Калининградской области от 21 мая 2007 года № 278» (далее - Постановление № 148).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение граждан О.В. Пашковой, Д.Н. Сальникова, Е.А. Синициной о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения подпункта 2 пункта 1 Постановления № 148. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области положение подпункта 2 пункта 1 Постановления № 148.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Куликова, объяснения представителя заявителей - Е.И. Синициной, представителей Правительства Калининградской области - Л.Г. Денисовой, Г.В. Череповой, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: прокуратуры Калининградской области - С.А. Стукальской, Уполномоченного по правам человека в Калининградской области - С.Ю. Лариной, а также показания свидетеля С.Г. Палий,
исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

установил:

1. В Уставный Суд Калининградской области 15 декабря 2009 года поступило обращение граждан О.В. Пашковой, Д.Н. Сальникова Е.И. Синициной (далее - заявители) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения подпункта 2 пункта 1 Постановления № 148. 18 января 2010 года заявителями представлено уточнение к обращению, в котором они конкретизировали свои требования в связи с введением в действие с 25 декабря 2009 года новой редакции Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Как следует из обращения и представленных документов, заявители являются родителями (законными представителями) детей-инвалидов. Дети-инвалиды заявителей обучаются в Центре надомного обучения и развития детей-инвалидов при МОУ СОШ № 10 города Калининграда (далее - Центр) по специальным коррекционным образовательным программам VII - VIII видов (обучение и воспитание детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью).
Заявители указывают, что подпунктом 2 пункта 1 Постановления № 148 внесено изменение в подпункт 8 пункта 19 Приложения № 1 к Постановлению № 278 «О методике расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования и оплату услуг по содержанию имущества и коммунальных услуг в общеобразовательных учреждениях на одного учащегося в год» (далее - Постановление № 278) в части слов: «коэффициент 6,4 (обучение детей-инвалидов) применяется к детям- инвалидам, обучающимся по специальным коррекционным программам I-VI вида». В прежней редакции подпункт 8 пункта 19 Приложения № 1 к Постановлению № 278 указывал: «коэффициент 6,4 (обучение детей-инвалидов) не распространяется на вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения» и распространялся на все категории детей-инвалидов, в том числе и на детей-инвалидов, обучающихся по специальным коррекционным программам VII - VIII видов. В результате, по мнению заявителей, снизилось финансирование оплаты труда с начислениями, что привело к сокращению учебной нагрузки в два раза. Сокращение учебной нагрузки не позволило реализовать ранее используемый учебный план Центра, что, по мнению заявителей, явилось следствием отмены Постановлением № 148 для данной категории детей- инвалидов коэффициента 6,4, применяемого для расчета размера нормативов бюджетного финансирования, и привело к нарушению их прав на образование, обеспечения равных возможностей на его получение.
Заявители, исходя из своей правовой позиции, которую подтвердили в судебном заседании, просят признать положение подпункта 2 пункта 1 Постановления № 148 в части слов «коэффициент 6,4 (обучение детей-инвалидов) применяется к детям-инвалидам, обучающимся по специальным коррекционным программам I-VI вида» не соответствующим пункту 1 статьи 2, подпунктам 1 и 3 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3, 4 статьи 15, пункту 2, подпункту 1 пункта 3 статьи 38, пункту 3 статьи 43, статье 69, статье 72, пункту 1, подпунктам 1, 4, 5 пункта 2 статьи 73, пункту 1, подпункту 1 пункта 2, пунктам 3, 4, 5 статьи 74 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Представители Правительства Калининградской области Л.Г. Денисова, Г.В. Черепова в ходе судебного заседания поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве Правительства Калининградской области, согласно которой Постановление № 148 принято в рамках реализации полномочий Правительства Калининградской области, установленных федеральным законодательством. Считают, что Положение подпункта 2 пункта 1 Постановления № 148 не противоречит Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Представитель прокуратуры Калининградской области С.А. Стукальская указала, что исключение Постановлением № 148 коэффициента 6,4 в отношении детей-инвалидов, обучающихся по специальным коррекционным программам VII - VIII видов, можно рассматривать как создание неравных условий по реализации государственного образовательного стандарта (программы) общего образования по сравнению с детьми-инвалидами, обучающимися по специальным коррекционным программам I-VI вида, и как дискриминационные в том случае, если сокращение учебной нагрузки произведено на основании уменьшения нормативов бюджетного финансирования, однако установить это из текста Постановления № 278 с учетом внесенных в него изменений Постановлением № 148 не представляется возможным.
Представитель Уполномоченного по правам человека в Калининградской области С.Ю. Ларина поддержала позицию заявителей и указала, что имеет место дискриминация детей-инвалидов, обучающихся по специальным коррекционным программам VII - VIII видов, что ограничило их право на образование.
Свидетель С.Г. Палий, являясь директором МОУ СОШ № 10 г. Калининграда, пояснила, что школа реализует специальные коррекционные программы VII - VIII видов, отмена коэффициента 6,4 привела к сокращению финансирования и имеет прямую зависимость с затратами на базисные учебные планы и сокращением персонала, что нарушает право детей-инвалидов на образование.
Согласно положениям Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Уставный Суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению.
Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда по настоящему делу является проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения подпункта 2 пункта 1 Постановления № 148 в части слов «коэффициент 6,4 (обучение детей-инвалидов) применяется к детям-инвалидам, обучающимся по специальным коррекционным программам I-VI вида».

2. Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области обеспечивается реализация и государственная защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Органы государственной власти Калининградской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (часть 1 статьи 17). Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного основного, общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (части 1 и 2 статьи 43).
В статье 23 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, указано, что неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь, а государство должно признать его право на особую заботу и предоставлять ему помощь с целью обеспечения эффективного доступа к услугам в области образования.
Согласно Декларации о правах инвалидов, принятой 9 декабря 1975 года Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН, инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации, в том числе правом на образование, которое должно быть признано за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье (пункты 2, 6).
В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, определено, что государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования (правило 6).
Положения Конституции Российской Федерации (пункты «б», «е» части 1 статьи 72) определяют, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том числе защита прав и свобод человека и гражданина; общие вопросы воспитания и образования. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).
Устав (Основной Закон) Калининградской области, уставные законы Калининградской области, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Калининградской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области (пункт 1 статьи 2 Устава).
В соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон Российской Федерации «Об образовании») законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования (пункт 1, пункт 3 статьи 3).
При этом гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования, в том числе независимо от возраста и состояния здоровья. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (абзац 1 пункта 1, пункт 6 статьи 5).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 74 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области обеспечиваются государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в рамках основных общеобразовательных программ.
Из приведенных норм федерального законодательства и Устава области следует, что органы государственной власти Калининградской области, действуя в рамках своих полномочий в сфере правового регулирования вопросов образования, обязаны исходить из того, что обеспечение и защита права на образование, как одного из основных конституционных прав граждан, создание условий для его реализации на территории Калининградской области является основной их обязанностью. Поэтому принимаемые ими нормативные правовые акты в области образования должны обеспечивать возможность получения образования гражданам независимо от их состояния здоровья и места жительства, создавать детям-инвалидам условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации и не могут ограничивать их права, определенные законодательством Российской Федерации в области образования, общепризнанными принципами и нормами международного права.

3. Заявителями по настоящему делу оспаривается положение подпункта 2 пункта 1 Постановления № 148, которым установлена специфика применения повышающего корректирующего коэффициента, используемого при расчете бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях для обучения детей-инвалидов.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает понятие - дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, к которым отнесены в том числе дети-инвалиды (статья 1), нуждающиеся в особой защите со стороны государства. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится в том числе реализация государственной политики в интересах детей-инвалидов (пункт 2 статьи 5). При осуществлении деятельности в области образования ребенка не могут ущемляться права ребенка (пункт 1 статьи 9).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования.
Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами.
Согласно положениям Закона Российской Федерации «Об образовании» федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (пункт 1 статьи 7). Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными) учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений) (пункт 3 статьи 12). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество (пункты 4 и 10 статьи 50).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 утверждено Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Согласно пункту 30 данного Положения органы управления образованием по согласованию с учредителем могут открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Общеобразовательное учреждение руководствуется при организации работы специальных (коррекционных) классов Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно Закону Калининградской области «Об образовании» от 5 февраля 1998 года № 48 финансирование деятельности образовательных учреждений (организаций) осуществляется на принципах гарантированности, своевременности предоставления ассигнований на соответствующие цели, обеспечивающих эффективное функционирование и поступательное развитие системы образования Калининградской области (пункт 1 статьи 18).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П органы государственной власти и органы местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов должны руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится в том числе обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации (подпункт 6.1 пункта 1 статьи 29). Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 пункта 1 статьи 29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 41).
Таким образом, Правительство Калининградской области, реализуя свои государственные полномочия по установлению нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений на реализацию государственного образовательного стандарта для обучающихся детей- инвалидов, должно исходить из того, что государство признает право неполноценных в умственном и физическом отношении детей на особую заботу и предоставление им помощи с целью эффективного доступа к услугам в области образования и руководствоваться принципом наиболее полного их финансирования как публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости обеспечения государственных гарантий прав детей-инвалидов на получение общедоступного образования, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Согласно пункту 3 статьи 2 Закона Калининградской области от 26 марта 2007 года № 124 «О нормативах бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений» (далее - Закон № 124) методика расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования и оплату услуг по содержанию имущества и коммунальных услуг в общеобразовательных учреждениях на одного учащегося в год устанавливается Правительством Калининградской области.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 2 Закона № 124 размер нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования и оплату услуг по содержанию имущества и коммунальных услуг в общеобразовательных учреждениях на одного учащегося в год (далее - норматив бюджетного финансирования) в 2007 году был установлен Приложением № 3 к указанному Закону. Данный норматив, начиная с 2008 и в последующие годы, устанавливается Правительством Калининградской области.
Норматив бюджетного финансирования на 2008 год был установлен Постановлением Правительства Калининградской области от 11 декабря 2007 года № 803 (далее - Постановление № 803), на 2009 и 2010 годы - Постановлением Правительства Калининградской области от 21 ноября 2008 года № 764 (далее - Постановление № 764).
Приложением № 3 к Закону № 124, Приложениями № 1 к Постановлениям № 803 и № 764 для расчета фонда оплаты труда на обучение детей-инвалидов был установлен повышающий корректирующий коэффициент в размере 6,4. При этом каких-либо ограничений для его применения в зависимости от вида специальных коррекционных программ, реализуемых в отношении детей-инвалидов, не установлено.
Методика расчета нормативов бюджетного финансирования на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования и оплату услуг по содержанию имущества и коммунальных услуг в общеобразовательных учреждениях на одного учащегося в год была утверждена Постановлением Правительства Калининградской области от 21 мая 2007 года № 278 (далее - Методика). Согласно данной Методике расчет средств на оплату труда производится исходя из размера утвержденного норматива на оплату труда на одного обучающегося с учетом применения корректирующих коэффициентов на оплату труда и численности учащихся. При этом часть корректирующих коэффициентов имеет специфику применения при расчете объемов финансирования.
В первоначальной редакции Методики специфика применения коэффициента 6,4 в отношении обучения детей-инвалидов не устанавливалась.
Однако Постановлением Правительства Калининградской области от 7 августа 2008 года № 506 подпункт 9 пункта 17 Методики (в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 17 марта 2008 года № 128) изложен в редакции: «коэффициент 6,4 (обучение детей- инвалидов) не распространяется на вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения».
Постановлением № 148 внесены изменение и дополнение в Постановление № 278, которые вступили в силу со дня его официального опубликования - 27 марта 2009 года. Постановлением № 148 подпункт 8 пункта 19 Методики (в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 23 декабря 2008 года № 864) изложен в новой редакции: «коэффициент 6,4 (обучение детей-инвалидов) применяется к детям-инвалидам, обучающимся по специальным коррекционным программам I-VI вида, данный коэффициент не распространяется на вечерние (сменные) образовательные учреждения». Таким образом, коэффициент 6,4 стал применяться только для детей-инвалидов, обучающихся по специальным коррекционным программам I - VI вида.
В настоящее время в Методике не содержится положений, регламентирующих условия применения установленного в Приложении № 1 к Постановлению № 764 повышающего корректирующего коэффициента по специфике обучения детей-инвалидов по специальным коррекционным программам VII - VIII видов, что на практике порождает возможность произвольного применения при расчете фонда оплаты труда на обучение указанных детей коэффициентов, установленных для других категорий обучающихся, имеющих значительно меньший размер.
Как следует из отзыва Комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград», в 2009-2010 учебном году в связи с изменением условий бюджетного финансирования обучения детей-инвалидов, обучающихся по специальным коррекционным программам VII - VIII видов, значительно снизился фонд оплаты труда работников Центра надомного обучения и развития детей-инвалидов при МОУ СОШ № 10, что не позволило реализовать разработанный учебный план в полном объеме.
Вместе с тем из положений пунктов 5, 7, 12, подпункта 9 пункта 19 Методики (в редакции Постановления № 148) в их взаимосвязи с Приложением № 1 к Постановлению № 764, устанавливающим размеры корректирующих коэффициентов по специфике обучения отдельных категорий учащихся, следует, что на негосударственные (частные) образовательные учреждения распространяется действие повышающего корректирующего коэффициента 6,4 на детей-инвалидов, обучающихся по всем видам специальных коррекционных программ, без исключения.
Таким образом, положение подпункта 8 пункта 19 Методики (в редакции Постановления № 148) ставит в неравное положение детей-инвалидов, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях по специальным коррекционным программам VII - VIII видов, по отношению к детям-инвалидам, обучающимся по этим же программам в негосударственных (частных) образовательных учреждениях.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (часть 1 статьи 19), в силу которого различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года № 12-П).
Таким образом, Уставный Суд приходит к выводу, что положение подпункта 2 пункта 1 Постановления № 148 в той части, в которой им установлено применение коэффициента 6,4 (обучение детей-инвалидов) к детям-инвалидам, обучающимся по специальным коррекционным программам I-VI вида, привело к уменьшению объемов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений на реализацию государственного образовательного стандарта (программы) общего образования для детей-инвалидов, обучающихся по специальным коррекционным программам VII - VIII видов, что ухудшает условия для получения ими образования и снижает уровень обеспечения государственных гарантий права указанных детей-инвалидов на получение образования, установленных законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области образования, а, следовательно, противоречит положениям пункта 3 статьи 3, пунктам 1, 6 статьи 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» и не соответствует пункту 1 статьи 2, пунктам 1, 3, 4 статьи 15, подпункту 1 пункта 2 статьи 74 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьями 5, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

постановил:

1. Признать положение подпункта 2 пункта 1 Постановления Правительства Калининградской области от 20 марта 2009 года № 148 «О внесении дополнения и изменения в Постановление Правительства Калининградской области от 21 мая 2007 года № 278» в той части, в которой им установлено применение коэффициента 6,4 (обучение детей-инвалидов) к детям-инвалидам, обучающимся по специальным коррекционным программам I-VI вида, не соответствующим положениям пункта 1 статьи 2, пунктам 1, 3, 4 статьи 15, подпункту 1 пункта 2 статьи 74 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.


Уставный Суд
Калининградской области


№ 6 - П