236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 июля 2011 г. № 4-П

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

по делу о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области»

город Калининград                                                                                          7 июля 2011 года


Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - заместителя Председателя Уставного Суда Ю.А. Кузяева, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко,
руководствуясь подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьями 36, 70, 71 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области»,
заслушав сообщение судьи Ю.А.Кузяева,
исследовав представленные документы и материалы дела,

установил:

1. В Уставный Суд Калининградской области поступило обращение Калининградской областной Думы о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области», внесенному в областную Думу в порядке законодательной инициативы группой депутатов, о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В Устав (Основной Закон) Калининградской области предлагается внести следующие изменения:
- абзац пятый статьи 22 изложить в следующей редакции:
«Калининградская областная Дума заслушивает ежегодное послание Губернатора Калининградской области об основных направлениях деятельности Губернатора Калининградской области и деятельности Правительства Калининградской области, ежегодные отчеты Губернатора Калининградской области о результатах деятельности Правительства Калининградской области, в том числе по вопросам, поставленным Калининградской областной Думой.»;
- подпункт 3-1 пункта 2 статьи 30 изложить в следующей редакции:
«3-1) обращается к Калининградской областной Думе со своим ежегодным посланием об основных направлениях своей деятельности и деятельности Правительства Калининградской области, представляет в Калининградскую областную Думу ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Калининградской области, в том числе по вопросам, поставленным Калининградской областной Думой;»;
- пункт 2 статьи 31 изложить в следующей редакции:
«2. В течение трех месяцев после вступления в должность Губернатор Калининградской области представляет Калининградской областной Думе свое послание, в котором определяет основные направления своей деятельности и деятельности Правительства Калининградской области на 5 лет. Основные направления деятельности Губернатора Калининградской области и деятельности Правительства Калининградской области на 1 год определяются в ежегодном послании Губернатора Калининградской области Калининградской областной Думе. Порядок и сроки представления Калининградской областной Думе посланий определяются Уставным законом Калининградской области «О Губернаторе Калининградской области».».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области Уставный Суд Калининградской области дает заключения по проектам уставных законов Калининградской области о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.

2. Абзац пятый статьи 22, подпункт 3-1 пункта 2 статьи 30, пункт 2 статьи 31 действующей редакции Устава (Основного Закона) Калининградской области предусматривают, что Калининградская областная Дума заслушивает ежегодные отчеты Губернатора Калининградской области о результатах деятельности Правительства Калининградской области, в том числе по вопросам, поставленным Калининградской областной Думой; Губернатор Калининградской области представляет в Калининградскую областную Думу ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Калининградской области, в том числе по вопросам, поставленным Калининградской областной Думой; в течение трех месяцев после вступления в должность Губернатор Калининградской области представляет Калининградской областной Думе свое послание, в котором определяет основные направления своей деятельности и деятельности Правительства Калининградской области на 5 лет. Порядок и сроки представления Калининградской областной Думе послания Губернатора Калининградской области определяются Уставным законом Калининградской области «О Губернаторе Калининградской области».
Таким образом, представленный проект уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области предусматривает дополнение полномочий Калининградской областной Думы и Губернатора Калининградской области путем введения правовых норм о представлении и заслушивании ежегодных посланий Губернатора Калининградской области Калининградской областной Думе об основных направлениях своей деятельности и деятельности Правительства Калининградской области.

3. Согласно преамбуле Устава (Основного Закона) Калининградской области Устав (Основной Закон) Калининградской области, исходя из положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, устанавливает систему органов государственной власти Калининградской области и их полномочия.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 6 Устава (Основного Закона) Калининградской области в систему органов государственной власти Калининградской области входят высшее должностное лицо Калининградской области - Губернатор Калининградской области; законодательный (представительный) орган государственной власти Калининградской области - Калининградская областная Дума; высший исполнительный орган государственной власти Калининградской области - Правительство Калининградской области.
Деятельность органов государственной власти Калининградской области и их взаимоотношения основываются на принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица и осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области (подпункт 5 пункта 1 статьи 7, пункт 1 статьи 31 Устава (Основного Закона) Калининградской области).
При этом, согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 30 Устава (Основного Закона) Калининградской области Губернатор Калининградской области обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Калининградской области с иными органами государственной власти Калининградской области.
Как следует из положений статей 22, 30 Устава (Основного Закона) Калининградской области, Калининградская областная Дума осуществляет полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области. Губернатор Калининградской области осуществляет полномочия в соответствии с федеральными законами,

Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области.
Данные положения Устава (Основного Закона) Калининградской области воспроизводят нормы Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», установленные в пункте 1 статьи 5 и пункте 7 статьи 18.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.
Исходя из указанных положений Устава (Основного Закона) Калининградской области в их взаимосвязи с нормами федерального законодательства, Уставом (Основным Законом) Калининградской области могут быть предусмотрены новые полномочия Калининградской областной Думы и Губернатора Калининградской области, в том числе касающиеся вопросов их взаимодействия, при условии, что указанные полномочия не противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, не нарушают конституционный принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
При сравнительно-правовом анализе усматривается, что представленный проект уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области» направлен на законодательное урегулирование взаимодействия Губернатора Калининградской области с Калининградской областной Думой, обеспечение открытости и публичности деятельности органов государственной власти Калининградской области, корреспондирует полномочиям Губернатора Калининградской области по обеспечению координации деятельности органов исполнительной власти Калининградской области с иными органами государственной власти Калининградской области.
Таким образом, Уставный Суд приходит к заключению об отсутствии противоречия положений предлагаемого к принятию проекта уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области» иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьями 68, 74 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

постановил:

1. Дать заключение об отсутствии противоречия положений предлагаемого к принятию проекта уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области» иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.


Уставный Суд
Калининградской области

 

№ 4 - П