236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 мая 2009 г. № 1-П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области

 

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пунктов 1, 2, подпункта 2.1. Приложения к Решению окружного Совета депутатов муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области от 20 декабря 2006 года № 245 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования «Светловский городской округ» и подпункта 2.8. Приложения к Порядку определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования «Светловский городской округ»

город Калининград                                                                                       20 мая 2009 года


Уставный Суд Калининградской области в составе: Председательствующего - заместителя Председателя Уставного Суда Г.В. Корнюшенкова, судей Т.А. Карпенко, А.В. Куликова,
с участием сторон: представителей заявителя ЗАО «Межколхозная производственная база» - В.В. Коршун и А.М. Хурматовой; представителя окружного Совета депутатов муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области - И.И. Ясюкевича, представителей главы муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области - О.В. Бруно и Н.Я.Чистяковой,
руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пунктов 1, 2, подпункта 2.1. Приложения к Решению окружного Совета депутатов муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области от 20 декабря 2006 года № 245 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования «Светловский городской округ» (далее - Приложение к Решению № 245) и подпункта 2.8. Приложения к Порядку определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования «Светловский городской округ» ( далее - Приложение к Порядку).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение ЗАО «Межколхозная производственная база» о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений Решения № 245. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем указанные положения.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Т.А. Карпенко, объяснения представителей сторон: В.В. Коршун, А.М. Хурматовой, И.И. Ясюкевича, Н.Я.Чистяковой и О.В. Бруно, а также выступления представителей от - Министерства экономики Правительства Калининградской области - А.А. Гудзарика; от Агентства по градостроению Правительства Калининградской области - К.Ю. Власкова; от Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» - Е.В. Сидаш,
исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

УСТАНОВИЛ:

1. ЗАО «Межколхозная производственная база» (далее - заявитель) обратилось в Уставный Суд с запросом о признании не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области пунктов 1, 2, подпункта 2.1. Приложения к Решению № 245 и подпункта 2.8. Приложения к Порядку.
Как следует из обращения и приложенных к нему документов, между администрацией муниципального образования «Светловский городской округ» и ЗАО «Межколхозная производственная база» заключен договор аренды земельных участков от 2 ноября 2005 года с дополнительными соглашениями от 1 февраля 2006 года и от 14 декабря 2006 года. В дополнительном соглашении к указанному договору от 24 мая 2007 года расчет размера арендной платы в 2007 году произведен на основании пунктов 1, 2, подпункта 2.1. Приложения к Решению № 245, по формуле путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на расчетный коэффициент по категориям земель или видам функционального использования земель для земель поселений - Кз. В отношении ЗАО «Межколхозная производственная база» при расчете арендной платы применен установленный в подпункте 2.8. Приложения к Порядку коэффициент Кз для земельных участков под промышленными объектами,
объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под станциями, предприятиями автосервиса, гаражами и автостоянками), под объектами связи равный 0,02.
В результате с 1 января 2007 года годовая арендная плата за указанные земельные участки увеличилась почти в шесть раз соответственно с 303 560 рублей 88 копеек до 1629 217 рублей.
Как утверждает заявитель, установление нового порядка определения размера арендной платы было произведено Советом депутатов без экономического обоснования. Расчетный коэффициент для всех земельных участков под промышленными объектами определен одинаковым, без учета их принадлежности по целевому назначению к той или иной категории, разрешенного использования, природных, социальных, экономических и иных факторов, влияющих на доходность. Более того, расчетный коэффициент Кз равный 0,02 для земельных участков под промышленными объектами установлен больше, чем расчетный коэффициент равный 0,015, соответствующий максимальной ставке земельного налога.
Заявитель считает, что оспариваемые им положения Решения № 245 нарушают его права, не соответствуют федеральному законодательству и противоречат пунктам 1, 2 статьи 5, пункту 2 статьи 7, пункту 1 статьи 59, пункту 5 статьи 63, статье 72 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В ходе судебного заседания представитель заявителя В.В. Коршун дополнила правовую позицию и подтвердила требования, изложенные в обращении.
Представитель окружного Совета депутатов И.И. Ясюкевич пояснил, что при принятии Решения № 245 Совету депутатов не представлялись заключения соответствующих служб, предусмотренные пунктом 3 статьи 4 Положения «О порядке подготовки, принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов окружного Совета депутатов», утвержденного Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Светловский городской округ» от 26 апреля 2006 года № 116.
Представители главы муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области О.В. Бруно и Н.Я.Чистякова в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве главы муниципального образования, заключающуюся в том, что Решение № 245 принято окружным Советом депутатов в пределах его полномочий и не противоречит федеральному законодательству и Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
В соответствии со статьей 70 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению.


Из положений пункта 1 статьи 85 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» следует, что Уставный Суд проверяет соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления в Калининградской области.

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно Конституции Российской Федерации (подпункт «к» части 1 статьи 72) земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 1 Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» установлено, что правовое регулирование земельных отношений на территории Калининградской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», иными федеральными законами, а также Уставом (Основным Законом) Калининградской области, настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами органов государственной власти Калининградской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Калининградской области. Согласно статье 7 указанного Закона органы местного самоуправления осуществляют полномочия в сфере земельных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калининградской области.
Согласно пункту 5 статьи 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области органы местного самоуправления обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу (Основному Закону) области, законам и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
Решением № 245 утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования «Светловский городской округ».
Вместе с тем в тексте самого Решения № 245 и утвержденного Порядка не конкретизировано, на какие именно земельные участки распространяется данный Порядок.

Действующая на момент принятия Решения № 245 редакция пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривала, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
При таких обстоятельствах Уставный Суд считает, что действие Решения № 245 распространено на земельные участки муниципальной собственности и находящиеся на территории муниципального образования земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Однако Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 212-ФЗ в статью 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ внесены дополнения, согласно которым порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реализации указанных полномочий и в соответствии с Законом Калининградской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» (пункт 16 статьи 5) Правительство Калининградской области своим постановлением от 29 января 2008 года № 21 установило порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 1 данного постановления). Указанное постановление вступило в силу со дня опубликования 21февраля 2008 года.
Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что органы местного самоуправления муниципальных образований, осуществляя полномочия собственника муниципальных земель и распоряжение находящимися на их территориях земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, обязаны исходить из того, что к их ведению в сфере установления порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся на их территориях, относится установление данного порядка для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Однако до настоящего времени окружным Советом депутатов Решение № 245 не приведено в соответствие с указанными нормами федерального законодательства и законодательства Калининградской области.
Таким образом, Уставный Суд приходит к выводу, что Решение № 245 в части оспариваемых заявителем пунктов 1, 2, подпункта 2.1.Приложения к данному Решению в той мере, в какой они распространяются на находящиеся на территории муниципального образования «Светловский городской округ» земельные участки, государственная собственность на которые не


разграничена, противоречит требованиям действующего законодательства и не соответствует пункту 2 статьи 7, пункту 5 статьи 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Калининградской области, законы и иные нормативные правовые акты области, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно Уставу муниципального образования «Светловский городской округ» (подпункт 28 пункта 1 статьи 25) к исключительной компетенции окружного Совета депутатов относится установление порядка предоставления земельных участков в аренду, установление арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности данного муниципального образования.
Пунктом 1 Решения № 245 утвержден изложенный в Приложении к данному решению Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования «Светловский городской округ». Решение № 245 вступило в силу с 1 января 2007 года.
В соответствии с пунктом 1 Приложения к Решению № 245 за базовую ставку расчета годовой арендной платы принимается кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка (кроме земельных участков, предоставляемых под проектно-изыскательские работы, строительство, занятых муниципальным жилищным фондом, объектами коммунального назначения, муниципальными предприятиями, зданиями и сооружениями культового назначения, гаражами и эллингами).
Согласно пункту 2 Приложения к Решению № 245 арендная плата за земельные участки, указанные в пункте 1, включает в себя две составляющие:
- кадастровую стоимость земельного участка по сведениям государственного земельного кадастра;
- расчетный коэффициент по категориям земель или видам функционального использования земель для земель поселений, который применяется в соответствии с приложением к Порядку определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования «Светловский городской округ».
Как указывается в подпункте 2.1. Приложения к Решению № 245, расчет арендной платы производится по формуле: Ап = Кс x Кз
где: Ап - годовая сумма арендной платы;
Кс - кадастровая стоимость земельного участка; Кз - расчетный коэффициент по категориям земель или видам функционального использования земель для земель поселений.

3.1. Из положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения отнесены к компетенции собственника земель. При этом общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть установлены Правительством Российской Федерации, до настоящего времени не приняты.
В то же время пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, федеральным законом установлена возможность применения кадастровой стоимости земельного участка для расчета арендной платы за земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316. Во исполнение указанного постановления приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Согласно указанным правовым актам государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного функционального использования.
Постановлением Правительства Калининградской области от 28 ноября 2008 года № 769 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области по состоянию на 1 января 2007 года.
Из указанных положений земельного законодательства следует, что применение при исчислении арендной платы в качестве базовой ставки кадастровой стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования земельного участка, обеспечивает учет объективных оценочных характеристик земельных участков и не противоречит требованиям действующего федерального законодательства, положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.

3.2. Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. В зависимости от вида целевого назначения устанавливаются категории земель. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из положений Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 7, 85) в их системной связи с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 30, 35, 37) следует, что целевое назначение устанавливается земельным законодательством для всех категорий земель, указанных в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, а разрешенное использование земельных участков, конкретизирующее целевое назначение для участков в составе отдельных категорий земель, определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством.
Одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Порядок установления арендной платы, предусмотренный в Решении № 245, аналогичен порядку установления ставок земельного налога.
Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования

 

земельного участка (статья 394 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако, в отличие от установления регулирования ставок земельного налога, действующее законодательство не содержит прямого нормативного регулирования, определяющего общие подходы к дифференциации установления критериев и размера арендной платы, за исключением отдельных случаев для конкретных целевых категорий и видов разрешенного использования земельных участков прямо предусмотренных федеральными законами.
Вместе с тем дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы, является одним из основных принципов земельного законодательства, определенных в подпункте 10 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку сам размер арендной платы исчисляется как часть от кадастровой стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования земельного участка в порядке, установленном федеральным законодательством, и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то за счет дифференциации расчетных коэффициентов для исчисления арендной платы обеспечивается дополнительное регулирование на основе учета многообразных факторов, влияющих на размер арендной платы за конкретный земельный участок.
При этом в условиях отсутствия на федеральном уровне прямого нормативного регулирования установления критериев для дифференциации ставок арендной платы, дифференциация расчетного коэффициента Кз, указанного в пункте 2 и подпункте 2.1. Приложения к Решению № 245, по категориям земель или видам функционального использования земель поселений позволяет конкретизировать целевое использование земельного участка в составе отдельной категории земель в соответствии с зонированием территорий и не ограничивает возможность учета природных, социальных, экономических и иных факторов для установления экономически обоснованных значений данных коэффициентов.
На основании изложенного Уставный Суд приходит к выводу, что в основу порядка определения размера годовой арендной платы, установленного в .пунктах 1, 2 и подпункте 2.1. Приложения к Решению № 245 в отношении земельных участков, являющихся муниципальной собственностью, положены объективные факторы (местоположение, категория и вид функционального использования земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка), обеспечивающие учет многообразных оценочных характеристик земельных участков, и указанные пункты Приложения к Решению № 245 не противоречат нормам действующего федерального законодательства и соответствуют положениям Устава ( Основного Закона ) Калининградской области.

4. Согласно пункту 1 статьи 6 Устава (Основного Закона) Калининградской области Устав Калининградской области является основным правовым актом области в системе нормативного правового регулирования, осуществляемого органами государственной власти с участием населения, органов местного самоуправления на территории области. Все другие правовые акты, принимаемые на территории области, должны соответствовать положениям Устава области .
В силу статьи 72 Устава (Основного Закона) Калининградской области земля в области может находиться в федеральной, областной, муниципальной собственности, собственности граждан и собственности юридических лиц. Земля, не находящаяся в собственности граждан и юридических лиц либо муниципальной собственности, является государственной собственностью. Владение, пользование и распоряжение землей не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно статье 78 Устава (Основного Закона) Калининградской области в области гарантируется право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с законодательством любых форм предпринимательской деятельности, обеспечиваются экономическая свобода и конкуренция.
Установление арендной платы за предоставляемый в аренду земельный участок является одним из основных элементов правового регулирования арендных отношений. В силу положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации арендная плата определяется договором аренды и входит в число существенных условий договора. Размер арендной платы оказывает непосредственное влияние на результаты экономической деятельности арендаторов.
Заявителем оспаривается подпункт 2.8. Приложения к Порядку определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования «Светловский городской округ», которым установлен расчетный коэффициент Кз равный 0,02 для земельных участков под промышленными объектами, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под станциями, предприятиями автосервиса, гаражами и автостоянками), под объектами связи.
Вопросы установления органами местного самоуправления муниципальных образований порядка определения арендной платы, в том числе и расчетных коэффициентов для ее исчисления за земельные участки, находящиеся на их территориях уже являлись предметом рассмотрения Уставного Суда Калининградской области ( Постановления от 31 марта 2008
года № 2-П и от 18 апреля 2008 года № 4-П). Оценивая данный элемент правового регулирования арендных отношений, Уставный Суд, основываясь на анализе норм земельного законодательства, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, пришел к выводу, что наделение органов местного самоуправления правом устанавливать арендную плату за землю не означает предоставление им права произвольно, без надлежащего всестороннего анализа оценочных характеристик земельных участков, устанавливать размер арендных платежей. При установлении арендной платы за землю органы местного самоуправления ограничены требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права. При этом орган местного самоуправления, имея право устанавливать значение указанного коэффициента, должен был осуществлять это дифференцированно, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка.
Кроме того, учитывая, что порядок установления арендной платы за земельные участки аналогичен порядку установления ставок земельного налога, из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Определении от 11 мая 2004 года № 209-О, следует, что судебные органы должны выяснять, осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки арендной платы на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Из имеющихся в материалах дела документов, представленных Светловским окружным Советом депутатов, главой муниципального образования «Светловский городской округ», а также пояснений, данных в ходе судебного заседания, следует, что для принятия Решения № 245 были представлены проект самого решения и пояснительная записка. Заключений соответствующих служб, как того требует пункт 3 статьи 4 Положения «О порядке подготовки, принятия и вступления в силу нормативно-правовых актов окружного Совета депутатов», утвержденного Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Светловский городской округ» от 26 апреля 2006 года № 116, Совету депутатов представлено не было.
В отношении обоснования дифференциации расчетных коэффициентов Кз в письменном отзыве главы муниципального образования и его представителями в судебном заседании дано объяснение, что данные коэффициенты установлены по видам функционального использования и в пределах значений коэффициентов Кз, применяемых при расчете размера арендной платы за используемые под аналогичные цели земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, установленные постановлением Правительства Калининградской области от 12 апреля 2006 года № 222 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Калининградской области и переданные в
аренду». Других доказательств того, что осуществлялось экономическое обоснование дифференциации расчетных коэффициентов Кз, суду не представлено.
Однако Уставный Суд считает, что применение в качестве основы для правового регулирования порядка определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, указанного постановления Правительства Калининградской области как нормативного акта, регулирующего сходные правовые отношения, не исключает обязанности уполномоченного органа местного самоуправления по установлению экономически обоснованных значений расчетных коэффициентов для исчисления арендной платы на основе учета природных, социальных, экономических и иных факторов, влияющих на доходность земельного участка.
Вместе с тем, в силу положений статьи 5 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» и правовой позиции, выраженной Уставным Судом в Постановлении от 18 апреля 2008 года № 4-П, оценка обоснованности установления конкретного значения расчетного коэффициента Кз равного 0,02 не может являться предметом проверки в рамках уставного судопроизводства, поскольку требует установления и исследования фактических обстоятельств, что не входит в компетенцию Уставного Суда.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что установление в пункте 2.8. Приложения к Порядку расчетного коэффициента Кз для земельных участков под промышленными объектами, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под станциями, предприятиями автосервиса, гаражами и автостоянками), под объектами связи произведено без их экономического обоснования на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, что не обеспечивает предусмотренную действующим законодательством дифференциацию размера арендной платы, нарушает право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления в соответствии с законодательством любых форм предпринимательской деятельности, не обеспечивает экономическую свободу и конкуренцию и не соответствует пункту 1 статьи 6 , статьям 72, 78 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 5, 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать пункты 1, 2, подпункт 2.1 Приложения к Решению окружного Совета депутатов муниципального образования «Светловский
городской округ» Калининградской области от 20 декабря 2006 года № 245 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования «Светловский городской округ» в той мере, в какой они распространяются на находящиеся на территории муниципального образования земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не соответствующими пункту 2 статьи 7, пункту 3 статьи 65 Устава (Основного Закона) Калининградской области, поскольку установление порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за указанные земельные участки не входит в компетенцию органов местного самоуправления муниципальных образований.

2. Признать пункты 1, 2, подпункт 2.1. Приложения к Решению окружного Совета депутатов муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области от 20 декабря 2006 года № 245 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков её внесения за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования «Светловский городской округ» в отношении земельных участков, являющихся муниципальной собственностью, соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

3. Признать подпункт 2.8. Приложения к Порядку определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования «Светловский городской округ», утвержденного Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области от 20 декабря 2006 года № 245, не соответствующим пункту 1 статьи 6, статьям 72, 78 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

4. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.

5. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.


Уставный Суд
Калининградской области


№ 1- П