236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 июля 2007 г. № 3-П

Герб 

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений Решения Совета депутатов Светлогорского городского округа от 1 апреля 2005 года № 32 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» и Постановления Главы Светлогорского городского округа от 18 апреля 2005 года № 318 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе»

город Калининград 16 июля 2007 года

Уставный Суд Калининградской области в составе Председателя Ю.А. Кузяева, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко,
с участием представителей заявителя С.Е. Долбилиной - Ю.М. Долбилина и Е.И. Синициной,
руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений Решения Совета депутатов Светлогорского городского округа от 1 апреля 2005 года № 32 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» и Постановления Главы Светлогорского городского округа от 18 апреля 2005 года № 318 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе».
Поводом к рассмотрению явилось обращение в форме запроса от гражданки Долбилиной Светланы Ефимовны (далее - заявитель). Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем положения указанных нормативных правовых актов.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.А. Багалина, объяснения представителя заявителя - Е.И. Синициной,
исследовав представленные документы и иные материалы,

УСТАНОВИЛ:

1. В Уставный Суд Калининградской области 12 марта 2007 года поступило обращение в форме запроса от гражданки С.Е. Долбилиной о признании не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области:
- строки 1.6.4.2. таблицы 2 приложения № 1 к Решению Совета депутатов Светлогорского городского округа от 1 апреля 2005 года № 32 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» (далее- Решение № 32);
- строки 1.6.4.2. таблицы 2 приложения № 1 к Постановлению администрации Светлогорского городского округа от 18 апреля 2005 года № 318 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе».
Однако при разрешении вопроса о принятии поступившего обращения к рассмотрению Уставный Суд в своем Определении от 3 мая 2007 года № 4 - О определил, что данное постановление является Постановлением Главы Светлогорского округа (далее - Постановление № 318), а не постановлением администрации Светлогорского городского округа.
Обосновывая свою позицию в обращении, заявитель указал, что является плательщиком арендной платы за земельный участок, предоставленный для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома площадью 0,1230 га, кадастровый номер 39: 17: 01 - 00 - 12: 0009, экономико - планировочная зона 5 (пять) по адресу: Калининградская область, г. Светлогорск, ул. Штрауса, д.6.
Оспариваемыми правовыми актами были установлены на 2005 год базовые ставки арендной платы и коэффициенты, применяемые для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе.
В таблице 2 приложения № 1 к Решению № 32 «Коэффициенты по целевому использованию земельных участков - К-1» и в таблице 2 приложения № 1 к Постановлению № 318 «Коэффициенты по целевому использованию земельных участков- К-1» установлены коды коэффициентов, целевое назначение участка и значение коэффициента по экономико - планировочным зонам.
Код коэффициента 1.6.4. «Индивидуальные жилые дома на отдельных земельных участках в пределах установленных норм (не более одной квартиры)» разделен на два кода коэффициента: 1.6.4.1. «Приватизированные без смены собственника (за исключением случаев наследования)» и 1.6.4.2. «Прочие и приватизированные при смене собственника».
Значение коэффициента по экономико - планировочным зонам установлено по строке 1.6.4.1. для всех экономико - планировочных зон (со 2-й по 13-ю) К1=0,03, а по строке 1.6.4.2. для 4-й, 5-й, 7-й и 8-й экономико - планировочных зон - повышающий коэффициент К1=1,5, для 2-й,3-й, 6-й, 9-й, 10-й, 12-й и 13-й - К1=0,1. Таким образом, собственники одних жилых домов платят арендную плату с коэффициентом К1=0,03, а собственники других жилых домов - с коэффициентом К1=1,5.
Анализ таблицы 2 приложения № 1 к Решению № 32 и Постановлению № 318, по мнению заявителя, доказывает, что коэффициенты, в оспариваемой части, установлены произвольно как по критериям, так и по размеру с нарушением принципов экономической обоснованности и равенства субъектов одной категории плательщиков арендной платы, что нарушает гражданские права заявителя и не соответствует статьям 5, 7, 59, 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В ходе судебного заседания представитель заявителя Е. И. Синицина поддержала правовую позицию, изложенную в обращении, уточнив, что гражданка С.Е. Долбилина просит признать не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области: пункт 1 Решения N 32 и пункт 1 Постановления N 318 в части утверждения коэффициентов по целевому использованию земельных участков (К1) по коду коэффициента 1.6.4.2. для пятой экономико-планировочной зоны, указанных в таблицах 2 (приложений N 1) к этим актам.
В соответствии со статьей 70 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Кроме того, при принятии данного решения Уставный Суд исходит из того, что аналогичные оспариваемым заявителем положения Решения № 32 и Постановления № 318 в части утверждения коэффициентов по целевому использованию земельных участков (К1), указанных в таблицах 2 (приложений № 1) к этим актам, уже были предметом рассмотрения Уставного Суда и правовые позиции, сформулированные Уставным Судом в Постановлении от 22 декабря 2006 года № 5-П, сохраняют свою силу применительно к настоящему делу.

2. Согласно пункту 2 статьи 5, пункту 2 статьи 7, пункту 5 статьи 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность всех органов государственной власти и органов местного самоуправления области. На территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Законы и иные нормативные правовые акты области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления обеспечивают соответствие уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу (Основному Закону) области, законам и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области, воспроизводящим положения части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Калининградской области, законы и иные нормативные правовые акты области, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

3. Пунктом 1 Решения № 32 и аналогичным пунктом 1 Постановления №318 утверждены коэффициенты по целевому использованию земельных участков (К1), указанные в таблицах 2 (приложений №1) к этим актам. Данные коэффициенты имеют различные значения в зависимости от целевого назначения земельного участка и экономико - планировочной зоны. Для пятой экономико-планировочной зоны коэффициент по целевому использованию земельных участков - индивидуальные жилые дома на отдельных земельных участках в пределах установленных норм (не более одной квартиры) составляет : по коду коэффициента 1.6.4.1. - для приватизированных без смены собственника (за исключением случаев наследования) - 0,03, а по коду коэффициента 1.6.4.2. - для прочих и приватизированных при смене собственника - 1,5. Таким образом, фактически произведена дифференциация субъектов права аренды по основаниям приобретения права собственности на жилые дома.
В Постановлении от 22 декабря 2006 года № 5- П Уставный Суд, анализируя нормы Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Устава области, пришел к выводу, что при аренде земель, находящихся в муниципальной собственности, органами местного самоуправления могли быть установлены порядок определения, размеры арендной платы, базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Вместе с тем при принятии своих нормативных правовых актов органы местного самоуправления должны исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются их обязанностью, определенной Конституцией Российской Федерации и Уставом (Основным Законом) Калининградской области. Осуществляя собственное правовое регулирование земельных отношений в пределах своей компетенции, установленной действующим федеральным законодательством, органы местного самоуправления также должны исходить из положений статьи 72 Устава (Основного Закона) Калининградской области, устанавливающих, что владение, пользование и распоряжение землей не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
Федеральное законодательство (Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный и Гражданский кодексы Российской Федерации) не содержат положений, подразделяющих собственников жилых помещений и арендаторов земельных участков на категории в зависимости от способа приобретения права собственности на жилое помещение.
Органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования, не вправе произвольно устанавливать не предусмотренные федеральным законодательством обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы арендаторов земельных участков, являющихся собственниками жилых домов, расположенных на арендуемых ими земельных участках.
Таким образом, коэффициент по целевому использованию земельных участков при эксплуатации индивидуальных жилых домов на отдельных земельных участках не может быть дифференцируемым по способу приобретения жилого дома (в порядке приватизации, по договору купли-продажи, иным способом) и должен быть единым в пределах одной экономико-планировочной зоны. Дифференциация субъектов права аренды по основаниям приобретения права собственности на жилые дома нарушает права граждан, противоречит части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и не соответствует статьям 5, 7, 59, 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать пункт 1 Решения Совета депутатов Светлогорского городского округа от 1 апреля 2005 года № 32 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» в части утверждения коэффициента по целевому использованию земельных участков (К1), указанного в таблице 2 (приложение № 1) по коду коэффициента 1.6.4.2. для пятой экономико - планировочной зоны и пункт 1 Постановления Главы Светлогорского городского округа от 18 апреля 2005 года № 318 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» в части утверждения коэффициента по целевому использованию земельных участков (К1), указанного в таблице 2 (приложение № 1) по коду коэффициента 1.6.4.2. для пятой экономико - планировочной зоны не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области, его статье 5 (пункты 1,2), статье 7 (пункт 2), статье 59 ( пункт 1), статье 63 (пункт 5).
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

Уставный Суд
Калининградской области



№ 3 - П