236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Постановление Уставного Суда №8-П от 07 сентября 2018 года.

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 5 пункта 9 Положения об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, утвержденного Постановлением  Правительства  Калининградской  области от              25 декабря 2012 года № 1054 «Об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области»

 

город Калининград                                                                7 сентября 2018 года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего -  заместителя  председателя  Уставного  Суда    В.М. Фролова, судьи А.В. Кузнецова,

с участием представителей заявителя - депутата Калининградской областной    Думы   шестого   созыва    И.А. Ревина,    -    Д.А. Анучиной, С.И. Синицыной,

руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона)  Калининградской  области, подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьями  36, 83, 84, 85, 86  Уставного  закона  Калининградской  области «Об Уставном Суде Калининградской области»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 5 пункта 9 Положения об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2012 года № 1054 «Об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области».

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем нормы.

Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Кузнецова, выступления представителей заявителя Д.А. Анучиной, С.И. Синицыной, мнение приглашенного в судебное заседание представителя прокуратуры Калининградской области Ю.Ю. Шредер, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

 

установил:

 

  1. В Уставный  Суд  6  марта  2018  года  поступило обращение в форме запроса  депутата  Калининградской  областной  Думы  шестого  созыва  И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта  5 пункта 9 Положения об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области (далее - Положение об Агентстве), утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2012 года № 1054 «Об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области»   (далее -  Постановление № 1054).

Заявитель в своем обращении указывает, что обнаруживается неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункт 5 пункта 9 Положения об Агентстве,  утвержденного Постановлением  № 1054.

Подпунктом 5 пункта 9 Положения об Агентстве, утвержденного Постановлением № 1054, установлено, что Агентство организует профессиональную переподготовку, повышение квалификации, а также стажировку мировых судей в установленном законом порядке.

Обосновывая свою правовую позицию, заявитель приводит нормы Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 5, статья 10, пункт «о»  статьи 71, пункт «л» части 1 статьи 72, часть 3 статьи 118), Федерального закона   от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской  Федерации» (абзац второй пункта 1 статьи 3), Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (статья 2, часть 4 статьи 5, статья 12,   часть 2   статьи 28),   Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (части 1, 3, 4 статьи 37),  Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»  (пункт 3 статьи 20.1), Федерального закона от          17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 1), Федерального  закона от 8 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (подпункт 7 пункта 1 статьи 6),  Устава (Основного Закона) Калининградской области (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 53), Уставного закона Калининградской области от 12 октября 2011 года № 42                     «О Правительстве Калининградской области» (статья 2), Закона Калининградской области от 19 мая 2000 года  № 202 «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области» (пункт 2    статьи 12,  статья 12-2),  Закона  Калининградской   области  от  24 марта 1999 года № 129 «О системе исполнительных органов государственной власти Калининградской области» (статья 5) и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации  от   11 ноября 2003 года     № 16-П, от 17 июня 2004 года № 12-П, от 29 июня 2004 года № 13-П).

         Заявитель поясняет, что приведенные им нормативные правовые акты Российской Федерации и Калининградской области не устанавливают полномочия Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области (далее - Агентство), которое является органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим функции материально - технического обеспечения деятельности мировых судей Калининградской области, финансового обеспечения их аппарата, обеспечения квалифицированной юридической помощью и не входит в судебную систему, по осуществлению организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки мировых судей Калининградской области.

При таких обстоятельствах, считает заявитель, подпункт 5            пункта  9  Положения об Агентстве, утвержденного Постановлением № 1054, вступает в противоречие с нормами действующего федерального законодательства, Устава (Основного Закона) Калининградской области и законодательства Калининградской области. Правительство вышло за пределы своей компетенции, наделив Агентство  полномочием по осуществлению организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки мировых судей Калининградской области.    

Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении, и требованиями Уставного закона  Калининградской области   «Об Уставном Суде Калининградской области»,  заявитель просит  Уставный Суд признать подпункт 5 пункта 9 Положения об Агентстве, утвержденного Постановлением № 1054,  не соответствующим  пункту 3                         статьи 1,     пунктам 1, 2 статьи 2,  подпунктам 3, 5  пункта 1 статьи 7,   пункту 3  статьи 43 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

   В ходе судебного заседания представители заявителя Д.А. Анучина и С.И. Синицына подтвердили в полном объеме правовую позицию и изложенные в обращении требования.

Также Д.А. Анучина отметила, что подпункт 5 пункта 9 Положения об Агентстве вступает в противоречие с положениями статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель; в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно статье 197 Трудового кодекса Российской Федерации работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации; указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем - в то время как в соответствии с положениями статьи 31 Уставного  закона  Калининградской  области от 12 октября 2011 года № 42 «О Правительстве Калининградской области» Правительство Калининградской области в пределах своих полномочий обеспечивает финансирование расходов, необходимых для обеспечения деятельности мировых судей, включая заработную плату работников аппарата мировых судей, из областного бюджета и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия, определяет орган исполнительной власти Калининградской области, осуществляющий материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в порядке, установленном законом Калининградской области.

Представитель прокуратуры Калининградской области Ю.Ю. Шредер в ходе судебного заседания изложила мнение прокуратуры Калининградской области по существу обращения, заключающееся в следующем.

Кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «л» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации»); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации); полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»); организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации; под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»); организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным Правительством Калининградской области (пункт 1 статьи 12 Закона Калининградской области от 19 мая 2000 года № 202 «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области»); Правительство Калининградской  области  в  рамках своих полномочий постановлением от 25 декабря 2012 года № 1054 утвердило Положение об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, согласно подпункту 5 пункта 9 которого Агентство организует профессиональную переподготовку, повышение квалификации, а также стажировку мировых судей в установленном законом порядке; порядок, сроки и формы получения дополнительного профессионального образования мировыми судьями Калининградской области определены Законом Калининградской области от 19 мая 2000 года № 202 «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области».

Исходя из системного толкования приведенных положений законодательства, подпункт 5 пункта 9 Положения об Агентстве не противоречит нормам федеральных законов и законов Калининградской области, прокуратурой не выявлено несоответствие оспариваемой нормы Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

В соответствии со статьей 70 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов; Уставный Суд принимает постановления только по предмету, указанному в обращении. Уставный Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является вопрос соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 5 пункта 9 Положения, утвержденного Постановлением № 1054.

 

  1. В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области полномочия Правительства Калининградской области определяются федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Правительство Калининградской области формирует иные органы исполнительной власти Калининградской области (подпункт 4 пункта 3 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области); утверждает положения об органах исполнительной власти Калининградской области (пункт 3 статьи 17 Уставного закона Калининградской области от 12 октября 2011 года № 42 «О Правительстве Калининградской области», (далее – Уставный закон Калининградской области № 42).

Правительство Калининградской области по вопросам своей компетенции принимает постановления и распоряжения (пункт 1 статьи 48 Устава (Основного Закона) Калининградской области).

Таким образом, Постановление № 1054, утвердившее Положение об Агентстве, принято по вопросу, отнесенному к ведению Правительства Калининградской области и в пределах предоставленных ему полномочий.

 

  1. Заявитель полагает, что возложив организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации, а также стажировки мировых судей на Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, Правительство Калининградской области вышло за пределы своей компетенции.

         Не соглашаясь с доводами заявителя, Уставный Суд отмечает следующее.

Законом   Российской   Федерации  от  26  июня  1992  года  № 3132-1  «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон Российской Федерации № 3132-1) предусмотрено дополнительное профессиональное образование судей (статья 20.1).

Согласно статье 20.1 Закона Российской Федерации № 3132-1 порядок, сроки и формы получения дополнительного профессионального образования мировыми судьями субъектов Российской Федерации определяются законами субъектов Российской Федерации (пункт 3); дополнительное профессиональное образование судей осуществляется для мировых судей субъектов Российской Федерации за счет ассигнований бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 4).

В рамках реализации данных положений в Закон Калининградской области от 19 мая 2000 года  № 202 «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области» (далее - Закон Калининградской области № 202) Законом Калининградской области от 26 декабря 2012 года № 182    «О  внесении   изменений    в   Закон    Калининградской   области «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области» введена статья 12-2 «Дополнительное профессиональное образование мировых судей», которой установлены порядок, сроки и формы получения дополнительного профессионального образования мировыми судьями Калининградской области, что  является прямым исполнением требований федерального законодательства.

Иных  обязательных к регулированию законами  субъектов Российской Федерации вопросов дополнительного профессионального образования мировых судей федеральное законодательство не содержит.

        

  1. Согласно действующему законодательству под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (статья 37 Федерального конституционного закона от  7 февраля  2011 года   № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее - Федеральный конституционный закон № 1 - ФКЗ), пункт 1 статьи 10 Федерального закона от  17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 188-ФЗ), пункт 1 статьи 12 Закона Калининградской области № 202 (в редакции Закона Калининградской области от 2 июля 2018 года № 189 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области» (далее - Закон Калининградской области № 189).

Согласно пункту 3 статьи 12-2 Закона Калининградской области № 202 (в редакции Закона Калининградской области № 189) дополнительное профессиональное образование мировых судей осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей.

Проанализировав содержание указанных норм,  Уставный Суд приходит к выводу, что организация дополнительного профессионального образования как вид деятельности, по своему содержанию относится к организационному обеспечению деятельности мировых судей.

Организационное обеспечение деятельности мировых судей, как судей общей юрисдикции, согласно Федеральному конституционному закону        № 1-ФКЗ  (часть 4 статьи 37) и Федеральному закону № 188-ФЗ (пункт 1 статьи 10) осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, в Калининградской области - осуществляется органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным Правительством Калининградской области (пункт 1 статьи 12 Закона Калининградской области № 202 (в редакции Закона Калининградской области  № 189).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Калининградской области полномочие по организации дополнительного профессионального образования мировых судей, относящееся к организационному обеспечению деятельности мировых судей,  должно  исполняться указанным в Законе Калининградской области № 202 уполномоченным Правительством Калининградской области органом исполнительной власти области, осуществляющим организационное обеспечение деятельности мировых судей.

 

  1. Правительство Калининградской области наделяет полномочиями по осуществлению соответствующих функций возглавляемые им органы исполнительной власти Калининградской области (пункт 4 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области); распределяет функции между органами исполнительной власти (пункт 3 статьи 17 Уставного закона Калининградской области № 42).

К органам исполнительной власти Калининградской области, возглавляемым Правительством Калининградской области, относятся министерства Калининградской области, службы Калининградской области, агентства Калининградской области (пункт 2 статьи 41 Устава (Основного Закона) Калининградской области).

Статья 31 Уставного закона Калининградской области № 42  наделяет Правительство Калининградской области полномочием по определению органа исполнительной власти Калининградской области, осуществляющего материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в порядке, установленном законом Калининградской области.

На основании вышеприведенных норм федеральных законов и Закона Калининградской области № 202, Правительством Калининградской области в рамках его компетенции для организации дополнительного профессионального образования мировых судей Калининградской области была принята норма подпункта 5 пункта 9  Постановления № 1054, которой указанное полномочие распределено конкретному органу исполнительной власти Калининградской области - Агентству по обеспечению деятельности мировых судей, как исполнительному органу государственной власти Калининградской области, осуществляющему функции организационного обеспечения деятельности мировых судей Калининградской области, что следует из содержания пункта 1, подпункта 4 пункта 9, подпункта 6 пункта 9, подпункта 27 пункта 9 Положения об Агентстве.

Ссылки заявителя в подтверждение своей правовой позиции на статьи 196, 197 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющие права и обязанности работодателя и работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, Уставный Суд полагает несостоятельными, в связи с тем, что  согласно статье 22 Закона Российской Федерации № 3132-1 законодательство Российской Федерации о труде распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим Законом.

Таким образом, Уставный Суд приходит к выводу, что положение подпункта 5 пункта 9 Положения принято в пределах компетенции Правительства Калининградской области и не противоречит действующему федеральному законодательству, ввиду чего отсутствуют основания для признания его не соответствующим пункту 3 статьи 1, пунктам 1, 2 статьи 2,  подпунктам 3, 5  пункта 1 статьи 7, пункту 3  статьи 43 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

В отношении проверки отдельных норм Положения об Агентстве на их соответствие уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области, как нормативным правовым актам более высокой юридической силы, Уставный Суд отмечает, что разрешение данных вопросов не входит в компетенцию Уставного Суда Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

постановил:

 

  1. Признать подпункт 5 пункта 9 Положения об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2012 года № 1054 «Об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области» соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

 

  1. Настоящее Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.

 

  1. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

 

 

Уставный Суд

Калининградской области

№ 8 - П