236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 08 декабря 2014 г. № 8-П

 

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Уставного  Суда  Калининградской  области

 

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца второго пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области»

 

город  Калининград                                                                8  декабря  2014  года

 

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя      А.В. Куликова,  судей   Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,

         с участием:

- заявителя - депутата Калининградской областной Думы пятого созыва П.Н. Федорова  и его представителя  -  Д.А. Сагитова,

- представителя Калининградской областной Думы как органа, принявшего правовой акт, положение которого подлежит проверке, -          Е.К. Красновой,

- представителя Губернатора Калининградской области как должностного лица, подписавшего правовой акт, положение которого подлежит проверке, - Е.Ю. Гора,

руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4,            статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца второго   пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области от 21 декабря          2006 года № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» (далее - Закон Калининградской области № 105).

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы пятого созыва П.Н. Федорова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемый заявителем  абзац второй   пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области         № 105.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.В. Корнюшенкова, выступления представителей сторон П.Н. Федорова, Д.А. Сагитова,            Е.К. Красновой, Е.Ю. Гора,

исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

 

установил:                                  

 

1. В Уставный Суд 6 августа 2014 года поступило обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы пятого созыва        П.Н. Федорова (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области    абзаца второго пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области № 105.

Данный абзац предусматривает, что в случае, если многодетный гражданин более двух раз отказался от предоставления земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно, предложенного ему в порядке очередности, то он подлежит перемещению в конец списка граждан, подавших заявление о постановке на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно                       без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта.

Заявитель указывает, что для поддержки отдельной категории лиц, а именно граждан, имеющих трех и более детей, федеральное законодательство установило дополнительные права. Согласно абзацу второму пункта  2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлено право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства,  без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Указанная  норма Земельного кодекса Российской Федерации обязывает регионального законодателя принимать законы, которые должны регламентировать в каком случае и в каком порядке граждане, имеющие  трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно земельные участки. Как следует из смысла данной нормы, отмечает заявитель,  региональное законодательство должно быть направлено на содействие в получении земельных участков, на создание благоприятных условий, способствующих скорейшей реализации гражданами своего права.

В то же время, по мнению заявителя, в силу оспариваемого им абзаца второго  пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области № 105,  отказ гражданина более двух раз от земельного участка хоть и не влечет прекращение права на получение такого участка, но существенно ограничивает гражданина в праве на его получение.

Заявитель полагает, что оспариваемое им положение Закона Калининградской области № 105 не создает условий для реализации гражданами своих прав, как того требуют положения статей Устава (Основного Закона) Калининградской области, нарушает права человека и гражданина.

Руководствуясь своей правовой позицией, заявитель просит Уставный Суд признать абзац второй пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области № 105 не соответствующим пункту 1 статьи 1, пункту 1 статьи 2, подпункту 1 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3 и 4 статьи 15 и статье 69 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

В ходе судебного заседания заявитель П.Н. Федоров и его представитель  Д.А. Сагитов подтвердили указанную правовую позицию и требования, изложенные в обращении.

Представитель Калининградской областной Думы Е.К. Краснова               в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве Калининградской областной Думы, согласно которой оспариваемая  заявителем норма принята в соответствии с предписаниями федерального законодательства и ему не противоречит. Отметила, что действующее федеральное законодательство  относит к полномочиям  законодателя субъекта Российской Федерации определение порядка предоставления земельных участков многодетным гражданам. Полагает, что норма Закона Калининградской области № 105 о перемещении  многодетного гражданина   в случае его отказа более двух раз от предоставления земельного участка в конец списка граждан, подавших заявление о постановке на учет в целях предоставления земельного участка,  служит балансу интересов граждан находящихся в начале и в конце списка.

Представитель Губернатора Калининградской области Е.Ю. Гора            в судебном заседании поддержала доводы  представителя Калининградской областной Думы и позицию, изложенную в ранее представленном письменном отзыве. Полагает, что оспариваемая заявителем  норма Закона Калининградской области № 105 соответствует Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, действующему законодательству, Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона Калининградской области           «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным или иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, и только в той части, которая оспаривается заявителем.  При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении заявителя.

 

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно Конституции Российской Федерации (пункт «к» части 1   статьи 72) земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы     статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14 июня 2011 года                 № 238-ФЗ) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению порядка бесплатного предоставления земли многодетным гражданам законодателю субъекта Российской Федерации.

В целях реализации указанных полномочий Законом Калининградской области от 3 ноября 2011 года № 45 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» Закон Калининградской области № 105 дополнен статьей 16.1. «Порядок предоставления земельных участков без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей».

Законом Калининградской области от 25 апреля 2013 года № 223            «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области»  в статью 16.1. были внесены изменения и дополнения, регулирующие правоотношения по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе,  в пункт 7 введен абзац второй,  устанавливающий правовые последствия отказа многодетного гражданина более двух раз от предоставления земельного участка.

Исходя из изложенного, правовое регулирование отношений, связанных с определением порядка предоставления земельных участков многодетным гражданам, установленное  статьей 16.1. Закона Калининградской области      № 105, осуществлено Калининградской областной Думой  в пределах  полномочий, установленных федеральным законодательством.

 

3. Оценивая положение абзаца второго пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области № 105 по содержанию норм Уставный Суд исходит из следующего.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 25 февраля 2013 года № 193-О, от 21 ноября 2013 года № 1831-О, от 24 декабря 2013 года № 2134-О законодатель субъекта Российской Федерации располагает достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении вопроса о бесплатном предоставлении земли в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанная свобода усмотрения, по мнению Уставного Суда,  означает     в том числе и возможность для законодателя субъекта Российской Федерации самостоятельного выбора конкретного варианта правового регулирования правовых последствий в случае, если многодетный гражданин неоднократно отказывается от  предоставления земельного участка,  предложенного ему в порядке очередности.

Однако при этом законодатель субъекта Российской Федерации  должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах,  как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий                 граждан - получателей мер социальной поддержки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года       № 502-О), в данном случае - многодетных граждан.

Уставный Суд отмечает, что по смыслу взаимосвязанных положений статьи 16.1. Закона Калининградской области № 105, в абзаце втором   пункта 7 указанной статьи  под предложенными многодетному гражданину в порядке очередности земельными участками могут пониматься лишь те земельные участки, которые отвечают требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности        (в зависимости от вида разрешенного использования).

Только неоднократный отказ (по смыслу рассматриваемой нормы  - три раза)  от предоставления именно таких земельных участков влечет за собой правовые последствия в виде перемещения многодетного гражданина             в конец списка граждан, подавших заявление о постановке на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно                      без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта.

Абзац второй пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области      № 105 не предусматривает  в случае отказа многодетного гражданина            от предоставления земельного участка, предложенного ему в порядке очередности, исключение указанного гражданина из списка граждан, имеющих право на предоставление земельных участков  и, следовательно,    не лишает его права на предоставление указанных земельных участков в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.

По существу, оспариваемое заявителем положение Закона Калининградской области № 105 регулирует лишь порядок очередности представления многодетным гражданам земельных участков. Данное  регулирование не может рассматриваться как нарушение прав указанных граждан и не противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, а следовательно, не нарушает положения Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Таким образом, Уставный Суд не находит оснований для признания абзаца второго пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области № 105, с учетом выявленного в настоящем Постановлении его правового смысла,  несоответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Вместе с тем Уставный Суд полагает необходимым указать,                 что настоящее Постановление не препятствует законодателю Калининградской области самостоятельно осуществлять дальнейшее совершенствование правового регулирования порядка бесплатного предоставления земли многодетным гражданам, в том числе в  случае, если многодетный гражданин отказывается от предоставления земельного участка, предложенного ему в порядке очередности.

 

На основании изложенного  и руководствуясь  подпунктом 1 пункта 3  статьи 4, статьями  68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86  Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать абзац второй пункта 7 статьи 16.1. Закона Калининградской области от 21 декабря 2006 года № 105 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

 

2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.

 

3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

 

 

 

Уставный Суд

Калининградской области

№ 8 - П