236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Постановление от 18 апреля 2018 года № 7-П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения части 2 статьи 33 Устава муниципального образования «Ладушкинский городской округ», принятого Решением окружного Совета депутатов муниципального образования Ладушкинский городской округ» от 24 ноября 2016 года № 61 «О принятии Устава муниципального образования «Ладушкинский городской округ»

город Калининград 18 апреля 2018 года

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М. Сафонова, судей
А.В. Кузнецова, В.М. Фролова,
с участием представителя заявителя – депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина - С.И. Синицыной,
руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 2 статьи 33 Устава муниципального образования «Ладушкинский городской округ», принятого Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ» от 24 ноября 2016 года № 61 «О принятии Устава муниципального образования «Ладушкинский городской округ».
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемая заявителем норма в той части, которая предусматривает, что администрация муниципального образования осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Уставом, решениями окружного Совета депутатов.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.М. Сафонова, объяснение представителя заявителя С.И. Синицыной, мнение приглашенного в судебное заседание представителя прокуратуры Калининградской области Ю.Ю. Шредер, исследовав представленные документы и иные материалы, Уставный Суд Калининградской области

УСТАНОВИЛ:

1. В Уставный Суд 20 ноября 2017 года поступило обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина (далее – заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения части 2 статьи 33 Устава муниципального образования «Ладушкинский городской округ» (далее – Устав муниципального образования), принятого Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ» от 24 ноября 2016 года № 61 «О принятии Устава муниципального образования «Ладушкинский городской округ» (далее – Решение № 61), согласно которому «администрация муниципального образования осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Уставом, решениями окружного Совета депутатов».
Заявитель в обращении указал, что согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По мнению заявителя, окружной Совет депутатов, предусмотрев в оспариваемой норме, что администрация муниципального образования осуществляет иные полномочия в соответствии с решениями окружного Совета депутатов, необоснованно расширил круг актов, регулирующих вопросы компетенции администрации муниципального образования, и, тем самым, вышел за пределы полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем.
В ходе судебного заседания представитель заявителя С.И. Синицына подтвердила правовую позицию и требования, изложенные в обращении.
Позиция главы муниципального образования «Ладушкинский городской округ», исполняющего обязанности председателя окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ», изложена в отзыве, направленном в Уставный Суд, и заключается в том, что оспариваемое положение не противоречит Уставу (Основному Закону) Калининградской области. Полагает, что часть 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ определяет полномочия по решению вопросов местного значения, а в оспариваемой норме учитываются положения части 2 статьи 16.1 указанного Закона, согласно которой осуществление администрацией муниципального образования иных полномочий в соответствии с решениями окружного Совета депутатов предусматривает наделение администрации муниципального образования полномочиями для решения вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
По мнению представителя прокуратуры Калининградской области Ю.Ю. Шредер, исходя из системного толкования норм Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями только в случаях, если это предусмотрено законами Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации, следовательно, оспариваемое положение части 2 статьи 33 Устава муниципального образования «Ладушкинский городской округ», принятого Решением № 61, противоречит действующему законодательству и не соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
В соответствии со статьей 70 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является проверка соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения части 2 статьи 33 Устава муниципального образования «Ладушкинский городской округ» в части слов «решениями окружного Совета депутатов».

2. Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (часть 2 статьи 3, статьи 12, 130 и 131).
Согласно пункту 2 статьи 56 Устава (Основного Закона) Калининградской области местное самоуправление в Калининградской области осуществляется в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральным законом.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления установлены Федеральным законом № 131-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области органы местного самоуправления обеспечивают соответствие уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
Из вышеуказанных взаимосвязанных положений Устава (Основного Закона) Калининградской области и Федерального закона № 131-ФЗ следует, что устав муниципального образования, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования должны соответствовать законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

3. Согласно статье 2 Федерального закона № 131-ФЗ к органам местного самоуправления относятся органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1); структура и порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Часть 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ определяет местную администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия и наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно Уставу муниципального образования, принятого Решением № 61, администрация муниципального образования «Ладушкинский городской округ» является исполнительно-распорядительным органом городского округа (часть 1 статьи 32); администрация муниципального образования осуществляет свою деятельность в соответствии с компетенцией, предусмотренной статьей 33 настоящего Устава (часть 3 статьи 32); администрация муниципального образования осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Уставом, решениями окружного Совета депутатов (часть 2 статьи 33).

4. Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
К вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Круг вопросов местного значения определен применительно к каждому виду муниципального образования в статьях 14, 15, 16 и 17 Федерального закона № 131-ФЗ.
Заявитель указал на несоответствие части 2 статьи 33 Устава муниципального образования, принятого Решением № 61, в части невозможности осуществления администрацией муниципального образования иных полномочий в соответствии с решениями окружного Совета депутатов.
Федеральный закон № 131-ФЗ не содержит определение понятия «иные полномочия».
Вместе с тем статьей 17 указанного Закона установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований (пункт 9 части 1); по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации (часть 1.1.).
Проанализировав указанные выше положения федерального законодательства, Уставный Суд приходит к мнению, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения могут устанавливаться только федеральными законами и уставами муниципальных образований.
Это коррелирует с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 30 сентября 2010 года № 1261-О-О, согласно которой полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения могут устанавливаться только федеральными законами и уставами муниципальных образований.
Оценивая доводы представителя главы муниципального образования, исполняющего обязанности председателя окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ», изложенные в отзыве, о том, что под «иными полномочиями» необходимо рассматривать наделение администрации муниципального образования в соответствии с частью 2 статьи 16.1 Федерального закона № 131-ФЗ полномочиями для решения вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, Уставный Суд отмечает следующее. По своему смыслу указанная норма части 2 статьи 16.1 устанавливает права органов местного самоуправления городского округа, в том числе городского округа с внутригородским делением, на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения данных муниципальных образований, в то время как в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Следовательно, окружной Совет депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ» в оспариваемой норме, предусмотрев возможность осуществления администрацией иных полномочий в соответствии с решениями окружного Совета депутатов, необоснованно расширил круг актов, определяющих полномочия администрации муниципального образования, чем нарушил принцип законности в деятельности органов местного самоуправления.
Таким образом, Уставный Суд считает, что оспариваемое заявителем отдельное положение части 2 статьи 33 Устава муниципального образования, принятого Решением № 61, в части слов «решениями окружного Совета депутатов» противоречит вышеперечисленным нормам федерального законодательства и не соответствует пункту 2 статьи 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать отдельное положение части 2 статьи 33 Устава муниципального образования «Ладушкинский городской округ», принятого Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ» от 24 ноября 2016 года № 61 «О принятии Устава муниципального образования «Ладушкинский городской округ», в части слов «решениями окружного Совета депутатов» не соответствующим пункту 2 статьи 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

Уставный Суд
Калининградской области
№ 7 - П