236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июня 2015 года № 6-П

 

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Уставного  Суда  Калининградской  области

 

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения  подпункта 9.2.4. пункта 9 приложения к  решению   городского    Совета   депутатов     города   Калининграда     от 26 ноября 2014 года № 382 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского    округа   «Город Калининград»,   утвержденный решением  городского   Совета     депутатов    Калининграда   от 12 июля 2007 года № 257»

 

город  Калининград                                                                 30  июня  2015 года

 

            Уставный Суд Калининградской области в составе: Председательствующего -   и.о. Председателя   А.В. Куликова,      судей   Т.А. Карпенко, Ю.А. Кузяева,

с участием сторон:

- представителя заявителя  депутата  Калининградской    областной     Думы   пятого созыва  Ю.П. Галанина   -  В.В. Дулова,

- представителя   городского   Совета     депутатов    Калининграда как органа, принявшего правовой акт, положения которого подлежат проверке, - А.Э. Шидаковой,

- представителя   главы  городского округа «Город Калининград» -     Е.В.  Чалченко,

руководствуясь  подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,

         рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения  подпункта 9.2.4. пункта 9 приложения к  решению   городского    Совета   депутатов     города   Калининграда    от 26 ноября 2014 года № 382               «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «Город Калининград», утвержденный решением  городского  Совета    депутатов    Калининграда от 12 июля 2007 года № 257».

Поводом к   рассмотрению   дела   явилось   обращение депутатов  Калининградской     областной   Думы   пятого созыва  Ю.П. Галанина,     В.Т. Султанова.  Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемое заявителями  положение подпункта 9.2.4. пункта 9 приложения к  решению   городского    Совета   депутатов     города   Калининграда    от 26 ноября 2014 года № 382.            

Заслушав сообщение судьи-докладчика Т.А Карпенко, выступление представителей  сторон: В.В. Дулова, А.В. Шидаковой, Е.В. Чалченко,  выступление приглашенного в судебное заседание представителя прокуратуры   Калининградской     области  М.Э. Шлыка,

 исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

 

установил:

 

1. В Уставный Суд 3 февраля  2015 года поступило обращение в форме  запроса  от  депутатов Калининградской областной  Думы пятого созыва Галанина Юрия Петровича и Султанова Владимира Тофиковича (далее - заявители), в котором оспаривается отдельное положение  подпункта 9.2.4. пункта 9 приложения к  решению   городского    Совета   депутатов     города   Калининграда     от 26 ноября 2014 года № 382 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «Город Калининград», утвержденный решением  городского     Совета    депутатов    Калининграда     от 12 июля 2007 года № 257» (далее - Решение № 382).

В приложении к Решению № 382 изложен текст изменений и дополнений в Устав   городского округа «Город Калининград»  (далее - Устав города).  Пунктом  9 приложения к Решению № 382 внесены изменения в статью 33  Устава города, определяющую компетенцию городского Совета депутатов Калининграда. 

Подпункт 9.2.4. пункта 9 приложения к Решению № 382 содержит следующее положение: «подпункты 2.16 - 2.18 исключить».

Заявители поясняют, что до вступления в силу Решения № 382 подпунктом  2.18 пункта 2 статьи 33 Устава города было установлено, что к полномочиям городского Совета депутатов относилось осуществление контроля  за исполнением местного бюджета.

Заявители считают, что положение подпункта 9.2.4. пункта 9 приложения к Решению № 382  в части слов «подпункт 2.18 исключить» не подлежит   действию из-за   несоответствия   требованиям статьи 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

          В обоснование своей  правовой позиции заявители  указывают на противоречие оспариваемого положения приложения к  Решению № 382 статье 12,  частям 1, 2, 4 статьи 15, статье 32  Конституции    Российской   Федерации,   пунктам     5    и    9  части  1  статьи  44  Федерального закона от 6 октября 2003 года  № 131-ФЗ   «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 1 статьи 152, пункту 1 статьи 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 4 Европейской хартии  местного самоуправления.  

В обращении заявителей изложено требование - признать не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решение № 382 в части слов «подпункт 2.18 исключить»  подпункта  9.2.4. пункта 9 приложения к  данному решению.

В ходе судебного заседания  представитель В.В. Дулов  поддержал правовую позицию и требование, изложенное в обращении. Пояснил, что исключение  Решением № 382 полномочия Совета депутатов Калининграда по осуществлению контроля за исполнением городского бюджета нарушает права граждан на местное самоуправление, так как  депутаты фактически  утратили влияние  на решение этого важного вопроса местного значения. Считает, что в действующем законодательстве отсутствуют правовые основания для исключения указанного полномочия.

Представитель городского Совета депутатов Калининграда                 А.Э. Шидакова в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в письменном  отзыве  городского Совета депутатов  Калининграда.  Пояснила, что с одновременным исключением подпункта 2.18, определявшим полномочие  по осуществлению контроля за исполнением местного     бюджета,     подпунктом  9.2.3. пункта  9  приложения  к Решению № 382  подпункт 2.15 пункта 2 статьи 33 Устава города изложен в новой редакции, согласно которой  к полномочиям городского Совета депутатов Калининграда в целях решения вопросов местного значения отнесены полномочия, установленные бюджетным законодательством для представительных органов муниципального образования, а именно - осуществление контроля в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на своих заседаниях, заседаниях комиссий, рабочих групп, в ходе проводимых городским Советом депутатов Калининграда слушаний и в связи с депутатскими запросами. Кроме того, указала, что  пунктом 13 приложения к Решению № 382 Устав города дополнен  главой 11. В структуре органов местного самоуправления создан  постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля - контрольно - счетная палата городского округа «Город Калининград», подотчетная в своей деятельности городскому Совету депутатов. Одним из полномочий  контрольно-счетной палаты   согласно Федеральному  закону от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ  «Об общих принципах организации и деятельности  контрольно - счетных   органов субъектов Российской Федерации     и     муниципальных   образований»  (далее    -    Федеральный     закон     № 6-ФЗ) является осуществление контроля за исполнением местного бюджета.

 Считает, что оспариваемое положение во взаимосвязи с вышеуказанными    изменениями  и дополнениями,  внесенными в   Устав города  Решением № 382, в части  контроля за исполнением бюджета городского округа, соответствуют Бюжетному кодексу Российской  Федерации,    Федеральному    закону   от   6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих   принципах   организации      местного   самоуправления  в Российской   Федерации»    (далее   - Федеральный закон № 131-ФЗ), Федеральному закону № 6-ФЗ и Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Представитель    главы    городского     округа    «Город Калининград»  Е.В.  Чалченко в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в письменном  отзыве  главы    городского     округа    «Город Калининград». Полагает необоснованным требование заявителей - признать не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решение № 382 в части слов «подпункт 2.18 исключить»  подпункта  9.2.4. пункта 9 приложения к  данному решению. Пояснила, что Решением № 382  из статьи 33 Устава города был исключен подпункт 2.18, устанавливающий полномочие городского Совета депутатов Калининграда по осуществлению контроля за исполнением местного бюджета,  при этом одновременно  данное полномочие изложено в подпункте 2.15 указанной статьи Устава города в новой редакции в соответствии с положениями статьи 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Считает, что осуществление контроля за исполнением местного бюджета из компетенции Совета депутатов Калининграда не исключено, а приведено  в соответствие с требованиями федерального законодательства и не противоречит  Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Представитель прокуратуры Калининградской области М.Э. Шлык в ходе судебного заседания поддержал позицию прокуратуры Калининградской области, изложенную в письме в Уставный Суд, которая заключается в том, что Решение № 382 городским Советом депутатов Калининграда принято в рамках предоставленных полномочий, соответствует требованиям федерального законодательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

 

2. Согласно пункту 2 статьи 56 Устава (Основного Закона) Калининградской области местное самоуправление в Калининградской области осуществляется в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральным законом.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы   местного   самоуправления установлены Федеральным законом № 131-ФЗ.

 Как следует из пункта 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области, органы местного самоуправления обеспечивают соответствие уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 

3. Согласно положениям Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления наделяются самостоятельными  полномочиями по решению вопросов местного значения. Структура, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования (части 1, 3 статьи 34). К вопросам местного значения городского округа относятся  составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета   об  исполнении  бюджета городского округа (пункт 1  части  1  статьи 16).  При этом утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находятся в  исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 10  статьи 35).  Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35).

В соответствии со статьей 17 (часть 1.1.) Федерального закона                № 131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

 Пунктом 9 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ  установлено, что порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета  определяется Уставом муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 52 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к  числу бюджетных полномочий муниципальных образований отнесено осуществление контроля  за исполнением местного бюджета и утверждение отчета об его исполнении.

В соответствии с пунктом 1  статьи 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации представительные органы муниципальных образований рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, в ходе проводимых представительными органами слушаний и в связи с депутатскими запросами, формируют и определяют правовой статус органов внешнего муниципального финансового контроля, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 131-ФЗ, Федеральным законом  № 6-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Учитывая изложенное Уставный Суд приходит к выводу, что органы местного самоуправления Калининградской области,  осуществляя правовое регулирование в части установления полномочий органов местного самоуправления  по решению вопросов местного значения,  должны исходить из того, что особенности их  бюджетных полномочий устанавливаются Бюджетным кодексом  Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые должны соответствовать требованиям федеральных законов и принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам), законам субъектов Российской Федерации, уставам муниципальных образований.

 

 4. Решением  № 382 внесены  изменения и дополнения в ряд статей Устава города, в том числе  в статьи, определяющие  структуру органов местного самоуправления и их полномочия.  

   Пунктом 9  приложения к Решению № 382 внесены изменения в статью 33 Устава города, определяющую компетенцию городского Совета депутатов Калининграда.

Заявители оспаривают  положение подпункта 9.2.4. пункта 9 приложения к Решению № 382, согласно которому  из статьи 33 Устава города исключен подпункт 2.18, определявший, что к полномочиям городского Совета депутатов  Калининграда относилось осуществление контроля  за исполнением местного бюджета.

При рассмотрении настоящего дела, оценивая соответствие Уставу        (Основному Закону) Калининградской области оспариваемого заявителями положения  Решения № 382, Уставный Суд  исходит из того,  что его   правовой смысл не может быть выявлен без учета  системной связи с другими  положениями Устава города,  а также предписаниями Федерального закона № 131-ФЗ и  Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бюджетных полномочий представительных   органов местного самоуправления. 

  В соответствии  с вышеуказанными положениями Федерального закона № 131-ФЗ Уставом города определено, что  составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа «Город Калининград», утверждение и исполнение бюджета городского округа «Город Калининград», осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа «Город Калининград»   относится к вопросам местного  значения городского округа «Город Калининград»  (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Устава города).

Согласно пункту 2 статьи  55 Устава города  составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа «Город Калининград», утверждение и исполнение бюджета городского округа «Город Калининград», осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа «Город Калининград» осуществляются органами местного самоуправления городского округа «Город Калининград» самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

  Статьей 33 Устава города установлена компетенция городского Совета депутатов.   В соответствии со статьей 33 Устава города в редакции Решения   № 382  к исключительной  компетенции городского Совета депутатов относится утверждение бюджета городского округа «Город Калининград», утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа «Город Калининград» (подпункт 2 пункта 1).

 Как установлено подпунктом  2.15  пункта 2 статьи 33 в целях решения вопросов местного значения к полномочиям городского Совета депутатов относится, в том числе  осуществление полномочий, установленных бюджетным законодательством для представительных органов муниципального образования:

- установление порядка рассмотрения проекта решения о бюджете и его утверждения;

- рассмотрение проекта бюджета городского округа «Город Калининград»;

- принятие решений об отказе, полностью или частично, от получения в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или от налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений;

- установление порядка формирования и использования бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда;

- осуществление контроля в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на своих заседаниях, заседаниях комиссий, рабочих групп, в ходе проводимых городским Советом депутатов Калининграда слушаний и в связи с депутатскими запросами;

- установление порядка представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета;

- установление порядка проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета, осуществляемой контрольно-счетным органом городского округа «Город Калининград».

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона № 131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.

Реализуя предоставленные полномочия, городской Совет депутатов Калининграда образовал постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля - контрольно-счетную палату городского округа «Город Калининград» (пункты  3.2., 13  Решения № 382).

Статьей 50 Устава города определено, что  контрольно-счетная палата в своей деятельности подотчетна  городскому Совету депутатов Калининграда.

В соответствии с закрепленными в подпунктах 1, 8, 9 пункта 1 статьи 51  Устава города полномочиями контрольно-счетная палата осуществляет  контроль за исполнением бюджета городского округа «Город Калининград», а также  представление  в городской Совет депутатов Калининграда  информации о ходе исполнения бюджета городского округа «Город Калининград», о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

 Таким образом,  анализируя приведенные положения Устава города в их системной взаимосвязи с нормами федерального законодательства,  Уставный Суд приходит  к выводу, что  установленное Уставом города  в редакции  Решения № 382 правовое  регулирование бюджетных полномочий городского Совета депутатов в части  осуществления контроля за исполнением городского бюджета не противоречит  требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона               № 131-ФЗ  и,  следовательно,  не находит оснований для признания  оспариваемого положения подпункта  9.2.4. пункта 9 приложения к Решению № 382 не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

 

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьей 36,  статьями  68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

постановил:

 

 1. Признать подпункт 9.2.4. пункта 9 приложения к  решению   городского    Совета   депутатов     города   Калининграда     от 26 ноября 2014 года № 382 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского    округа   «Город Калининград»,   утвержденный решением  городского   Совета     депутатов    Калининграда   от 12 июля 2007 года № 257» в части слов «подпункт 2.18 исключить» соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

 

2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно с момента его провозглашения.

 

3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

 

 

Уставный Суд

Калининградской области

№  6 - П