236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 ноября 2014 г. № 6-П

 

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Уставного  Суда  Калининградской  области

 

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 3 пункта 4.4. Положения «Об оказании единовременной материальной помощи за счет средств бюджета городского округа «Город Калининград», утвержденного  Решением   окружного   Совета    депутатов   города  Калининграда от 16 ноября 2011 года № 396  «Об утверждении Положения «Об оказании единовременной материальной помощи за счет средств бюджета городского округа «Город Калининград»

 город Калининград                                                               12  ноября   2014 года

 

Уставный   Суд    Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова,

с участием сторон:

заявителя - гражданки Г.П. Полак,

представителей    городского   Совета     депутатов    Калининграда как органа, принявшего правовой акт, положения которого подлежат проверке, - Л.И. Запольской, Н.В Леонтьевой,

руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,

рассмотрел в открытом судебном заседании  дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 3 пункта 4.4. Положения «Об оказании единовременной материальной помощи за счет средств бюджета городского округа «Город Калининград», утвержденного  Решением     окружного      Совета       депутатов    города    Калининграда    от 16 ноября 2011 года № 396 «Об утверждении Положения «Об оказании единовременной материальной помощи за счет средств бюджета городского округа «Город Калининград» (далее - Решение № 396).

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса гражданки Г.П. Полак.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемый заявителем подпункт 3 пункта 4.4. Положения «Об оказании единовременной материальной помощи за счет средств бюджета городского округа «Город Калининград», утвержденного  Решением   № 396.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Т.А Карпенко, выступление заявителя Г.П. Полак,   объяснения представителей  сторон: Л.И. Запольской, Н.В Леонтьевой, выступление приглашенного в судебное заседание  представителя прокуратуры   Калининградской     области  М.Д. Сазоновой, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

 

установил:

 

1. В Уставный Суд 3 июня 2014 года от гражданки Полак Галины Петровны  (далее - заявитель) поступило обращение  о соответствии Уставу (Основному   Закону)   Калининградской     области    подпункта 3 пункта 4.4. Положения «Об оказании единовременной материальной помощи за счет средств бюджета городского округа «Город Калининград»,  утвержденного  Решением  № 396 (далее - Положение). 

Подпунктом  3 пункта 4.4. Положения установлено, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса об оказании им единовременной материальной помощи осуществляется на основании, в том числе документа, подтверждающего факт постоянного или преимущественного проживания заявителя на территории городского округа «Город Калининград» (паспорт гражданина Российской Федерации с проставленным оттиском штампа о регистрации по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту жительства или решение суда о признании преимущественного проживания заявителя на территории городского округа «Город Калининград», вступившее в законную силу).

Заявитель указывает, что согласно изменениям, внесенным Решением городского Совета депутатов  города Калининграда от 27 февраля 2013 года № 54 в Решение № 396, при решении вопроса о предоставлении единовременной материальной помощи были учтены жители,  зарегистрированные по месту жительства, и  жители Калининграда без указанной  регистрации на основании решения суда, подтверждающего факт их  проживания  в Калининграде. Указанными изменениями    не учтены жители, имеющие, как и она, свидетельство о регистрации по месту пребывания, которые оказались лишенными права на получение единовременной  материальной помощи.  В результате чего  в   2014 году Управлением социальной поддержки населения комитета по социальной политике администрации городского округа «Город Калининград» ей дважды было отказано в расчете среднемесячного дохода и  выдаче соответствующей справки для обращения за единовременной материальной помощью на основании свидетельства о регистрации по месту пребывания.

По мнению заявителя,  органы местного самоуправления, лишая граждан с регистрацией по месту пребывания права на получение единовременной материальной помощи, нарушают равноправие граждан, закрепленное в статье 19 Конституции Российской Федерации. Оспариваемые положения Решения № 396 не обеспечивают защиту прав человека и гражданина,  создают препятствия, а не условия  для реализации данного права, что не соответствует статье 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Руководствуясь своей правовой позицией и нормами  Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит признать не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункт 3 пункта 4.4. Положения в части слов: «документ, подтверждающий  факт постоянного или преимущественного проживания заявителя на территории городского округа «Город Калининград» (паспорт гражданина Российской Федерации с проставленным оттиском штампа о регистрации по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту жительства или решение суда о признании преимущественного проживания заявителя на территории городского округа «Город Калининград», вступившее в законную силу)».

В ходе судебного заседания  заявитель поддержала свою правовую позицию и требование, изложенное в обращении. Пояснила, что, хотя законодательством не определен срок для признания факта преимущественного проживания, такой факт, по ее мнению, может быть установлен работниками администрации самостоятельно на основе свидетельства о регистрации по месту пребывания и других документов, представляемых гражданами.

Представители городского Совета депутатов Калининграда                 Л.И. Запольская и Н.В. Леонтьева в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в письменном  отзыве  городского Совета депутатов, состоящую в том, что Решение № 396 не противоречит федеральному законодательству, Уставу (Основному Закону) Калининградской области. Ссылаясь на положения федерального законодательства,  отметили, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной помощи для отдельных категорий граждан. Финансирование таких  дополнительных мер является правом, а не обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии финансовой возможности. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно определить условия предоставления материальной помощи за счет средств бюджета муниципального образования,  исходя из имеющихся на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Полагают, что перечень документов, подтверждающих факт преимущественного проживания в городе Калининграде,  указанный в  подпункте 3 пункта 4.4. Положения, не лишает граждан, зарегистрированных в городе Калининграде по месту пребывания, права на получение указанной материальной помощи.  Считают, что при отсутствии в действующем законодательстве понятия преимущественного проживания и его сроков, оценочные действия, связанные с установлением факта преимущественного  проживания,  должны  осуществляться судом. 

Представитель прокуратуры Калининградской области М.Д. Сазонова в ходе судебного заседания поддержала позицию прокуратуры, ранее изложенную в письме в Уставный Суд, которая заключается в том, что органы местного самоуправления вправе предусмотреть оказание материальной помощи за счет средств бюджета муниципального образования тем гражданам, которые постоянно или преимущественно проживают на территории данного муниципального образования. При этом не исключено использование регистрации граждан в качестве одного из способов подтверждения факта проживания данных граждан на территории соответствующего муниципального образования. Однако перечень документов, содержащийся в подпункте 3 пункта 4.4. Положения, носит ограниченный и исчепывающий характер, что может привести к необоснованному ограничению прав граждан на получение единовременной материальной помощи. Считает, что подпункт 3 пункта 4.4. Положения противоречит требованиям федерального законодательства.

В соответствии  со   статьей   70   Закона    Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является подпункт 3 пункта 4.4. Положения, утвержденного  Решением № 396  в редакции  Решения   городского   Совета    депутатов     Калининграда     от 27 февраля 2013 года № 54, в части установления перечня документов, подтверждающих факт постоянного или преимущественнного проживания гражданина на территориии городского округа «Город Калининград».

 

2. В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Органы государственной власти Калининградской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области.

Пунктом 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области.

При рассмотрении настоящего дела Уставный Суд исходит из того, что по вопросу проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения № 396 Уставным Судом ранее было принято  Постановление от 5 февраля 2013 года  № 2-П. Предметом рассмотрения по указанному  делу являлись положения  абзаца 2 пункта 1.1. Положения «Об оказании единовременной материальной помощи за счет средств бюджета городского округа «Город Калининград», утвержденного  Решением  № 396, устанавливающие, что право на получение единовременной материальной помощи имеют семьи (одиноко проживающие граждане), в которых хотя бы один из членов семьи зарегистрирован по месту жительства в городе Калининграде.

   Анализируя положения  Федерального закона от 6 октября 2003 года      № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  Закона Российской Федерации от 25 июня         1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации № 5242-1), Устава городского округа «Город Калининград»,  с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в  Постановлениях    Конституционного    Суда   Российской   Федерации    от 15 января 1998 года № 2-П, от 2 февраля 1998 года № 4-П, от 30 июня 2011 года № 13-П, Определении от 4 марта 2004 года № 146-О,  Уставный Суд  пришел к следующим выводам.

Решение № 396 принято окружным Советом депутатов города Калининграда в пределах полномочий, предоставленных ему как представительному органу местного самоуправления действующим федеральным законодательством и Уставом городского округа «Город Калининград».

Финансирование дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан является правом, а не обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии финансовой возможности. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно определить условия предоставления материальной помощи за счет средств бюджета муниципального образования,  исходя из имеющихся на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Конкретизируя данное право, Уставный Суд указал, что  органы местного самоуправления  вправе предусмотреть оказание  данного вида материальной помощи тем гражданам, которые постоянно или преимущественно проживают на территории данного муниципального образования. При этом не исключено использование регистрации граждан в качестве одного из способов подтверждения факта проживания данных граждан на территории соответствующего муниципального образования.

Основываясь на приведенных выводах, Уставный Суд признал, что использование предусмотренной федеральным законом регистрации по месту жительства в качестве обязательного условия для реализации права на получение указанной материальной помощи, как это было  установлено абзацем 2 пункта 1.1. Положения, утвержденного Решением № 396, при отсутствии положений о возможности подтверждения места жительства на территории муниципального образования иными способами в соответствии с законодательством Российской Федерации, не соответствует пунктам 3 и 4 статьи 15, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.  Данное Постановление Уставного Суда и изложенные в нем правовые позиции сохраняют свою юридическую  силу.

 

3. Во исполнение Постановления Уставного Суда от 5 февраля  2013 года № 2-П  городским  Советом депутатов Калининграда было принято Решение  от 27 февраля 2013 года № 54 «О внесении изменений и дополнений  в Положение «Об оказании единовременной материальной помощи за счет средств бюджета городского округа «Город Калининград», утвержденное Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 16.11.2011 № 396» (далее - Решение № 54), которое   вступило в  силу      14 марта 2013 года.

 Решением № 54  внесены изменения в положения пункта 1.1. и корреспондирующие  им  положения   пунктов 3.1., 4.4. указанного Положения.

Согласно   пункту  1.1.  Положения, утвержденного Решением № 396 в редакции  Решения № 54,  единовременная материальная помощь - социальная поддержка семей (одиноко проживающих граждан) - граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории городского округа «Город Калининград», оказавшихся по не зависящим от них причинам в трудной жизненной и материальной ситуации, среднедушевой доход (среднемесячный доход) которых ниже 1,5 величины прожиточного минимума, установленного Правительством Калининградской области в расчете на душу населения.

 Как следует из обращения и позиции, изложенной в судебном заседании,  нарушение  своих прав заявитель усматривает  в том, что определенный  в подпункте 3 пункта 4.4. Положения,  утвержденного Решением № 396 в редакции Решения № 54,  перечень документов, подтверждающих факт  постоянного или преимущественного проживания,  лишает граждан с регистрацией по месту пребывания в городе Калининграде  права на получение единовременной материальной помощи.  При этом заявитель не  ставит под сомнение  сами условия предоставления единовременной материальной помощи, установленные в пункте  1.1. данного Положения.         

Подпунктом  3 пункта 4.4. Положения, утвержденного Решением № 396 в редакции Решения  № 54,   установлено, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса об оказании им единовременной материальной помощи осуществляется на основании, в том числе документа, подтверждающего факт постоянного или преимущественного проживания заявителя на территории городского округа «Город Калининград» (паспорт гражданина Российской Федерации с проставленным оттиском штампа о регистрации по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту жительства или решение суда о признании преимущественного проживания заявителя на территории городского округа «Город Калининград», вступившее в законную силу).

Из приведенных взаимосвязанных положений  Решения № 396 следует, что одним из основных условий приобретения права на получение единовременной материальной помощи является постоянное или преимущественное проживание на территории городского округа «Город Калининград». Регистрация граждан по месту жительства не является  обязательным условием приобретения  указанного права, а используется  только  в качестве одного из способов подтверждения факта проживания  граждан на территории городского округа «Город Калининград».

Согласно статье 20 Гражданского кодекса  Российской Федерации  под местом жительства гражданина понимается место, где он постоянно или преимущественно проживает.

Как установлено Законом Российской Федерации  № 5242-1 регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства или  по месту пребывания есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства или  месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.  Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации  (части 3 и 4 статьи 2, части 1 и 2   статьи 5 Закона Российской Федерации  № 5242-1).

Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, гражданам, зарегистрированным по месту жительства, производится отметка в паспортах о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства. Гражданам, зарегистрированным по месту их пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, выдается свидетельство о регистрации по месту пребывания. При этом срок регистрации временного пребывания устанавливается по соглашению  гражданина и стороны, предоставляющей жилое помещение (пункты 10, 12, и 18). 

Исходя из приведенных положений действующего законодательства,  свидетельство о регистрации  гражданина по месту пребывания, отражающее   факт его  временного нахождения  в месте временного пребывания,  не являющегося его местом жительства, не может  само по себе  расцениваться как документ, бесспорно подтверждающий  факт преимущественного проживания гражданина в  данном месте. 

 Вместе с тем подтверждение постоянного или преимущественного проживания  является для граждан  фактом, имеющим юридическое значение, от которого зависит признание их  права на  получение единовременной материальной помощи.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (Постановление Конституционного Суда Российской   Федерации  от  2  июня   2011   года   №    11-П,   Определения от 5 октября 2000 года  199 - О, от 4 марта 2004 года № 146-О, от  8 ноября 2005 года   402-О, от 6 октября 2008 года 619-О-П).

Факты, имеющие юридическое значение от которых зависит  возникновение, изменение, прекращение  личных имущественных прав граждан, устанавливаются судом общей юрисдикции в соответствии с  частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Таким образом,  документы,  указанные в подпункте 3 пункта 4.4. Положения, утвержденного Решением № 396 в редакции Решения № 54, являются  документами, подтверждающими  в соответствии с  требованиями действующего законодательства факт постоянного или преимущественного проживания на территории  города Калининграда,   и  предоставляют   возможность   гражданам,  зарегистрированным в городе Калининграде по   месту жительства или  месту временного пребывания, а также гражданам,    проживающим  в городе Калининграде,  но  не имеющим указанной регистрации,  реализовать свое право на получение единовременной материальной помощи за счет средств бюджета городского округа «Город Калининград».

 

Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что     оспариваемые положения подпункта 3 пункта 4.4. Положения, утвержденного Решением № 396 в редакции Решения № 54,  устанавливая перечень документов, подтверждающих факт постоянного или преимущественного проживания граждан на территории города Калининграда,  не   порождают исключение из категории  лиц, которым согласно пункту 1.1. указанного Положения предоставляется единовременная материальная помощь за счет средств бюджета городского округа «Город Калининград», граждан, зарегистрированных в городе Калининграде по месту их  временного пребывания,  и  не находит оснований для признания оспариваемых положений не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области. 

 

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьей 36,  статьями  68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

постановил:

 

 1. Признать подпункт 3 пункта 4.4. Положения «Об оказании единовременной материальной помощи за счет средств бюджета городского округа «Город Калининград», утвержденного  Решением  окружного Совета депутатов города Калининграда от 16 ноября 2011 года    № 396 «Об утверждении Положения «Об оказании единовременной материальной помощи за счет    средств   бюджета городского округа «Город Калининград»,  в части установления перечня документов, подтверждающих факт постоянного или преимущественного проживания  гражданина на территории городского округа «Город Калининград», соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

 

2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно с момента его провозглашения.

 

3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

 

 

Уставный Суд

Калининградской области

№ 6 - П