236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Постановление от 31 июля 2017 года № 5-П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 16 Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи»

 

город Калининград                                                                     31 июля 2017 года

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего     -     председателя        Ю.М. Сафонова,           судей А.В. Кузнецова, В.М. Фролова, 

         с участием представителей:

         заявителя - депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина – А.Е. Лакеева,

представителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, как  органа, принявшего правовой акт, положения которого подлежат проверке, - О.А. Ганцевич,

          руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 2 пункта 3 статьи 4,            статьями 36, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области            «Об Уставном Суде Калининградской области»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 16 Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи».

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 16 Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи».

Заслушав сообщение судьи-докладчика В.М. Фролова, выступления: представителя заявителя А.Е. Лакеева, представителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области       О.А. Ганцевич, профессиональное мнение представителя прокуратуры Калининградской области А.А. Рубинфайна, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

 

У С Т А Н О В И Л:

 

  1. В Уставный Суд 1 марта 2017 года от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И. А. Ревина (далее – заявитель) поступило обращение в форме запроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 16 Положения об аппарате мирового судьи (далее – Положение), утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи» (далее – Приказ № 101). 25 июля 2017 года в Уставный Суд поступило уточнение правовой позиции заявителя.

Согласно пункту 16 Положения, утвержденного Приказом № 101, мировой судья оценивает результативность деятельности работников аппарата, вносит на рассмотрение руководителя (директора) Агентства предложения о поощрении, привлечении к дисциплинарной ответственности работников аппарата, согласовывает заявления работников аппарата о назначении, об увольнении, предоставлении отпусков.

Заявитель поясняет, что  положением пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» закреплено, что мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Законом Калининградской области «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области» только определено: компетенция мировых судей и порядок осуществления правосудия устанавливаются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», иными федеральными законами (статья 3).

Далее заявитель, ссылаясь на нормы Кодекса судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года указывает, что судья должен исходить из того, что деятельность по отправлению правосудия является для него приоритетной по отношению к любой другой деятельности, которую он вправе осуществлять в соответствии с законодательством о статусе судей; на протяжении всего срока пребывания в должности судья не должен осуществлять никакой деятельности, которая могла бы поставить под сомнение его независимость и беспристрастность и привести к конфликту интересов (пункты 1 и 3 статьи 5).

Заявитель также поясняет, что  в силу того, что, как указывалось ранее, порядок деятельности мировых судей устанавливается федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации, Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области не может подменять собой законодательный орган Калининградской области, поскольку это противоречит конституционному принципу разделения властей.

При таких обстоятельствах заявитель полагает, что пункт 16  Положения, утвержденного Приказом № 101, вступает в противоречие с вышеуказанными требованиями действующего законодательства, что в силу статьи 10, части 2 статьи 15, частей 1, 2 и 5 статьи 76, части 1 статьи 120 Конституции Российской Федерации недопустимо, и не может соответствовать Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Руководствуясь своей правовой позицией, статьями 4, 36, 37, 38, 83, подпунктом 2 пункта 1 статьи 86  Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» заявитель просит признать пункт 16 Положения, утвержденного Приказом № 101, не соответствующим пункту 2 статьи 1, пункту 1 статьи 2, подпунктам 3, 5, 7 пункта 1 статьи 7, пункту 3 статьи 43, пункту 2 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

В ходе судебного заседания представитель заявителя подтвердил в полном объеме доводы, изложенные в обращении и в дополнении к обращению.

Представитель Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области О.А. Ганцевич поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве, согласно которой Положение об аппарате мирового судьи принято Агентством по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области в рамках полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установленных федеральным законодательством, и ему не противоречит. На этом основании полагает, что оспариваемая норма соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Давая заключение по указанному обращению, прокуратура Калининградской области пришла к выводу, что положения пункта 16 Положения, утвержденного Приказом № 101, основаны на нормах федерального законодательства и не противоречат Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является пункт 16 Положения, утвержденного Приказом № 101.

 

  1. Вопрос проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных норм Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом № 101, уже являлся предметом рассмотрения Уставного Суда. Согласно выводам, изложенным в Постановлении Уставного Суда от 9 июня 2017 года № 2-П, Приказ № 101, утвердивший Положение об аппарате мирового судьи, является нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Калининградской области, изданным Агентством по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством и Уставом (Основным Законом) Калининградской области, и его проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

В соответствии со статьей 70 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Согласно статье 85 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд Калининградской области осуществляет проверку соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов в установленных пределах по содержанию норм, по форме нормативного правового акта, по порядку подписания, принятия, опубликования или введения в действие, а также с точки зрения разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Калининградской области. При решении вопроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов Уставный Суд также исходит из необходимости оценки компетенции органа, принявшего нормативный акт.

 

  1. Подпункт 3 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области определяет, что на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

В соответствии с пунктом «л» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

При этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В Российской Федерации установлена единая судебная система, состоящая из федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации; конституционные (уставные) суды и мировые судьи отнесены к судам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», часть 2 статьи 28 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Таким образом, федеральный законодатель названными федеральными законами передал полномочия по установлению порядка назначения (избрания) и деятельности мировых судей субъектам Российской Федерации, при этом определил, что данные вопросы подлежат исключительно законодательному регулированию. Указанное корреспондирует  пункту 2 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которому полномочия и порядок деятельности мировых судей устанавливается федеральным законом и законом Калининградской области.

Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации дискреционные полномочия по определению порядка назначения (избрания) и деятельности мировых судей, Калининградская областная Дума приняла Закон Калининградской области от 19 мая 2000 года № 202 «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области».

Изданное во исполнение указанного Закона Положение, утвержденное Приказом № 101, норма которого обжалуются заявителем, определяет основные задачи, функции, ответственность и порядок организации деятельности аппарата мирового судьи, направленной на  обеспечение деятельности мирового судьи Калининградской области по отправлению правосудия.

Являясь по своей юридической природе подзаконным нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Калининградской области, Приказ № 101 вносит в законодательно закрепленный порядок деятельности мировых судей в Калининградской области дополнительные полномочия мирового судьи. Из его буквального содержания и смысла следует, в частности, что пунктом 16 Положения установлены дополнительные организацонно-распорядительные полномочия мирового судьи по оценке результативности деятельности работников аппарата, внесению на рассмотрение руководителя (директора) Агентства предложения о поощрении, привлечении к дисциплинарной ответственности работников аппарата, согласованию заявления работников аппарата о назначении, об увольнении, предоставлении отпусков.

А поскольку федеральный законодатель не предоставил субъектам Российской Федерации права дополнительно регулировать вопросы по установлению порядка назначения (избрания) и деятельности мировых судей субъектов Российской Федерации иными нормативными правовыми актами, кроме законодательных, возложение на мирового судью дополнительных полномочий Положением, утвержденным Приказом № 101, недопустимо.

Уставный Суд приходит к мнению, что пункт 16 Положения, утвержденного Приказом № 101, издан с превышением полномочий исполнительного органа государственной власти Калининградской области, нарушает принципы законности и невмешательства исполнительных органов государственной власти в компетенцию законодательного органа государственной власти Калининградской области и не соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать пункт 16 Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи» не соответствующим пункту 1 статьи 6, подпунктам 5 и 7 пункта 1 статьи 7, пункту 1 статьи 8, пункту 2 статьи 53 Устава (Основному Закону) Калининградской области.

 

  1. Настоящее Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.

 

  1. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

 

Уставный Суд

Калининградской области

№  5 - П