236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Постановление Уставного Суда №4-П от 3 июня 2019 года.

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области приложения № 7 к Административному регламенту администрации городского округа «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, утвержденному Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 19 ноября 2015 года № 1937 «Об утверждении Административного регламента администрации городского округа «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение»

 

город  Калининград                                                                      3 июня 2019 года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М. Сафонова, судьи                             А.В. Кузнецова,

с участием представителя администрации городского округа «Город Калининград» как органа, принявшего правовой акт, подлежащий проверке, - Е.Р. Кирьяковой,

руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона)  Калининградской  области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области приложения № 7 к Административному регламенту администрации городского округа «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение (далее - Административный регламент), утвержденному Постановлением администрации  городского  округа  «Город Калининград»  от  19 ноября 2015 года № 1937 «Об утверждении Административного регламента администрации городского округа «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» (далее - Постановление № 1937).

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина, основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем положения.

Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Кузнецова, объяснения представителя  администрации  городского округа «Город Калининград»    Е.Р. Кирьяковой,    представителя   прокуратуры    города   Калининграда С.В. Рыбина, исследовав представленные документы и иные материалы, Уставный Суд Калининградской области

 

установил:

 

  1. В Уставный Суд Калининградской области 22 ноября 2018 года поступило обращение в    форме    запроса депутата Калининградской областной  Думы шестого созыва И.А. Ревина (далее - заявитель).                        12 декабря 2018 года Уставным Судом получено уточнение к обращению.

Заявитель просит признать приложение № 7 к Административному регламенту не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.  

Приложением № 7 к Административному регламенту  является бланк уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение.

Заявитель указывает, что согласно Жилищному кодексу Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения и осуществление данного перевода (пункт 6 части 1 статьи 14, часть 1 статьи 23).

Заявитель поясняет, что в соответствии с Уставом городского округа «Город Калининград», принятого решением городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2007 года № 257 (далее - Устав), администрация городского округа, являясь исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, уполномочена принимать решения  о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (подпункт 11 пункта 3 статьи 47). В то же время  Административный регламент, утвержденный Постановлением № 1937, регулирует порядок предоставления администрацией городского округа муниципальной услуги по предоставлению заявителям решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, определяет последовательность административных процедур и административных действий должностных лиц комитета архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» в процессе предоставления муниципальной услуги; комитет архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград»    указан в бланке уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (приложение № 7 к Административному регламенту) как орган, принимающий соответствующее решение.

По мнению заявителя, приложение № 7 к Административному регламенту, которым предусмотрено, что решение о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения принимает комитет архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград», ограничивает деятельность главы администрации муниципального образования, возглавляющего администрацию городского округа, по самостоятельному осуществлению предоставленных ему полномочий, и вступает в противоречие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2005 года № 502 «Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 502). 

Обосновывая свою правовую позицию, заявитель приводит нормы Конституции Российской Федерации (статья 12, части 1, 2  статьи 15, часть 2 статьи 115, часть 2 статьи 130), Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 14, часть 1 статьи 23), Федерального закона от                 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон        № 131-ФЗ) (часть 1 статьи 6, часть 4 статьи 7, статьи 36, 37, 42), Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» (далее - Европейская хартия местного самоуправления) (пункт 1 статьи 4), Устава (Основного Закона) Калининградской области (пункт 3 статьи 1, пункт 2 статьи 8, пункт 2             статьи 56, пункт 3 статьи 59), Устава (подпункты 11, 12, 16 пункта 3, подпункт 12 пункта 13 статьи 47), Административного регламента, утвержденного Постановлением № 1937 (пункты 1.1, 2.1, 2.5), правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2003 года                 № 16-П, от 17 июня 2004 года № 12-П, от 29 июня 2004 года  № 13-П).

Заявитель также усматривает в оспариваемом приложении № 7 к Административному регламенту содержание коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами «а», «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Руководствуясь своей правовой позицией и нормами  Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит Уставный Суд признать приложение № 7 не соответствующим пункту 3 статьи 1, статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Представитель администрации городского округа «Город Калининград» Е.Р. Кирьякова в ходе судебного заседания поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве в Уставный Суд, согласно которой: в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Устава городского округа «Город Калининград» правами юридических лиц могут наделяться структурные подразделения администрации городского округа «Город Калининград»; приложение № 7 к Административному регламенту соответствует действующему законодательству, в том числе Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

В судебном заседании Е.Р. Кирьякова также отметила, что приложение № 7 к Административному регламенту полностью соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации № 502, которым утверждена форма уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, администрацией городского округа «Город Калининград» не внесено никаких изменений в форму уведомления.

Представитель прокуратуры города  Калининграда С.В. Рыбин пояснил, что поскольку согласно Уставу городского округа «Город Калининград» правами юридических лиц по осуществлению полномочий администрации городского округа «Город Калининград» могут наделяться ее структурные подразделения, в том числе комитет архитектуры и строительства, принятие им решений в рамках Административного регламента не противоречит требованиям Федерального закона № 131-ФЗ, Устава (Основного Закона) Калининградской области.

В соответствии со статьей 70 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является проверка соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области приложения № 7 к Административному регламенту, утвержденному Постановлением № 1937 в той части, в какой оно предусматривает, что решение о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение принимает комитет архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград».

 

  1. В силу положений статьи 56 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в Калининградской области осуществляется в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральным законом.

Как следует из пункта 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области, органы местного самоуправления обеспечивают соответствие уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области.

Таким образом, положения принимаемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов не могут противоречить законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

 

  1. Согласно статьям 35, 40 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь в собственности имущество (включая жилые помещения), владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Имея в собственности жилые помещения, граждане могут осуществлять все правомочия по владению, пользованию и распоряжению ими, в том числе изменять их целевое назначение.

Главой 3 Жилищного кодекса Российской Федерации как один из способов реализации жилищных прав, а также имущественных прав предусмотрен перевод  жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение находится в компетенции органов местного самоуправления и осуществляется путем принятия ими решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения (пункт 6 части 1 статьи 14, часть 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Частью 5 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 502 утверждена форма уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение.

 

  1. Под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования.

При этом иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения,  могут быть предусмотрены только уставом муниципального образования (часть 1 статьи 34 Федерального закона           № 131-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 25 Устава определена структура (перечень) органов местного самоуправления городского округа «Город Калининград», к которым относятся глава муниципального образования - глава городского округа «Город Калининград», представительный орган муниципального образования - городской Совет депутатов Калининграда, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация городского округа «Город Калининград», контрольно-счетный орган муниципального образования - контрольно-счетная палата городского округа «Город Калининград».

Изменение структуры органов местного самоуправления города Калининграда осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав, то есть органы местного самоуправления не могут быть предусмотрены иным способом, кроме как путем включения положений о них в Устав (часть 7 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ, пункт 3 статьи 25 Устава).

 

  1. Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится  осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно подпункту 11 пункта 3 статьи 47 Устава к компетенции администрации городского округа в области жилищных отношений   относится принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

Административный регламент утвержден в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Жилищным кодексом Российской Федерации и регулирует порядок предоставления администрацией городского округа «Город Калининград» муниципальной услуги по оформлению и выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, определяет последовательность административных процедур и административных действий должностных лиц комитета архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» в процессе предоставления муниципальной услуги (преамбула Постановления № 1937, пункт 1.1 Административного регламента).

Приложением № 7 к Административному регламенту на основании Постановления Правительства Российской Федерации № 502 является бланк уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение.

Постановление Правительства Российской Федерации № 502 имеет прямое действие,  Жилищный  кодекс  Российской  Федерации (часть 5 статьи 23) не предусматривает  самостоятельного регулирования органами местного самоуправления формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, они обязаны лишь воспроизводить установленную федеральным законодательством форму в своих правовых актах, которые должны соответствовать Постановлению Правительства Российской Федерации № 502.

            Согласно содержанию бланка уведомления, представленного в приложении № 7 к Административному регламенту, комитет архитектуры  и  строительства  администрации городского округа «Город  Калининград» принимает решение о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение.

Вместе с тем формой уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 502, установлено, что перевод помещения осуществляет орган местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 25 Устава комитет архитектуры и  строительства  администрации городского округа «Город Калининград» не является органом местного самоуправления городского округа «Город Калининград» и не должен быть указан в качестве такового в бланке уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение (приложение № 7 к Административному регламенту).

Европейская хартия местного самоуправления, предоставляя местным органам власти возможность самим определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление, также подчеркивает, что они должны делать это, «не нарушая более общих законодательных положений» (пункт 1 статьи 6).

Также Уставный Суд отмечает, что комитет архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград»  действующей структурой администрации городского округа «Город Калининград», утвержденной решением городского Совета депутатов Калининграда от 14 ноября 2018 года № 225 «Об утверждении структуры администрации городского округа «Город Калининград», не предусмотрен.

На основании изложенного, Уставный Суд приходит к выводу о том, что приложение № 7 к Административному регламенту противоречит части 5 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации № 502, нарушает принцип законности в  деятельности  органов  местного самоуправления и не соответствует    статье 56,  пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области в той части, в какой оно предусматривает, что решение о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение принимает комитет архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград».

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

постановил:

 

  1. Признать приложение № 7 к Административному регламенту администрации городского округа «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, утвержденному Постановлением администрации городского округа  «Город Калининград»  от  19 ноября 2015 года № 1937 «Об утверждении Административного регламента администрации городского округа «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение»,  в той части, в какой оно предусматривает, что решение о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение принимает комитет архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград»,  не соответствующим  статье 56,  пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

  1. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.

 

  1. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

 

 

 

Уставный Суд

Калининградской области

№  4- П