236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Постановление от 20 июля 2017 года № 4-П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 4 июня 2002 года № 144 «О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 2 декабря 2015 года № 485)

 

город Калининград                                                                       20 июля 2017 года

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего     -     председателя        Ю.М. Сафонова,           судей А.В. Кузнецова, В.М. Фролова, 

         с участием представителей:

- заявителя - депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина, - А.Е. Лакеева,

- Калининградской областной Думы как органа, принявшего правовой акт, подлежащий проверке, - Д.А. Темницкой,

- Губернатора Калининградской области как должностного лица, подписавшего  правовой  акт,  положение которого подлежит проверке, - Е.Ю. Горы,

руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,

          рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 4 июня 2002 года № 144 «О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 2 декабря 2015 года № 485).

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 4 июня 2002 года № 144 «О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 2 декабря 2015 года № 485).

Заслушав сообщение судьи-докладчика В.М. Фролова, выступления: представителей сторон: А.Е. Лакеева, Д.А. Темницкой, Е.Ю. Горы, приглашенного в судебное заседание представителя прокуратуры Калининградской области А.А. Рубинфайна, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

 

У С Т А Н О В И Л:

 

  1. В Уставный Суд 2 февраля 2017 года поступило обращение в форме запроса депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Ревина Игоря Алексеевича (далее – заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 4 июня 2002 года № 144 «О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 2 декабря 2015 года № 485) (далее – Закон Калининградской области № 144).

Заявителем оспаривается пункт 2 статьи 3 Закона Калининградской области № 144 в той мере, в какой им в соответствии с полномочиями по установлению порядка размещения Калининградской областной Думой объявления о подготовке к назначению кандидатов в представители общественности в квалификационной коллегии (далее – кандидатов) с разъяснением порядка их назначения, представленными федеральным законодательством субъекту Российской Федерации, не урегулирована процедура представления в Калининградскую областную Думу кандидатов для назначения общественным представителем в квалификационной коллегии с момента принятия постановления Калининградской областной Думы о досрочном прекращении полномочий члена квалификационной коллегии – представителя общественности по основаниям, установленным пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее -  Федеральный закон № 30-ФЗ).

В обоснование своих требований, заявитель ссылается на нормы Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» (статья 29),  Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации (статьи 3, 5, 11), практику Конституционного Суда Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.

Руководствуясь своей правовой позицией, статьями 4, 36, 37, 38, 83, подпунктом 2 пункта 1 статьи 86  «Об Уставном Суде Калининградской области» заявитель просит признать подпункт пункт 2 статьи 3 Закона Калининградской области № 144 не соответствующим пункту 1 статьи 2, подпунктам 1 и  3 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 8, пунктам 1 и 3 статьи 15, пункту 3 статьи 43 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

В ходе судебного заседания представитель заявителя А.Е. Лакеев  подтвердил в полном объеме позицию, изложенную в обращении.

Представитель Калининградской областной Думы Д.А. Темницкая, поддерживая позицию, изложенную в письменном отзыве, пояснила, что представители общественности в квалификационные коллегии судей субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона № 30-ФЗ назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Закон Калининградской области № 144 принят Калининградской областной Думой в пределах предоставленной компетенции. Далее представитель пояснила, что оспариваемая заявителем норма указанного Закона определяет порядок назначения представителей общественности в квалификационную коллегию  судей вне зависимости от основания прекращения полномочий ранее входивших в состав квалификационной коллегии судей представителей общественности. На этом основании полагает, что пункт 2 статьи 3 Закона Калининградской области № 144 соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Представитель Губернатора Калининградской области Е.Ю. Гора в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в ранее представленном письменном отзыве, а также доводы представителя Калининградской областной Думы. Полагает, что оспариваемый заявителем пункт 2 статьи 3 Закона Калининградской области № 144 соответствует нормам Устава (Основного Закона) Калининградской области в силу того, что  не противоречит нормам Конституции Российской Федерации и действующего федерального законодательства, предоставившего  полномочия по определению порядка назначения представителей общественности в квалификационные коллегии судей субъектам Российской Федерации.

В соответствии со статьей 70 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

 

  1. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации установление судебной системы Российской Федерации в целом, которое в силу ее статьи 118 (часть 3) осуществляется исключительно Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в соответствии со статьей 29 которого  для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества (часть 1); компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются федеральным законом (часть 3).

Принятый в развитие положений указанного Федерального конституционного закона и закрепляющий основные принципы организации и деятельности органов судейского сообщества, вопросы их формирования и  компетенции Федеральный закон № 30-ФЗ определяет пределы полномочий субъектов Российской Федерации в регулировании деятельности органов судейского сообщества.

Согласно нормам указанного Закона органами судейского сообщества в Российской Федерации являются в том числе квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (статья 3); квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов Российской Федерации, представителей общественности, представителей Президента Российской Федерации (статья 11).

Пунктом 6 статьи 11 Федерального закона № 30-ФЗ предусмотрено, что представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определенном законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель указанным Федеральным законом передал полномочие по установлению порядка назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей субъектам Российской Федерации.

С учетом изложенного, Закон Калининградской области № 144, регулирующий порядок назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области, принят Калининградской областной Думой в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством.

 

  1. Согласно статье 3 Федерального закона № 30-ФЗ квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации являются одним из органов судейского сообщества.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2003 года № 411-О по запросу Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай о проверке конституционности пункта  8 статьи 11 Федерального закона № 30-ФЗ сформулировал правовую позицию, согласно которой для обеспечения самостоятельности квалификационных коллегий судей законодатель вправе избрать различные механизмы их формирования, в том числе предусмотреть определенные требования и ограничения в отношении членов квалификационных коллегий.

Требования к лицам, которые могут быть представителями общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации, а также основания досрочного прекращения их полномочий  установлены пунктом 8 статьи 11 Федерального закона № 30-ФЗ.

Поскольку, как отмечалось ранее,  члены квалификационной коллегии судей - представители общественности в соответствии с   пунктом 6 статьи 11 Федерального закона № 30-ФЗ назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, эти же органы согласно пункту  8 данной статьи вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий назначенного ими члена квалификационной коллегии судей.

Порядок назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области определен Законом Калининградской области № 144.

Обладая значительной свободой усмотрения при определении процедуры назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей, законодатель Калининградской области предусмотрел определенный алгоритм действий со стороны областной Думы. Так, согласно пункту 2 статьи 3 указанного Закона, областная Дума в течение двух рабочих дней с момента получения уведомления органов судейского сообщества об открытии вакансий представителей общественности в квалификационную коллегию размещает на официальном сайте Калининградской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» объявление о подготовке к назначению кандидатов в представители общественности в квалификационной коллегии (далее - кандидатов) с разъяснением порядка их назначения областной Думой.

Целевым предназначением обжалуемой нормы, как это следует из ее содержания и смысла, является упорядочение процедуры подготовки к назначению кандидатов в представители общественности в квалификационной коллегии. Такая процедура включает в себя, в том числе  размещение  объявления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с разъяснением порядка назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей областной Думой с момента получения уведомления органов судейского сообщества об открытии вакансий, вне зависимости от оснований прекращения полномочий ранее входивших в состав квалификационной коллегии судей представителей общественности, будь то истечение срока их полномочий (статья 4) либо досрочное прекращение полномочий представителей общественности в квалификационной коллегии судей (статья 5).  Указанная процедура представляет собой правовую гарантию  обеспечения права каждого кандидата в представители общественности на равный доступ к указанной информации и права их участия в назначении  представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области.

Поскольку квалификационная коллегия судей является органом судейского сообщества, в котором осуществляют свои полномочия представители общественности, именно указанный орган фиксирует возникновение вакансий представителей общественности и необходимость их назначения, о чем информирует орган, уполномоченный на назначение представителей общественности в квалификационную коллегию судей – Калининградскую областную Думу, путем направления уведомления.

 

  1. Порядок досрочного прекращения полномочий члена квалификационной коллегии судей - представителя общественности предусмотрен статьей 5 Закона Калининградской области № 144, в соответствии с которой полномочия представителя общественности могут быть досрочно прекращены постановлением Калининградской областной Думы, принимаемым тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов, по основаниям, установленным пунктом 8 статьи 11 Федерального закона № 30-ФЗ.

Согласно абзацу 4 пункта 8 статьи 11 Федерального  закона № 30-ФЗ, полномочия члена квалификационной коллегии судей - представителя общественности по решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть досрочно прекращены по его инициативе, либо в случае совершения им преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, либо в случае его отсутствия на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех месяцев без уважительных причин, либо в случае замещения должности или осуществления деятельности, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Заявитель полагает, что в связи с тем, что пунктом 2 статьи 3 Закона Калининградской области № 144 не урегулирована процедура представления в Калининградскую областную Думу кандидатов для назначения общественным представителем в квалификационной коллегии с момента принятия постановления Калининградской областной Думы о досрочном прекращении полномочий члена квалификационной коллегии – представителя общественности по основаниям, установленным пунктом 8 статьи 11 Федерального закона № 30-ФЗ, указанная норма не соответствует требованиям федерального законодательства.

Вместе с тем Федеральный закон № 30-ФЗ, регламентируя  вопросы формирования квалификационных коллегий судей, требования и ограничения в отношении представителей общественности - членов квалификационных коллегий судей, не содержит обязательных правовых предписаний к порядку  представления кандидатов для назначения общественным представителем в квалификационной коллегии, срокам представления кандидатов, уведомления законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации об открытии вакансии и иных процедурных вопросов назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей. Как указывалось ранее, полномочие по установлению порядка назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей федеральный законодатель передал субъектам Российской Федерации.

Таким образом, Уставный Суд считает, что,  приняв Закон Калининградской области № 144, Калининградская областная Дума реализовала полномочия, предоставленные ей действующим федеральным законодательством как  представительному органу субъекта Российской Федерации, и не усматривает противоречие между нормами Федерального закона № 30-ФЗ, в котором содержатся основные принципы организации и деятельности органов судейского сообщества,  и законом Калининградской области № 144, определяющим порядок  назначения представителей общественности в квалификационную коллегию Калининградской области.

На этом основании Уставный Суд приходит к выводу, что пункт 2 статьи 3 Закона Калининградской области № 144 соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75,  83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать пункт 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 4 июня 2002 года № 144 «О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 2 декабря 2015 года № 485)  соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

 

  1. Настоящее Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.

 

  1. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

 

Уставный Суд

Калининградской области

№  4 - П