236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Постановление Уставного суда №2-П от 21 февраля 2020 года

 ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения последнего абзаца пункта 4 статьи 44 Устава городского округа «Город Калининград», принятого Решением городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2007 года № 257 «О принятии Устава городского округа «Город Калининград»

 

город  Калининград                                                                21 февраля 2020 года

 

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего     -     председателя        Ю.М. Сафонова,           судей А.В. Кузнецова, В.М. Фролова, 

с участием представителя  городского Совета депутатов Калининграда как органа, принявшего правовой акт, подлежащий проверке, – А.Э. Шидаковой,

         руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,

         рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения последнего абзаца пункта 4 статьи 44 Устава городского округа «Город Калининград», принятого Решением городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2007 года № 257 «О принятии Устава городского округа «Город Калининград».

         Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н. Федорова.

         Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельное положение последнего абзаца пункта 4 статьи 44 Устава городского округа «Город Калининград», принятого Решением городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2007 года № 257 «О принятии Устава городского округа «Город Калининград».

         Заслушав сообщение судьи-докладчика В.М. Фролова, выступление представителя городского Совета депутатов Калининграда А.Э. Шидаковой, представителя прокуратуры Калининградской области М.С. Чудиновой, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

 

установил:

 

  1. В Уставный Суд 12 сентября 2019 года от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н. Федорова (далее – заявитель) поступило обращение о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения последнего абзаца пункта 4 статьи 44 Устава городского округа «Город Калининград» (далее – Устав городского округа), принятого Решением городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2007 года № 257 «О принятии Устава городского округа «Город Калининград» (далее – Решение № 257).

Согласно оспариваемой норме, в случае досрочного прекращения полномочий главы городского округа либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления городского округа «Город Калининград» или депутат городского Совета депутатов. Лицо, временно исполняющее полномочия главы городского округа, определяется решением городского Совета депутатов.

Заявитель указывает, что в соответствии с абзацем третьим пункта 6 статьи 2 Закона Калининградской области от 7 марта 2006 года № 730 «О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области» (далее – Закон Калининградской области № 730) глава городского округа «Город Калининград» избирается представительным органом городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение об избрании лица на должность главы городского округа «Город Калининград», и возглавляет местную администрацию.

По мнению заявителя, последний абзац пункта 4 статьи 44 Устава городского округа противоречит требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон       № 131-ФЗ), нормы которого не предусматривают временное исполнение полномочий главы администрации депутатом представительного органа муниципального образования. При этом,  заявитель указывает, что в предусмотренных частью 7 статьи 36 указанного Федерального закона случаях, осуществление депутатом полномочий главы муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, является недопустимым, поскольку он одновременно будет являться членом представительного органа местного самоуправления, имеющего исключительные полномочия, и возглавлять исполнительно-распорядительный орган, подотчетный представительному органу.

Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении, требованиями Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит Уставный Суд признать последний абзац пункта 4 статьи 44 Устава городского округа, принятого Решением № 257, допускающий временное исполнение полномочий главы городского округа депутатом городского Совета депутатов, не соответствующим статье 56 и пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Представитель окружного Совета депутатов Калининграда А.Э. Шидакова полагает, что последний абзац пункта 4 статьи 44 Устава городского округа «Город Калининград» в полной мере соответствует части 7 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая является действующей, Конституционным Судом Российской Федерации противоречащей Конституции Российской Федерации не признана.

Отмечает, что статья 40 указанного Федерального закона не содержит запрет на одновременное осуществление депутатом представительного органа муниципального образования полномочий выборного должностного лица местного самоуправления. Далее представитель поясняет, что Федеральный закон № 131-ФЗ разделяет понятия «глава местной администрации» и «глава муниципального образования». Из взаимосвязанных положений частей 3-6, 10, 11, 11.1 статьи 37 «Местная администрация» и статьи 36 «Глава муниципального образования» Федерального закона № 131-ФЗ следует, что в части 12 статьи 37, на которую ссылается заявитель, обосновывая свою правовую позицию, речь идет о случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, назначенного на должность главы местной администрации по контракту, являющегося в силу положений Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим.

Поскольку главой администрации городского округа «Город Калининград» в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона Калининградской области № 730, пунктом 1 статьи 25, пунктом 2 статьи 27, пунктом 1     статьи 44 Устава городского округа является глава городского округа «Город Калининград», избранный из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, вопросы досрочного прекращения его полномочий и временного их исполнения на федеральном уровне регламентируются статьями 36 и 40 Федерального закона № 131-ФЗ, а не статьей 37, как указано в обращении.

Полагает, что возможная неопределенность в поставленном депутатом Калининградской областной Думы П.Н. Федоровым вопросе о том, насколько допустимым является временное совмещение депутатом представительного органа собственных полномочий и полномочий главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, не может быть преодолена принятием решения Уставного Суда, поскольку толкование федеральных законов не входит в компетенцию Уставного Суда Калининградской области.

Представитель прокуратуры Калининградской области М.С. Чудинова полагает, что оспариваемая норма Устава городского округа соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Согласно статье 70 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда по настоящему делу является проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения последнего абзаца пункта 4 статьи 44 Устава городского округа «Город Калининград», принятого Решением городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2007 года № 257 «О принятии Устава городского округа «Город Калининград», в той мере, в какой он допускает временное исполнение полномочий главы городского округа, возглавляющего администрацию городского округа, депутатом городского Совета депутатов.

 

  1. В силу положений статьи 56 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в Калининградской области осуществляется в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральным законом.

Пунктом 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соответствие уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области.

Из вышеуказанных норм следует, что положения принимаемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

 

  1. В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации установлено, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон № 131-ФЗ.

Структуру органов местного самоуправления в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пункт 1 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ определяет порядок избрания высшего должностного лица муниципального образования, а именно глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В случае избрания главы муниципального образования на муниципальных выборах, а также в случае избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава он либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию, при этом его полномочия как депутата представительного органа муниципального образования (в случае избрания его депутатом) прекращаются; в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию (пункты 2, 3, 5 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ).

Из указанного следует, что федеральный законодатель определил несколько способов наделения полномочиями главы муниципального образования, предоставив органам местного самоуправления право самостоятельно устанавливать ту или иную модель формирования органов местного самоуправления.

При этом законодателем не допускается одновременное исполнение главой муниципального образования полномочий, как представителя представительного органа местного самоуправления, так и исполнительно-распорядительных полномочий: глава муниципального образования является либо председателем представительного органа муниципального образования, либо  главой администрации муниципального образования с прекращением полномочий депутата представительного органа муниципального образования.

Анализ норм Федерального закона № 131-ФЗ свидетельствует об установлении федеральным законодателем системы сдержек и противовесов в отношениях между представительным органом местного самоуправления и исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

 

3.1. Частью 7 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или депутат представительного органа муниципального образования, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

Понятия «должностное лицо местного самоуправления» и «депутат представительного органа муниципального образования» определены  частью 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой:

должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

 депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.

Федеральный закон № 131-ФЗ, определяя исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования в части 10 статьи 35, относит к ней, в том числе: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35).

В соответствии с частью 11.1 статьи 35 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Согласно частям 5 и 5.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. 

Из приведенных выше норм следует, что должностное лицо местного самоуправления и депутат обладают в соответствии с указанным Федеральным законом различными компетенциями.

Осуществление депутатом на основании части 7 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ полномочий главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, данный закон не допускает. Иное приведет к ситуации, при которой депутат будет являться членом представительного органа местного самоуправления, наделенного законом исключительными полномочиями, и одновременно возглавлять исполнительно-распорядительный орган, подотчетный представительному органу. Возможность прекращения полномочий депутатом в целях временного исполнения им полномочий главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, федеральным законодательством не предусмотрена.

В соответствии с частью 12 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемые в соответствии с уставом муниципального образования.

Таким образом, не предусмотрено исполнение полномочий главы местной администрации депутатом представительного органа муниципального образования.

 

  1. Статья 6 Федерального закона № 131-ФЗ правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области определяется уставами муниципальных образований в соответствии с  Законом Калининградской области № 730 (абзац 2 пункта 1 статьи 6).

Законодатель Калининградской области избрал модель формирования органов местного самоуправления, в силу которой глава городского округа «Город Калининград» избирается представительным органом городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение об избрании лица на должность главы городского округа «Город Калининград», и возглавляет местную администрацию (абзац четвертый пункта 6 статьи 2 Закона Калининградской области № 730).

Указанным нормам Закона корреспондируют положения Устава городского округа. Так, согласно Уставу городского округа муниципальное образование «Город Калининград» - это муниципальное образование, наделенное статусом городского округа Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года № 397 «О наделении муниципального образования «Город Калининград» статусом городского округа», высшим должностным лицом которого является глава городского округа «Город Калининград». Глава городского округа осуществляет свои полномочия на постоянной основе (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 27).

Заявителем оспаривается отдельное положение последнего абзаца пункта 4 статьи 44 Устава городского округа в той мере, в какой он допускает временное исполнение полномочий главы городского округа депутатом городского Совета депутатов.

Должность главы городского округа является выборной муниципальной должностью. Глава городского округа избирается городским Советом депутатов Калининграда из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, на срок полномочий городского Совета депутатов Калининграда, принявшего решение об избрании лица на должность главы городского округа, но не менее чем на два года, и возглавляет администрацию городского округа «Город Калининград» (пункт 2  статьи 27 Устава городского округа).

Пунктом 1 статьи 44, пунктом 3 статьи 46 Устава городского округа определено, что глава города возглавляет администрацию городского округа «Город Калининград» на принципах единоначалия.                                        Глава городского округа в пределах своих полномочий: представляет городской округ «Город Калининград» в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского округа «Город Калининград»; подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом городского округа «Город Калининград», нормативные правовые акты, принятые городским Советом депутатов; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания городского Совета депутатов; обладает правом внесения в городской Совет депутатов проектов муниципальных нормативных правовых актов; осуществляет международные и внешнеэкономические связи в соответствии с федеральными законами, в том числе приграничное сотрудничество посредством проведения встреч, консультаций и иных мероприятий с представителями государственно-территориальных, административно-территориальных и муниципальных образований сопредельных государств, заключения соглашений о приграничном сотрудничестве с приграничными муниципальными образованиями сопредельных государств, участия в деятельности международных организаций в сфере приграничного сотрудничества в рамках органов, созданных специально для этой цели; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации; принимает решения о реализации проектов муниципально-частного партнерства, если публичным партнером является городской округ «Город Калининград» либо планируется проведение совместного конкурса с участием городского округа «Город Калининград» (за исключением случаев, когда планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации, субъекта Российской Федерации) ( пункт 2 статьи 44 Устава городского округа).

Согласно пункту 3 статьи 44 Устава городского округа глава городского округа подконтролен и подотчетен населению городского округа и городскому Совету депутатов. В рамках этой подотчетности глава городского округа представляет городскому Совету депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, деятельности администрации городского округа, в том числе о решении вопросов, поставленных городским Советом депутатов.

При исполнении полномочий главы администрации городского округа «Город Калининград» глава городского округа: возглавляет администрацию городского округа «Город Калининград» на принципах единоначалия; формирует и представляет на утверждение городского Совета депутатов структуру администрации городского округа «Город Калининград», вносит на утверждение городского Совета депутатов предложения о размере расходов на ее содержание; вносит предложения в городской Совет депутатов о планах развития города и внесении изменений, уточнений в них; утверждает штатные расписания администрации городского округа «Город Калининград», определяет функции, полномочия руководителей структурных подразделений администрации городского округа «Город Калининград»; утверждает положения о структурных подразделениях администрации городского округа «Город Калининград», за исключением положений о структурных подразделениях, наделенных правами юридического лица, и должностные инструкции муниципальных служащих администрации городского округа «Город Калининград», работников по техническому обеспечению; выдает от имени администрации городского округа «Город Калининград» доверенности на представление интересов в судебных и иных государственных органах; организует работу с кадрами администрации городского округа «Город Калининград», их аттестацию на соответствие занимаемым должностям; в установленном действующим законодательством порядке назначает на должности и освобождает от них муниципальных служащих администрации городского округа «Город Калининград», руководителей муниципальных предприятий и учреждений; в соответствии с действующим законодательством определяет порядок и условия оплаты труда руководителей и работников муниципальных предприятий и учреждений, в том числе установления заработной платы (должностного оклада), размера ежемесячных и иных дополнительных выплат;  обеспечивает осуществление администрацией городского округа «Город Калининград» полномочий по решению вопросов местного значения;  обеспечивает осуществление администрацией городского округа «Город Калининград» отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Калининградской области; осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий, установленных настоящим Уставом и нормативными правовыми актами городского Совета депутатов; заключает договоры и соглашения с юридическими лицами, в том числе с зарубежными, по вопросам компетенции администрации городского округа «Город Калининград»; передает в установленном порядке полномочия по заключению договоров другим должностным лицам администрации городского округа «Город Калининград»;  отменяет или приостанавливает действие приказов и распоряжений, принятых руководителями структурных подразделений администрации городского округа «Город Калининград», в случае, если они противоречат федеральному и областному законодательству, настоящему Уставу; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Калининградской области, настоящим Уставом, условиями контракта и нормативными правовыми актами городского Совета депутатов (пункт 8 статьи 44 Устава городского округа).

 

4.1. В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона             № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статус депутата городского Совета депутатов Калининграда определяется статьей 42 Устава городского округа, согласно которой депутат городского Совета депутатов представляет интересы своих избирателей, строит свою деятельность в городском Совете депутатов в соответствии со своей предвыборной программой, руководствуется законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, Калининградской области и настоящим Уставом, отчитывается о своей деятельности перед избирателями не реже одного раза в год (пункт 1).

В целях эффективного осуществления своих полномочий депутат городского Совета имеет право: участвовать при рассмотрении в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся на территории городского округа «Город Калининград», любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей; осуществлять по поручению городского Совета депутатов Калининграда контроль за исполнением принятых им решений; проверять по поручению городского Совета депутатов Калининграда, а также по собственной инициативе, с привлечением соответствующих должностных лиц местного самоуправления городского округа «Город Калининград», общественных объединений сведения о нарушении прав и законных интересов граждан и организаций; осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в органы местного самоуправления городского округа «Город Калининград», организации, принимать личное участие в их рассмотрении; проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными общественными объединениями; участвовать в работе различных объединений избирателей, органов территориального общественного самоуправления, трудовых коллективов, граждан по месту жительства; участвовать в мероприятиях, осуществляемых в рамках международного и межмуниципального сотрудничества (пункт 2).

Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы городского Совета депутатов нового созыва или досрочного прекращения полномочий депутата в соответствии с настоящим Уставом (пункт 3 статьи 42 Устава городского округа). Статья 43 Устава городского округа определяет основания досрочного прекращения полномочий депутата городского Совета депутатов и не предусматривает досрочное прекращение полномочий депутата в связи с возложением на него временного исполнения полномочий главы городского округа в случае досрочного прекращения его полномочий.

Анализируя указанные выше положения Устава городского округа во взаимосвязи с нормами федерального законодательства, Уставный Суд приходит к выводу о том, что временное исполнение полномочий главы городского округа «Город Калининград», избранного представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, депутатом городского Совета депутатов Калининграда  недопустимо.

Доводы представителя городского Совета депутатов Калининграда об отсутствии в системе органов местного самоуправления городского округа «Город Калининград» иных, кроме главы городского округа, должностных лиц, соответствующих приведенному в статье 2 Федерального закона № 131-ФЗ понятию «должностного лица», суд считает необоснованными.

Как указывалось ранее, согласно абзацу шестнадцатому части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Решением городского Совета депутатов Калининграда от 14 ноября 2018 года № 225 утверждена структура администрации городского округа «Город Калининград», согласно которой у главы городского округа имеются первый заместитель, заместители – руководители комитетов.

Согласно Реестру должностей муниципальной службы в Калининградской области, утвержденному Законом Калининградской области  от 17 июня 2016 года № 536 «О муниципальной службе в Калининградской области», должности первого заместителя главы муниципального образования и заместителей главы муниципального образования, входящие в Перечень должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования, учреждены для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность – главы городского округа «Город Калининград».

В силу пункта 1 статьи 46 Устава городского округа администрация городского округа «Город Калининград» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа «Город Калининград» и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.

Следовательно, указанные муниципальные служащие, с которыми в силу закона заключен трудовой договор (контракт), наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения, относятся к должностным лицам местного самоуправления в контексте части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ.

Также Уставный Суд отмечает, что согласно пункту 1.7. Регламента администрации городского округа «Город Калининград», утвержденного постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 28 декабря 2018 года № 1260 «Об утверждении Регламента администрации городского округа «Город Калининград», в случае временного отсутствия главы городского округа (командировка, отпуск и иные случаи, при которых невозможно исполнение должностных обязанностей) его полномочия, определенные пунктом 8 статьи 44 Устава города, возлагаются на первого заместителя главы администрации городского округа либо, по решению главы городского округа, на одного из заместителей главы администрации городского округа на основании соответствующего распоряжения.

Таким образом, оспариваемое заявителем отдельное положение последнего абзаца пункта 4 статьи 44 Устава городского округа, в той мере, в какой оно допускает временное исполнение полномочий главы городского округа, возглавляющего местную администрацию, депутатом городского Совета депутатов, нарушает баланс полномочий представительного органа и  главы городского округа «Город Калининград», возглавляющего администрацию городского округа, допускает чрезмерное вмешательство представительного органа в прерогативы руководителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, что противоречит требованиям действующего федерального законодательства и не соответствует статье 56 и пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76, 86 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

постановил:

 

  1. Признать отдельное положение последнего абзаца пункта 4 статьи 44 Устава городского округа «Город Калининград», принятого Решением городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2007 года № 257 «О принятии Устава городского округа «Город Калининград», в той мере, в какой оно допускает временное исполнение полномочий главы городского округа, возглавляющего администрацию городского округа «Город Калининград», депутатом городского Совета депутатов, не соответствующим статье 56 и пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
  2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.
  3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

 

 

Уставный Суд

Калининградской области

 

№  2- П