236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Постановление от 09 июня 2017 года № 2-П
ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 14 пункта 12 Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи»

 

 

город Калининград                                                                  9 июня 2017 года

 

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего     -     председателя        Ю.М. Сафонова,           судей А.В. Кузнецова, В.М. Фролова, 

  с участием представителя заявителя - депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина - С.И. Синицыной,

           руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 2 пункта 3 статьи 4,            статьями 36, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области            «Об Уставном Суде Калининградской области»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону)  Калининградской  области  подпункта  14 пункта 12 Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи».

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункт 14 пункта 12 Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи».

Заслушав сообщение судьи - докладчика В.М. Фролова, выступление представителя заявителя С.И. Синицыной,  исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

 

УСТАНОВИЛ:

 

  1. В Уставный Суд 26 января 2017 года от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И. А. Ревина (далее – заявитель) поступило обращение в форме запроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 14 пункта 12 Положения об аппарате мирового  судьи     (далее – Положение),   утвержденного     Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи» (далее – Приказ № 101). 19 мая 2017 года в Уставный Суд поступило дополнение к обращению.

Заявителем оспаривается подпункт 14 пункта 12 Положения, утвержденного Приказом № 101, согласно которому аппарат мирового судьи «ведет табели учета рабочего времени мирового судьи и работников аппарата». Заявитель поясняет, что часть 1 статьи 39 «Функции аппарата суда   общей   юрисдикции»    Федерального    конституционного  закона  от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее – Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ) не содержит нормативного предписания по осуществлению аппаратом суда общей юрисдикции полномочий по ведению табеля учета рабочего времени судьи и аппарата. Согласно части 4 статьи 4 Федерального  конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ) к судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей  юрисдикции  субъектов Российской Федерации, в силу этого подпункт 14 пункта 12 Положения, утвержденного Приказом № 101,  вступает в противоречие с требованиями части 1 статьи 39 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ.

Руководствуясь своей правовой позицией, статьями 4, 36, 37, 38, 83, подпунктом 2 пункта 1 статьи 86  Уставного закона  «Об Уставном Суде Калининградской  области»,  заявитель просит  признать  подпункт  14 пункта 12 Положения, утвержденного Приказом № 101, не соответствующим  пункту 1  статьи 2,  подпункту  3 пункта 1 статьи 7, пункту 3 статьи 43 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

В ходе судебного заседания представитель заявителя С.И. Синицына  поддержала в полном объеме позицию, изложенную в обращении.

       В соответствии со статьей 70 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является подпункт 14 пункта 12 Положения, утвержденного Приказом № 101.

 

  1. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Пунктом «л» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); при этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской  Федерации  не могут противоречить федеральным законам (часть 5).

В соответствии с частью 3 статьи 118 Конституции Российской Федерации судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Единство судебной системы закреплено Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ, согласно нормам которого мировые судьи,   являющиеся  судьями  общей   юрисдикции  субъектов Российской Федерации,  относятся  к судам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 4), их полномочия и порядок деятельности устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 28).

Организационное обеспечение деятельности мировых судей согласно Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 37); деятельность  мирового  судьи   обеспечивается его аппаратом (часть 9 статьи 38).

Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия по определению порядка деятельности мирового судьи и организационному обеспечению его деятельности, Калининградская областная  Дума  приняла  Закон  Калининградской  области   от   19 мая 2000 года № 202 «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области» (далее – Закон Калининградской области № 202), предусмотрев  аналогичные нормы, согласно которым:  аппарат мирового судьи обеспечивает его работу (часть первая статьи 10); Положение об аппарате мирового судьи утверждается органом исполнительной власти области, осуществляющим материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей (часть четвертая статьи 10).

         Согласно пункту 1 Положения об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2012 года  № 1054 «Об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области» (далее – Положение об Агентстве), исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Калининградской области, финансового обеспечения аппарата мировых судей Калининградской области, является Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области. Руководитель Агентства руководит деятельностью Агентства на основе единоначалия в соответствии с законодательством и настоящим Положением; издает приказы на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства Калининградской области по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, организует и проверяет их исполнение; утверждает положения о структурных подразделениях Агентства (подпункты 1, 6, 7 пункта 14).

Положение об аппарате мирового судьи, нормы которого обжалуются заявителем, утверждено Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового  судьи».  Приказ № 101  подписан и.о. руководителя Агентства А.А.  Онопко,   опубликован в газете «Калининградская правда» 16 декабря 2016 года № 234-235, вступил  в силу со дня его подписания (пункт 4),  является нормативным правовым актом органа исполнительной власти Калининградской области.

Таким образом, Приказ № 101 принят в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством Калининградской области.

 

  1. В соответствии со статьей 32 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда, а работники аппарата суда являются государственными служащими.

Применительно к институту мировых судей основная функция аппарата мирового судьи закреплена в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», согласно которому аппарат мирового судьи обеспечивает его работу.

Пунктом 2 статьи 9 указанного Закона определено, что работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает, что государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации; правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации, правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации (пункты 2 и  4 статьи 2). 

Реализуя предоставленные полномочия, законодатель Калининградской области в части 2 статьи 10 Закона Калининградской области № 202 определил, что работники аппарата мировых судей Калининградской области являются государственными гражданскими служащими Калининградской области.

Анализ вышеприведенных норм федерального и областного законодательства позволяет сделать вывод о том, что порядок прохождения государственной гражданской службы работниками аппарата мирового судьи Калининградской области, их права и  обязанности устанавливаются законодательством Российской Федерации и Калининградской области о государственной гражданской службе.

Должности  аппарата мирового судьи Законом Калининградской области от 13 октября 2005 № 662 «О Реестре должностей  государственной гражданской службы   Калининградской области» отнесены к должностям государственной гражданской службы Калининградской области.

Указанное  дает  право  субъекту Российской Федерации самостоятельно регулировать отдельные аспекты деятельности аппарата мирового судьи.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Частью 4 названной статьи функции по организационному обеспечению деятельности мировых судей возложены на органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а установление порядка осуществления этих функций отнесено к ведению субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 39).

Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, как указывалось ранее, является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Калининградской области, финансового обеспечения аппарата мировых судей Калининградской области.

В рамках предоставленной компетенции в целях обеспечения судебной деятельности мировых судей Калининградской области Агентством по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области создан аппарат мировых судей.

В  соответствии с пунктом 7  Положения, утвержденного Приказом  № 101, работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими Калининградской области.

Заявитель подвергает сомнению подпункт 14 пункта 12 Положения, утвержденного Приказом № 101, предусматривающий, что  аппарат мирового судьи «ведет табели учета рабочего времени мирового судьи и работников аппарата».

Принимая во внимание, что, как указывалось выше, организационное обеспечение деятельности может включать в себя мероприятия кроме материально-технического и финансового характера также решение кадровых и иных вопросов, наделение в подпункте 14 пункта 12 Положения, утвержденного Приказом № 101,  аппарата мирового судьи полномочием по осуществлению ведения табеля учета рабочего времени мирового судьи и работников аппарата не противоречит требованиям федерального законодательства.

Часть 1 статьи 39  Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ, на которой основывается позиция заявителя,  определяет перечень функций, осуществляемых аппаратом суда общей юрисдикции, направленных на обеспечение работы судов по осуществлению правосудия. При этом такие организационные вопросы деятельности судов как материально-техническое, финансовое, кадровое и иное обеспечение данной нормой не регулируются.

Уставный Суд приходит к мнению, что  содержащееся в подпункте 14 пункта 12 Положения, утвержденного Приказом № 101, правовое регулирование осуществлено в рамках собственных полномочий исполнительных органов государственной власти Калининградской области по организации деятельности мировых судей и не основано на положениях части 1 статьи 39 Федерального конституционного закона  от  7  февраля 2011 года № 1-ФКЗ, ввиду чего не может им противоречить, следовательно, не находит оснований для признания его не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

 

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75,  83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать подпункт 14 пункта 12 Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности  мировых  судей  Калининградской  области  от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи», соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

 

  1. Настоящее Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.

 

  1. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

 

Уставный Суд

Калининградской области

№  2-П