236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Постановление от 03 февраля 2017 года №1-П
ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области статьи 11 Закона Калининградской области  от 19 мая 2000 года № 202 «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области» (в редакции  Закона  Калининградской области от 17 июня 2016 года № 543)

город Калининград                                                                        3 февраля 2017 года       

        Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего     -     председателя        Ю.М. Сафонова,           судей А.В. Кузнецова, В.М. Фролова, 

         с участием представителей:

- Калининградской областной Думы как органа, принявшего правовой акт, положение которого подлежит проверке, -    Д.А.Темницкой,

- врио Губернатора Калининградской области как должностного лица, подписавшего  правовой   акт,   положение которого подлежит проверке, - Е.Ю. Горы,

руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4,            статьями 36, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области            «Об Уставном Суде Калининградской области»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области статьи 11 Закона Калининградской области от 19 мая 2000 года № 202 «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области» (в редакции  Закона  Калининградской области от 17 июня 2016 года № 543).

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы пятого созыва В.Ю. Соловьева.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области статья 11 Закона Калининградской области от 19 мая 2000 года № 202 «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области» (в редакции  Закона  Калининградской области от 17 июня 2016 года № 543).

Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.М. Сафонова, выступления  представителей сторон: Д.А. Темницкой, Е.Ю. Горы, профессиональное мнение представителя прокуратуры Калининградской области Н.А. Куликова, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

У С Т А Н О В И Л:

  1. В Уставный Суд 15 июля 2016 года поступило обращение в форме запроса от депутата  Калининградской областной Думы пятого созыва Соловьева Валерия Юрьевича (далее - заявитель)  о соответствии  Уставу  (Основному Закону) Калининградской области статьи 11 Закона Калининградской  области от 19 мая 2000 года № 202  «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской  области»  в редакции  Закона  Калининградской области от 17 июня  2016  года   № 543  (далее – Закон Калининградской области  № 202), которой предусмотрено, что «мировой судья и его аппарат размещаются в надлежащем для его деятельности и доступном для населения судебного участка помещении, определяемом органом исполнительной власти области с учетом мнения председателя районного суда».

       7 сентября 2016 года заявителем представлено письменное дополнение к обращению.

         По мнению заявителя, оспариваемая норма статьи 11 Закона Калининградской области № 202 не соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области в связи с отсутствием в ней нормативных правовых предписаний, установленных частью 9 статьи 42 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ  «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее – Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ), а именно: «место постоянного пребывания мирового судьи определяется законом соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом мнения председателя районного суда».   В дополнении к обращению заявитель уточнил свою правовую позицию, указав, что  региональным законодателем не определен конкретно орган исполнительной власти, осуществляющий организационное обеспечение помещениями для деятельности мировых судей на судебных участках Калининградской области.   

       В обоснование своей правовой позиции заявитель ссылается на положения Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции», Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», Федерального  закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Устава (Основного Закона) Калининградской области.

         Заявитель  просит  признать  статью  11  Закона  Калининградской  области № 202  не соответствующей статье 1, пункту 1 статьи 2, подпункту 3 пункта 1 статьи 7, пункту 3 статьи 43 Устава (Основного Закона) Калининградской области.        

        Представитель Калининградской областной Думы Д.А. Темницкая в судебном заседании поддержала  позицию, изложенную в письменном отзыве областной Думы, заключающуюся в том, что статья 11 Закона Калининградской области № 202 не содержит противоречий Уставу (Основному Закону) Калининградской области. Указала, что в соответствии с нормами федерального законодательства, реализуя полномочия по размещению мировых судей в  пределах установленных в надлежащем порядке судебных участков, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять полноту правового регулирования с учетом особенностей конкретных правоотношений, при этом федеральным законодательством не предусмотрено специальных предписаний по определению соответствующего порядка и органов, наделенных полномочиями по осуществлению размещения мировых судей. Согласно пункту 3 статьи 12 оспариваемого закона материально – техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется Правительством Калининградской области через соответствующий орган исполнительной власти области, а именно через Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области.

Представитель врио Губернатора Калининградской области Е.Ю. Гора поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве, согласно которой Закон Калининградской области № 202 принят в рамках полномочий субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения деятельности мировых судов, установленных федеральным законодательством. Отметила, что согласно пункту 1 статьи 17 Уставного закона Калининградской области «О Правительстве Калининградской области» Правительство Калининградской области формирует иные органы исполнительной власти Калининградской области, руководит работой органов исполнительной власти Калининградской области и контролирует их деятельность.  Указала, что вышеприведенные законы отнесли определение соответствующего органа исполнительной власти Калининградской области к компетенции Правительства Калининградской области, которое реализует данное полномочие путем принятия подзаконных правовых актов о соответствующих органах исполнительной власти.   

В соответствии со статьей 70 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является статья 11 Закона Калининградской области № 202.

  1. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации как судоустройство (пункт «о» статья 71) и установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности (пункт «г» статьи 71), так и установление судебной системы Российской Федерации в целом, которое осуществляется исключительно Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (часть 3 статьи 118).

  В соответствии с пунктами «л» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных органов, установление общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

  Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.

   Мировые судьи согласно частям 2, 4 статьи 4, части 2 статьи 28  Федерального  конституционного закона  от  31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» относятся к числу судов субъектов Российской Федерации, которые входят в единую судебную систему Российской Федерации и согласно части 2 статьи 2 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Статья 51, пункты 2 и 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области также предусматривают, что мировые судьи, входящие в единую судебную систему Российской Федерации, относятся к судам Калининградской области, полномочия и порядок деятельности мировых судей, порядок наделения их полномочиями устанавливаются федеральными законами и законом Калининградской области.

 Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ, Федеральным законом от  17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 188-ФЗ),   Уставом  (Основным   Законом) Калининградской области 19 мая 2000 года был принят Закон Калининградской области № 202 «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области» (далее – Закон Калининградской области № 202), регулирующий порядок назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области.

 С учетом изложенного, Закон Калининградской области № 202 принят в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством и Уставом (Основным Законом) Калининградской области.

  1. Заявитель полагает, что статья 11 Закона  Калининградской   области № 202 противоречит нормам федерального законодательства и не соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области в связи с тем, что  не  содержит  нормативных правовых предписаний, указанных в части 9 статьи 42  Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ.

Статьей 11 указанного Закона Калининградской области «Размещение мирового судьи и его аппарата»  предусмотрено, что мировой судья и его аппарат размещаются в надлежащем для его деятельности и доступном для населения судебного участка помещении, определяемом органом исполнительной власти области с учетом мнения председателя районного суда.

Вместе с тем Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ, на который ссылается заявитель, определяет место постоянного пребывания судов общей юрисдикции, в соответствии с частями 3-8 статьи 42 которого под местом постоянного пребывания судов общей юрисдикции необходимо считать соответствующий населенный пункт, как объект административно – территориального деления субъекта Российской Федерации. Так, местом постоянного пребывания верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа является административный центр соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 3); местом постоянного пребывания судов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга являются соответственно город Москва и город Санкт-Петербург (часть 4).

Частью 9 статьи 42 вышеуказанного Закона установлено, что место постоянного пребывания мирового судьи определяется законом соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом мнения председателя районного суда. 

Таким образом, федеральный законодатель предоставил законодателю субъекта Российской Федерации полномочия по определению места постоянного пребывания мирового судьи, что подразумевает непосредственно закрепление законом мест постоянного пребывания всех мировых судей согласно их количеству, определенному в соответствии с законом.

Данное полномочие реализовано Калининградской областной Думой путем принятия Закона Калининградской области от 19 июля  2000 года № 221 «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Калининградской области» (далее - Закон Калининградской области № 221).

Статьей 3 указанного Закона по аналогии с федеральным регулированием в отношении судов общей юрисдикции в качестве места постоянного пребывания мирового судьи определены соответствующие города  Калининградской  области  в зависимости от распределения судебных участков мировых судей по объектам административно-территориального деления области (внутригородским административным районам города областного значения Калининграда, административным районам, городам областного значения).

 Вместе с тем Закон Калининградской области № 221 не подлежит оценке в данном судебном заседании в связи с тем, что  не является предметом судебного разбирательства в рамках  настоящего дела.

 Как  следует  из  содержания  статьи 11  Закона  Калининградской области № 202, указанная норма регулирует не территориальный принцип постоянного пребывания мировых судьей, а их организационное обеспечение, а именно размещение мирового судьи  и его аппарата,  что в силу части  4 статьи 37  Федерального  конституционного  закона  № 1-ФКЗ относится к распорядительным полномочиям соответствующих органов исполнительной власти Калининградской области. Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции федеральный законодатель понимает мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (часть 1 статьи 37 Федерального конституционного закона  № 1-ФКЗ).

  В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального  закона  № 188-ФЗ материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

  Исходя их взаимосвязанных положений пункта 3 статьи 10    Федерального закона № 188-ФЗ, частей 1 и 4 статьи 37, части 9 статьи 42   Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ, федеральным законодательством не предусмотрено специальных предписаний по определению порядка размещения мирового судьи и его аппарата, а также органов государственной власти, наделенных полномочиями по их организационному и материально – техническому обеспечению.

Таким образом, содержащееся в статье 11 Закона Калининградской области № 202 правовое регулирование осуществлено в рамках собственных полномочий органов государственной власти Калининградской области по организации деятельности мировых судей и не основано на положениях пункта 9 статьи 42 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ, вследствие чего не может им противоречить.

 На  основании изложенного, Уставный Суд приходит к выводу, что статья 11 Закона Калининградской области № 202 не противоречит требованиям федерального законодательства, и не находит оснований для ее признания не соответствующей Уставу (Основному Закону) Калининградской области.  

  1.     Уставный Суд полагает необходимым отметить следующее.       

Дополняя свою правовую позицию, заявитель указал, что в статье 11 Закона Калининградской области № 202 региональным законодателем не определен конкретно орган исполнительной власти, осуществляющий организационное обеспечение помещениями для деятельности мировых судей на судебных участках Калининградской области.

Как указывалось выше,  в  соответствии  с  пунктом   3  статьи  10    Федерального  закона  № 188-ФЗ материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти  субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом  субъекта Российской Федерации.

Данная норма корреспондирует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 8 июня 2004 № 230-О, согласно которой в пределах, предусмотренных федеральным законодательством, каждый субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает порядок организации и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.

Уставом  (Основным Законом)  Калининградской  области  (статья 6, пункт 1 статьи 34), пунктами 1 и 2 статьи 1 Уставного закона Калининградской области от 12 октября 2011 года № 42 «О Правительстве Калининградской области» (далее – Уставный  закон Калининградской области № 42) определено, что высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской области, … возглавляющим систему органов исполнительной власти в Калининградской области, является  Правительство Калининградской области.

 В соответствии со статьей 17 вышеуказанного Закона Правительство Калининградской области формирует иные органы исполнительной власти Калининградской области, руководит работой органов исполнительной власти Калининградской области и контролирует их деятельность (пункт 1).

 Статья 31 указанного Закона наделяет  Правительство Калининградской области полномочием по определению органа исполнительной власти Калининградской области, осуществляющего материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в порядке, установленном законом Калининградской области.

 Аналогичная  норма  содержится  и   в   Законе   Калининградской области № 202, согласно которой  материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется Правительством Калининградской области через соответствующий орган исполнительной власти области (пункт 3 статьи 12).

  Реализуя свои полномочия по  формированию органов исполнительной власти, Правительство Калининградской области 25 декабря 2012 года  приняло Постановление № 1054 «Об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области» (далее – Постановление Правительства № 1054), утвердившее Положение об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области (далее – Положение).

Пунктом 1 главы 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства № 1054, определено, что  Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области  является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Калининградской области, финансового обеспечения аппарата мировых судей Калининградской области.

        Таким образом, в пределах полномочий, предусмотренных Законом Калининградской области № 202, Правительством Калининградской области определен орган исполнительной власти, осуществляющий материально – техническое обеспечение деятельности мировых судей Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75,  83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Признать  статью  11  Закона  Калининградской области от 19 мая 2000 года № 202 «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 17 июня  2016 года № 543) соответствующей Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
  1. Настоящее Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.
  1. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

Уставный Суд

Калининградской области

№  1 - П