236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Постановление от 31 мая 2016 года №1-П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Уставного  Суда  Калининградской  области

 

 

 по делу о толковании отдельного положения пункта 6 статьи 18  Устава (Основного Закона) Калининградской области

 

 

город  Калининград                                                                   31  мая  2016 года

      

          Уставный  Суд  Калининградской  области  в  составе: председательствующего  -  председателя           Ю.М. Сафонова,       судей А.В. Кузнецова, В.М. Фролова,

руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона)  Калининградской  области,  пунктом  2  статьи 4, статьями 79,  80, 81, 82 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании отдельного положения пункта 6 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса   депутата  Калининградской   областной   Думы   пятого   созыва  Султанова Владимира Тофиковича о толковании отдельного положения  пункта  6 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании отдельного положения пункта 6 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Кузнецова, выступление приглашенного в судебное заседание эксперта - кандидата юридических наук С.В. Лонской, профессиональное мнение представителя Калининградской областной Думы А.Н. Болдина, исследовав представленные документы и иные материалы, Уставный Суд Калининградской области

УСТАНОВИЛ:

 

  1. В Уставный Суд Калининградской области  (далее – Уставный Суд)  30 марта 2015 года поступило обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы пятого созыва В.Т. Султанова (далее - заявитель) о толковании отдельного положения пункта 6 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области: «Депутату Калининградской областной Думы гарантируются: … право на получение и распространение информации по вопросам, отнесенным к его депутатской деятельности в соответствии  с  действующим  законодательством».   23  апреля,  9  ноября, 17 ноября  2015 года заявителем представлены уточнения правовой позиции.

Правовая ситуация, обусловившая обращение заявителя с запросом в Уставный Суд, заключается в следующем.

 В порядке реализации полномочий депутата Калининградской областной Думы (далее – депутат Калининградской областной Думы, депутат) заявителем  было направлено обращение главе городского округа «Город Калининград» А.Г. Ярошуку о предоставлении информации и документов, необходимых для проверки сведений о нарушении действующего законодательства, в связи с поступившими в его адрес обращениями  граждан города  Калининграда о нарушении их прав и законных интересов в сфере земельного и градостроительного законодательства.

Как следует из ответов в адрес депутата, в силу того, что информация запрашивается депутатом в связи с обращениями граждан, не зарегистрированных в качестве избирателей на территории избирательного округа, от которого избран соответствующий депутат,  и в связи с тем, что отдельные документы содержат сведения о персональных данных,   которые в соответствии с  действующим законодательством не могут быть предоставлены по запросу депутата, в предоставлении запрашиваемой информации ему было отказано.

Заявитель полагает, что глава городского округа «Город Калининград» А.Г. Ярошук, нарушая гарантии депутатской деятельности и основную обязанность органа местного самоуправления по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, не предоставил  по обращениям депутата необходимую информацию, сведения и копии документов, чем приостановил депутатскую проверку по обращениям  граждан о нарушении действующего законодательства, прав и законных интересов граждан Калининграда.  

Заявитель указывает, что обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений Калининградской области  распространяется на предоставление депутату Калининградской областной Думы по его обращению необходимых сведений и копий документов  для правильного и своевременного разрешения им вопроса  по сведениям о нарушении  действующего законодательства, прав и законных интересов граждан, проживающих в Калининградской области, которые  лично непосредственно обращаются к депутату.  

      В связи с изложенным заявитель считает, что обнаруживается неопределенность в понимании положения пункта 6 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области: «Депутату Калининградской областной Думы гарантируются: … право на получение и распространение информации по вопросам, отнесенным к его депутатской деятельности в соответствии с действующим законодательством», и просит Уставный Суд дать его толкование.

Эксперт С.В. Лонская в судебном заседании изложила основные выводы, содержащиеся в экспертном заключении, отметила, что депутатская деятельность имеет публично – правовой характер, поскольку депутат – представитель публичной власти, в деятельности которого реализуется принцип народовластия. Считает, что право депутата Калининградской областной Думы на получение информации как предоставленная ему гарантия, во-первых, распространяется на все формы депутатской деятельности; во-вторых, указанному праву  корреспондирует обязанность органов государственной власти Калининградской области, иных государственных органов  Калининградской области, органов местного самоуправления, областных государственных и муниципальных организаций при обращении депутата обеспечить депутата консультациями специалистов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, безотлагательно предоставлять необходимую информацию; в-третьих, исключения из этого права или ограничения этого права прямо установлены в законе. По мнению эксперта, депутат Калининградской областной Думы обладает правом осуществления депутатской деятельности в отношении рассмотрения обращений граждан, не относящихся к его избирательному округу. Осуществляя свою депутатскую деятельность, депутат представляет население всей Калининградской области. Полагает, что модель взаимоотношений депутата с избирателями нельзя рассматривать как ограничение прав депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации на осуществление  публично – правовой депутатской деятельности или ограничение конституционных прав человека и гражданина.

Представитель Калининградской областной Думы А.Н. Болдин в ходе судебного заседания изложил профессиональное мнение Калининградской областной Думы, которое заключается в том, что гарантированное законодательством право депутата Калининградской областной Думы на получение и распространение информации по вопросам, отнесенным к его депутатской деятельности, представляет собой возможность депутатов  областной Думы с учетом их особого правового статуса получать необходимую им в рамках депутатской деятельности информацию, а также соответственно, вытекающую обязанность субъектов предоставления информации представлять такие сведения с учетом установленных федеральным законодательством ограничений в отношении отдельных видов информации. Указал, что депутатская деятельность осуществляется на всей территории Калининградской области в целях защиты прав и свобод граждан и не может ограничиваться территорией избирательных округов, от которых были избраны депутаты.

         В соответствии со статьей 81 Уставного закона Калининградской области от 2 октября 2000 года № 247 «Об Уставном Суде Калининградской области» (далее - Уставный закон № 247) при толковании положений Устава (Основного Закона) Калининградской области Уставный Суд связан поставленным в обращении заявителя вопросом, однако не связан пределами изложенной в запросе конкретной правовой ситуации, побудившей заявителя к обращению, и его правовой аргументацией.

 

  1. Предметом толкования по данному делу является отдельное положение пункта  6 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области, закрепленное в абзаце пятом указанной нормы.

Уставный Суд полагает, что с учетом поставленных в обращении заявителем вопросов и изложенной в запросе конкретной правовой ситуации при толковании нормы Устава требуется выявить ее содержание и смысл в части того, подразумевает ли она ограничение права депутата на получение информации от органов государственной власти Калининградской области, иных государственных органов Калининградской области, органов местного самоуправления, областных государственных и муниципальных организаций,  в связи с обращениями к нему избирателей,  не относящихся к территории, населением которой депутат был избран (территория соответствующего одномандатного избирательного округа для депутата, избранного по одномандатному избирательному округу), либо территории, определенной ему для исполнения своих депутатских полномочий и обязанностей избирательным объединением, по списку кандидатов которого он был избран (при этом список кандидатов состоит из общерегиональной части и региональных групп кандидатов, соответствующих территориям и номерам одномандатных избирательных округов, сформированных для выборов в областную Думу) (статья 7 Закона Калининградской области от  18  сентября  1995  года   № 21 «О статусе депутата Калининградской областной Думы» (далее - Закон Калининградской области № 21),  пункты   2, 3   статьи 4, статьи 37, 38, пункт 8 статьи 39 Уставного закона Калининградской области «О выборах депутатов Калининградской областной Думы»), а также в зависимости от содержания и (или) порядка предоставления отдельных видов информации.

 

  1. Осуществляя толкование положений Устава (Основного Закона) Калининградской области, Уставный Суд исходит из правовой позиции, выраженной в Постановлении Уставного Суда Калининградской области от 9 февраля 2005 г. № 1-П, согласно которой смысл норм Устава области не может быть выявлен в отрыве от положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, других положений Устава области.

Уставный Суд дает толкование абзаца пятого пункта 6 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области, исходя из места данной нормы в Уставе (Основном Законе) Калининградской области, основываясь на оценке как юридического значения и смысла толкуемой нормы, так и смысла, придаваемого ей правоприменительной практикой, не давая при этом оценку правоприменительной практике.

При толковании положений Устава (Основного Закона) Калининградской области Уставный Суд исходит из принципов, получивших закрепление в Уставе (Основном Законе) Калининградской области; из недопустимости противоречия другим нормам Устава (Основного Закона) Калининградской  области   (подпункты  1, 2    статьи    81    Уставного закона № 247).

 

  1. Согласно абзацу пятому пункта 6 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области депутату Калининградской областной Думы гарантируется право на получение и распространение информации по вопросам, отнесенным к его депутатской деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Указанная норма Устава (Основного Закона) Калининградской области, во-первых, закрепляет право депутата, что относится к гарантиям депутатской деятельности как необходимого элемента статуса депутата; во-вторых, определяет содержание указанного права, которое выражается в получении и распространении информации; в-третьих, определяет  условие реализации  депутатом права на получение и распространение  информации, заключающееся в отнесении такой  информация к вопросам его депутатской деятельности в соответствии с действующим законодательством.

         Из этого следует, что гарантированное депутату право не носит абсолютного и безусловного характера, его реализация поставлена в зависимость от соблюдения определенных законодательством критериев.

        

4.1.      Правоотношения в сфере регулирования статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта   Российской         Федерации регламентированы Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона № 184-ФЗ закреплено, что статус депутата регулируется данным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 184-ФЗ гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, законодателю субъекта Российской Федерации не только не запрещается, но и прямо предписывается введение гарантий для депутатов своего законодательного (представительного) органа государственной власти  при условии, что они согласуются с общими принципами организации данных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установленными федеральным законом.

Согласно пункту 3 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области статус депутата Калининградской областной Думы, срок его полномочий, гарантии депутатской деятельности, порядок подготовки и проведения выборов регулируются федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Калининградской области и законами Калининградской области.

Права, обязанности и ответственность депутата Калининградской областной Думы, основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности регламентируются, в том числе   Законом    Калининградской   области    № 21.

         Федеральное законодательство, Устав (Основной Закон) Калининградской области, иные  законы Калининградской области не содержат определения «депутатская деятельность», «вопросы депутатской деятельности».

          В целях толкования абзаца пятого пункта 6 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области Уставный Суд приходит к выводу о необходимости выявления смыслового содержания указанных понятий.    

         Для выявления смыслового содержания понятий «вопросы депутатской деятельности», «депутатская деятельность», по мнению Уставного Суда, необходимо исходить из определения понятия «депутат Калининградской областной Думы», приведенного в части первой статьи 1 Закона Калининградской области № 21, согласно которому депутатом Калининградской областной Думы является гражданин Российской Федерации, избранный гражданами Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, для осуществления законодательной власти в областном законодательном (представительном) органе и иных полномочий на основании Конституции и законов Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Калининградской области, уставных законов, законов и других нормативных правовых актов Калининградской области.

         Как следует из вышеизложенного,  основным элементом деятельности депутата является осуществление законодательной власти в областном законодательном (представительном) органе, в состав которого он избран, а именно, осуществление законодательной власти в Калининградской областной Думе.

Наряду с указанным, к депутатской деятельности относятся иные полномочия, определенные действующим федеральным и областным законодательством, в том числе и  деятельность депутата в рамках взаимоотношений с избирателями.

Согласно части третьей  статьи  1  Закона  Калининградской  области № 21 депутат в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами, законами Калининградской области, Регламентом и иными правовыми актами областной Думы, своими убеждениями и предвыборной программой.

Таким образом, анализ норм законодательства позволяет сделать вывод, что понятие «депутатская деятельность»  включает в себя  деятельность депутата, как члена коллегиального органа, участвующего  в коллективном принятии решений, в  реализации прав, обязанностей и  полномочий указанного органа, а также деятельность депутата в качестве субъекта, наделенного самостоятельными полномочиями, правами и обязанностями. Депутатская деятельность осуществляется депутатом исключительно в рамках действующего законодательства.

 

         4.2.   Действующее законодательство не содержит перечня вопросов депутатской деятельности в части деятельности депутата как самостоятельного субъекта.      При этом согласно пункту 3 статьи 12 Федерального закона № 184-ФЗ и части шестой статьи 5 Закона Калининградской области № 21 депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

         Перечень вопросов депутатской деятельности в указанной сфере может быть предметно достаточно широк и определяется обращениями к депутату, а ограничивается только требованиями и запретами в конкретных отраслях законодательства.

         Законом Калининградской области № 21 определено, что работа с избирателями является  формой депутатской деятельности (абзац 9 части 1 статьи 6);  депутат областной Думы поддерживает связь с избирателями, ответственен перед ними и им подотчетен (статья 7); депутат участвует в проверках исполнения уставных законов, законов и иных нормативных правовых актов Калининградской области (часть 4 статьи 10).

Согласно части 1 статьи 7 Закона Калининградской области № 21 депутат областной Думы, избранный по одномандатному избирательному округу, поддерживает связь с избирателями своего округа, а депутат областной Думы, избранный по единому избирательному округу, поддерживает связь с избирателями в округе (округах) в порядке, определенном соответствующим избирательным объединением, по списку которого он был избран.

По мнению Уставного Суда, установление территориального критерия определения круга избирателей конкретного депутата и указание на необходимость поддержания депутатом связи с избирателями своего округа в целях осуществления депутатской деятельности не может толковаться как императивное и не ограничивает право депутата принимать к рассмотрению обращения избирателей, не относящихся к его избирательному округу.

При отнесении какого-либо вопроса к вопросу своей депутатской деятельности депутат ограничен исключительно вышеназванным запретом -  использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

При этом статьей 20 Закона Калининградской области № 21 определено, что органы государственной власти Калининградской области, иные государственные органы Калининградской области, органы местного самоуправления, областные государственные и муниципальные организации при обращении депутата обязаны обеспечить его консультациями специалистов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, безотлагательно предоставлять необходимую информацию. Депутат также вправе обращаться по вопросам депутатской деятельности за консультациями в иные организации, находящиеся на территории области, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

4.3.      Согласно подпунктам 3, 4 статьи 81 Уставного закона № 247 при толковании положений Устава (Основного Закона) Калининградской области Уставный Суд исходит из признания человека, его прав и свобод высшей ценностью; из непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность органов и учреждений публичной власти.

 Толкование положений Устава (Основного Закона) Калининградской области Уставным Судом не может вступать в противоречие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.  

В соответствии с  пунктом 2 статьи 45, пунктом 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Исходя из пункта 1 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области, в Калининградской области обеспечивается реализация и государственная защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных  Конституцией  Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами. Деятельность органов государственной власти Калининградской области осуществляется, в том числе в соответствии с принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области).

Таким образом, Конституция Российской Федерации и Устав (Основной Закон) Калининградской области не связывают возможность защиты своих прав и свобод (как самостоятельно, так и через специально созданные институты защиты прав, к которым относятся депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации) с наличием у гражданина активного избирательного права на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Калининградской областной Думы), либо с постоянным или преимущественным проживанием на территории конкретного субъекта Российской Федерации (Калининградской области), или с наличием у лица гражданства Российской Федерации.

Следовательно, предоставление депутату права защищать права и свободы только лиц, являющихся избирателями Калининградской области, нарушило бы вышеназванные конституционные положения.

  Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (статья 131 Конституции Российской Федерации).

         Исходя из взаимосвязанных положений подпункта 1 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 15, абзаца  пятого пункта 6 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьи 7, части второй статьи 20 Закона Калининградской области № 21, с учетом конституционных принципов защиты прав и свобод человека и гражданина, право депутата на получение информации реализуется исходя из того, что права  человека и гражданина, в целях защиты которых запрашивается информация, связаны с правоотношениями, возникшими на территории Калининградской области, а обладатели указанной информации, к которым обратился депутат за ее предоставлением, имеют компетенцию в сфере указанных правоотношений, при этом право депутата на получение информации не находится в зависимости от круга лиц, обратившихся к депутату.

 

  1. Как следует из содержания нормы абзаца пятого пункта 6 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области, получение информации депутатом Калининградской областной Думы в рамках реализации гарантированного ему данной нормой права осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Конституции Российской Федерации информация находится в ведении  Российской Федерации (пункт «и» статьи 71); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 76).

 При выявлении содержания и смысла толкуемой нормы в части реализации права депутата на получение информации в зависимости от содержания и порядка предоставления отдельных видов информации,  Уставный Суд исходит из положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

         Согласно положениям Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (часть 1 статьи 24);  органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (часть 2 статьи 24); каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (часть 4 статьи 29); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).

         Таким образом, исходя из смысла указанных положений Конституции Российской Федерации, право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы лица, не носит абсолютного характера и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно выражал позицию о допустимости законодательного установления ограничения допуска к получению отдельных видов информации. Так, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 года № 8-П, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в то же время предусматривает, что федеральным законом определяется перечень сведений, составляющих государственную тайну (статья 29 часть 4). Такое решение вызвано необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности и соотносится с предписаниями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в указанных целях ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, а, следовательно, и права на информацию.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, устанавливается  Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее  - Федеральный закон № 149-ФЗ) и  основывается, в том числе на следующих принципах: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверность информации и своевременность ее предоставления; неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (пункты 1, 2, 3, 6, 7 статьи 3).

Указанные законодательные принципы реализованы в конкретных положениях Федерального закона № 149-ФЗ, определяющих информацию как объект правовых отношений (статья 5), раскрывающих содержание права на доступ к информации (статья 8), содержание принципа ограничения доступа к информации (статья 9), принципа защиты информации (статья 16)  и другие.

Особенности предоставления депутату Калининградской областной Думы  сведений,  составляющих  государственную тайну, закреплены статьей 23 Закона Калининградской области № 21, согласно которой такие сведения представляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Законом, регулирующим указанные правоотношения, является Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», согласно статье 1 которого его положения обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Ограничена в доступе и информация, содержащая персональные данные.

Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» определено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7).

Особый правовой режим информации, содержащей персональные данные, подтверждается определениями Конституционного Суда Российской Федерации от  29 января  2009   года  № 3-О-О,  от  29  сентября  2011  года № 1063-О-О, согласно которым Конституция Российской Федерации допускает возможность установления в отношении той или иной информации специального правового режима, в том числе режима ограничения свободного доступа к ней со стороны граждан.

Иные основания, исключающие или ограничивающие возможность предоставления информации о деятельности органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц, могут быть предусмотрены  федеральными законами.

Исходя из изложенного, депутат вправе запрашивать информацию по вопросам его депутатской деятельности любого содержания, отказано ему может быть только в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, с учетом видов запрашиваемой информации либо порядка ее предоставления.

Таким образом, положение абзаца пятого пункта 6 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области не ограничивает право депутата на получение информации по вопросам депутатской деятельности независимо от содержания запрашиваемых сведений либо порядка их предоставления, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

На основании изложенного  и   руководствуясь    статьями  68-71, 73-76,

79-82 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Положение пункта 6 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области о том, что «Депутату Калининградской областной Думы гарантируются: … право на получение и распространение информации по вопросам, отнесенным к его депутатской деятельности в соответствии с действующим законодательством», следует понимать как гарантию права депутата Калининградской областной Думы при осуществлении депутатской деятельности на получение информации по вопросам, отнесенным к его депутатской деятельности в соответствии с действующим законодательством, в том числе путем направления письменного обращения в определенные законом субъекты.

 

  1. Положение пункта 6 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области подразумевает, что право депутата на получение информации и корреспондирующая ему обязанность определенных законом субъектов предоставлять соответствующую информацию возникает независимо от круга лиц, обратившихся к депутату, при условии, что органы государственной власти Калининградской области, иные государственные органы Калининградской области, органы местного самоуправления, областные государственные и муниципальные организации, к которым обратился депутат за предоставлением информации, имеют компетенцию в сфере правоотношений, связанных с реализацией прав и свобод человека и гражданина, в целях обеспечения и защиты которых запрашивается информация.

 

  1. Право депутата на получение информации, закрепленное в пункте 6 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области, не ограничено, исходя из содержания такой информации и порядка ее предоставления, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

 

  1. Данное Уставным Судом Калининградской области толкование является официальным и обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, должностных лиц и граждан.

 

  1. Настоящее Постановление окончательно, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения.

 

  1. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

 

 

 

Уставный Суд

Калининградской области

№  1 - П