236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 ноября 2015 года №11-П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Уставного  Суда  Калининградской  области

 

по делу о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области»

 

 

город  Калининград                                                        24 ноября   2015 года

 

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - и.о. Председателя  Суда   А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Ю.А. Кузяева,

руководствуясь подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьями 36, 68, 69, 70, 71, 74 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области»,

заслушав сообщение судьи Т.А. Карпенко,

исследовав представленные документы и материалы дела,

 

установил:

 

1. В Уставный Суд Калининградской области 17 ноября  2015 года поступило обращение Калининградской областной Думы о даче заключения по проекту уставного закона «О внесении изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области» (далее - Проект уставного закона), внесенному в областную Думу в порядке законодательной инициативы группой депутатов областной Думы, о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области Уставный Суд Калининградской области дает заключения по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 Статья 1 Проекта уставного закона предусматривает внесение изменения в статью  52 Устава (Основного Закона) Калининградской области путем изложения пунктов 2 и 3  в следующей редакции: 

«2. Уставный Суд Калининградской области состоит из 3 судей.

  3. Уставный Суд Калининградской области:

  1) дает толкование Устава (Основного Закона) Калининградской области;

  2) рассматривает дела о соответствии уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области, нормативных правовых актов органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления Уставу (Основному Закону) Калининградской области;

 3) дает заключения по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.».

Статья  2 Проекта уставного закона устанавливает порядок вступления в силу  данного Уставного закона и не является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Предлагаемые к принятию статьей 1 Проекта уставного закона нормы касаются вопросов организации и  деятельности Уставного Суда Калининградской области как органа государственной власти Калининградской области: установления количества судей Уставного Суда и перечня полномочий Уставного Суда.

Согласно положениям пункта 1 статьи 2, пункта 1 статьи 8 Устава (Основного Закона) Калининградской области Устав (Основной Закон) Калининградской области  не может противоречить Конституции  Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти Калининградской области по предметам совместного ведения, определяются в соответствии                     с федеральным законодательством.

Таким образом, Уставный Суд в настоящем деле рассматривает предлагаемые к принятию статьей 1 Проекта уставного закона нормы, с точки зрения наличия или отсутствия противоречия их иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области, одновременно исходя из положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, места Устава (Основного Закона) Калининградской области в системе правовых актов Российской Федерации, а также принципов осуществления деятельности органов государственной власти Калининградской области, закрепленных в Уставе (Основном Законе) Калининградской области.

 

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).

Согласно  пункту  1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 1999 года  № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты (пункт  4 статьи 1 Федерального закона № 184-ФЗ)

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в порядке реализации компетенции Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации (пункт «о» статьи 71), наряду с федеральными судами, действующими в субъектах Российской Федерации, предусматривает и суды субъектов Российской Федерации, а именно конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, которые вместе с федеральными судами входят в судебную систему Российской Федерации (часть 2 статьи 4), являются не федеральными судами, а судами субъектов Российской Федерации и потому создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 17), рассматривают отнесенные к их компетенции вопросы в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, и финансируются за счет средств его бюджета (части 2 и 3 статьи 27).

Таким образом, порядок организации и деятельности конституционного (уставного) суда, создание которого является прерогативой субъекта Российской Федерации, самостоятельно определяется субъектом Российской Федерации с учетом федерального регулирования  в его конституции (уставе) и законах. При этом законодатель субъекта Российской Федерации вправе выбрать ту или иную организационную модель конституционной юстиции как в части определения компетенции, так и порядка деятельности и судопроизводства (Определение Верховного Суда РФ от 11октября 2006 года № 78-Г06-28).

 

3. Согласно преамбуле Устава (Основного Закона) Калининградской области Устав (Основной Закон) Калининградской области, исходя из положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, устанавливает систему органов государственной власти Калининградской области и их полномочия.

Деятельность органов государственной власти Калининградской области и их взаимоотношения основываются на принципах верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;  разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий  и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области (подпункты 3, 5 и 7  пункта 1 статьи 7,  пункт 1 статьи 31 Устава (Основного Закона) Калининградской области).

В  соответствии с пунктом 1 статьи 43 Устава (Основного Закона) Калининградской области  Устав Калининградской области - Основной Закон Калининградской области, определяющий  в том числе систему органов государственной власти, функции и полномочия этих органов. 

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 6, статьи 51  Устава (Основного Закона) Калининградской области в систему органов государственной власти Калининградской области входит  судебный орган Калининградской области - Уставный Суд Калининградской области, входящий в единую судебную систему Российской Федерации.

В статье 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области   определены: статус Уставного Суда, количество его судей, перечень полномочий Уставного Суда, порядок  его финансирования (пункты 1, 2, 3 и 5). Пунктом 4 данной статьи установлено, что порядок наделения полномочиями судей, создания и деятельности Уставного Суда Калининградской области, рассмотрения отнесенных к его компетенции вопросов устанавливается уставным законом Калининградской области.

Статьей 1 Проекта уставного закона предлагается внести  изменение в статью 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области путем изложения пунктов 2 и 3  в новой редакции, предусматривающей изменение  количества судей Уставного Суда (с 5 до 3) и исключение из перечня полномочий Уставного Суда рассмотрение дел:  о разрешении споров о компетенции между органами государственной власти Калининградской области, между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления в случае, если оспариваемая компетенция определена Уставом (Основным Законом) Калининградской области; о  даче  заключения о соответствии вопроса, выносимого на областной референдум, Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопросы, касающиеся правового статуса конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и их судей, и подтверждая правомочие субъектов Российской Федерации создавать собственные конституционные (уставные) суды, в своих решениях неоднократно указывал, что порядок организации и деятельности таких судов, являющихся судами субъектов Российской Федерации, в силу статьи 72 (пункты «б», «н» части 1) Конституции Российской Федерации и на основе федеральных законоположений самостоятельно определяется субъектом Российской Федерации в его конституции (уставе) и законах (Определения от 12 марта 1998 года 32-О, от 9 апреля 2002 года № 71-О, от 7 февраля 2003 года № 46-О, от 4 декабря 2003 года № 428-О).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 6 марта 2003 года № 103-О, дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации как судам, входящим в судебную систему Российской Федерации, неподведомственны. Предоставление же им полномочий вне указанных пределов не противоречит Конституции Российской Федерации, если эти полномочия соответствуют юридической природе и предназначению данных судов в качестве судебных органов конституционного (уставного) контроля и касаются вопросов, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации. Следовательно, содержащийся в части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» перечень вопросов, для рассмотрения которых субъекты Российской Федерации могут создавать конституционные (уставные) суды, нельзя считать исчерпывающим. Указанный перечень носит не императивный, а диспозитивный характер и одновременно ориентирует на то, какие основные вопросы могут рассматриваться таким судом в случае его создания.

На основании изложенного Уставный Суд приходит к выводу, что из приведенных  положений Устава (Основного Закона) Калининградской области в их взаимосвязи с нормами федерального законодательства,              с учетом позиций Конституционного Суда Российской Федерации, следует, что законодатель Калининградской области вправе самостоятельно определять  в   Уставе (Основном Законе)   полномочия Уставного Суда Калининградской области,  порядок его  организации и деятельности с учетом федерального регулирования и его правовой природы  как органа государственной  судебной власти,  при этом изменение  полномочий Уставного Суда может осуществляться только путем внесения соответствующих изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области. 

Анализ содержания  положений статьи 1 Проекта уставного закона  показывает, что предлагаемые  нормы, определяющие количество судей и перечень полномочий Уставного Суда,  относятся к   вопросам  организации и  деятельности Уставного Суда Калининградской области как органа государственной власти Калининградской области согласуются с предписаниями  федерального  законодательства,  учитывают  его статус   как  судебного органа  и  не нарушают принципов организации и  деятельности органов государственной власти Калининградской области. 

Таким образом, Уставный Суд приходит к заключению об отсутствии противоречия положений статьи 1  предлагаемого к принятию проекта уставного закона Калининградской области «О внесении изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области» иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьями 36, 68, 69, 70, 71, 74 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

постановил:

 

1. Дать заключение об отсутствии противоречия предлагаемого к принятию проекта уставного закона Калининградской области «О внесении изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области» иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

 

2. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

 

Уставный Суд

Калининградской области

№  11 - П