236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Постановление Уставного Суда №10 -П от 18 декабря 2019 года

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

по делу о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области»

 

город  Калининград                                                              18 декабря 2019 года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М. Сафонова, судей                          А.В. Кузнецова, В.М. Фролова, 

с участием представителя заявителя - Калининградской областной Думы, - Л.Г. Олифер,

руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, пунктом 4 статьи 4, статьями 36, 86-9,        86-10, 86-11, 86-12, 86-13 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области»,

заслушав сообщение судьи А.В. Кузнецова,

исследовав представленные документы и материалы дела,

 

установил:

 

  1. В Уставный Суд 29 ноября 2019 года поступило обращение Калининградской областной Думы о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области» (далее - Проект уставного закона), внесенному в Калининградскую областную Думу в порядке законодательной инициативы Губернатором Калининградской области, о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области. 17 декабря 2019 года поступило ходатайство Калининградской областной Думы о приобщении к материалам дела поправок к Проекту уставного закона, представленных в областную Думу Губернатором Калининградской области (далее - Поправки).

Статьей 1 Проекта уставного закона предлагается внести изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области в редакции перечисленных в ней законов Калининградской области и уставных законов Калининградской области, последним из которых указан Уставный закон Калининградской области от 19 августа 2019 года № 312.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, пунктом 4 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд дает заключения только по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Статьей 1 представленного Проекта уставного закона предлагается внести следующие изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области:

  1. В статье 18:

1) пункт 2 после слова «достигший» дополнить словами «на день голосования»;

2) абзац третий пункта 6 после слов «лицами органов государственной власти» дополнить словами «Калининградской области».

  1. В пункте 2 статьи 28:

1) абзац четвертый после слова «ограничения» дополнить словами «и запреты», после слов «а также» дополнить словами «ограничения и обязанности», после слов «Федеральным законом «О противодействии коррупции» дополнить словами «и другими федеральными законами»;

2) дополнить абзацем четвертым следующего содержания: «Губернатор Калининградской области представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.».

  1. Пункт 1 статьи 29 после слов «и достигший» дополнить словами «на день голосования».
  2. В пункте 2 статьи 30:

1) в подпункте 6 слова «в Калининградскую областную Думу через субъекта» заменить словом «субъекту»;

2) в подпункте 14 слова «назначает, а также прекращает досрочно полномочия» заменить словами «принимает решение о наделении полномочиями»;

3) в подпункте 15 слова «в иностранных государствах» заменить словами «на территориях иностранных государств»;

подпункт 16 признать утратившим силу.

  1. Подпункт 4 пункта 2 статьи 32 после слов «исполнение своих обязанностей» дополнить словами «(в том числе по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации)».
  2. В подпункте 9 пункта 1 статьи 46 слова «оформляется решение об избрании, а также о досрочном прекращении полномочий» заменить словами «оформляется решение о наделении полномочиями»;
  3. В пункте 1 статьи 57 слова «городских округах» заменить словами «муниципальных, городских округах».
  4. В статье 74:

1) пункт 2 изложить в следующей редакции: «2. В Калининградской области гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.»;

2) пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. Органы государственной власти Калининградской области организуют предоставление общего образования, дополнительного образования детей, дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях Калининградской области, среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях Калининградской области.».

  1. Подпункт 3 статьи 80 изложить в следующей редакции: «3) осуществления регионального государственного экологического надзора;».

Статья 2 Проекта уставного закона устанавливает порядок вступления в силу данного Уставного закона и не является предметом рассмотрения по настоящему делу.

Поправками предлагается внести следующие изменения в статью 1 Проекта уставного закона:

подпункт 2 пункта 1 дополнить словами «муниципальных образований Калининградской области»;

подпункт 1 пункта 4 изложить в следующей редакции:

«в подпункте 6 слова «в Калининградскую областную Думу через субъекта» заменить словами «субъекту права»;

в пункте 6 цифру «1» заменить цифрой «2»;

 дополнить пунктом 1 следующего содержания:

«1. Пункт 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:

«1. Калининградская область имеет свои символы - герб и флаг. Описание и порядок использования герба и флага Калининградской области устанавливаются уставными законами Калининградской области.»;

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. По тексту пункта 4 статьи 21 слова «субъект законодательной инициативы» в соответствующем падеже заменить словами «субъект права законодательной инициативы» в соответствующем падеже.».

Нумерацию пунктов в статье 1 законопроекта предлагается уточнить с учетом ее дополнений пунктами 1 и 3.

Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда в настоящем деле является статья 1 Проекта уставного закона в редакции Поправок.

 

  1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).

 Согласно преамбуле Федерального закона от 6 октября 1999 года            № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Анализируя предлагаемые к принятию нормы, Уставный Суд исходит из положений пункта 1 статьи 2, пункта 1 статьи 8 Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которым Устав (Основной Закон) Калининградской области не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти Калининградской области по предметам совместного ведения, определяются в соответствии с федеральным законодательством.

 

  1. Пунктом 1 статьи 1 Проекта уставного закона (внесен в Проект уставного закона Поправками) предлагается исключить из перечня символов Калининградской области гимн (пункт 1 статьи 5 Устава (Основного Закона) Калининградской области).

  Согласно подпункту 8 статьи 9 Устава (Основного Закона)  Калининградской области в ведении Калининградской области находится символика Калининградской области.

В соответствии с абзацем вторым статьи 22 Устава (Основного Закона) Калининградской области Калининградская областная Дума осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Калининградской области.

С учетом изложенного, установление в Уставе (Основном Законе) Калининградской области перечня символов Калининградской области является прерогативой Калининградской областной Думы.

 

  1. Как следует из статьи 2 Федерального закона № 184-ФЗ, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону № 184-ФЗ депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации пассивным избирательным правом (пункт 2 статьи 10); высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет (абзац второй    пункта 3 статьи 18).

Федеральный законодатель в рамках своих полномочий по регулированию  всеобщего избирательного права и права на участие в референдуме  установил, что возраст гражданина, по достижении которого он вправе быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом, устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года               № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

 При этом согласно указанной норме Федерального закона № 67-ФЗ, единым принципом при установлении возраста кандидата в выборный орган, на выборную государственную должность является определение указанного возраста на день голосования.

Федеральный законодатель, реализуя свое право определять критерии пассивного избирательного права на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти, установил следующее (пункт 8 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ):

- кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет;

- устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с нормами Устава (Основного Закона) Калининградской области систему органов государственной власти Калининградской области составляют, в том числе высшее должностное лицо Калининградской области - Губернатор Калининградской области; законодательный (представительный) орган государственной власти Калининградской  области - Калининградская областная Дума (пункт 2 статьи 6).

Согласно статьям 18 (пункт 1) и 29 (пункт 2) Устава (Основного Закона) Калининградской области депутаты Калининградской областной Думы, Губернатор Калининградской области  избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Калининградской области и обладающими в соответствии с федеральным законодательством активным избирательным правом,  выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Проекта уставного закона положение пункта 2 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области, определяющее  возраст кандидата в депутаты Калининградской областной Думы, в соответствии с вышеприведенными положениями федерального законодательства дополняется условием о необходимости достижения данного возраста на день голосования.

Аналогичное изменение вносится пунктом 3 статьи 1 Проекта уставного закона в пункт 1 статьи 29 Устава (Основного Закона) Калининградской области, определяющий возраст кандидата на должность Губернатора Калининградской области.

 

  1. Согласно Федеральному закону № 184-ФЗ гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 13).

Уставом (Основным Законом) Калининградской области определены основные гарантии депутатской деятельности депутатов Калининградской областной Думы (пункт 6 статьи 18).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 Проекта уставного закона в редакции Поправок в рамках полномочий Калининградской областной Думы по самостоятельному регулированию гарантий депутатской деятельности депутатов Калининградской областной Думы конкретизируется право депутата на первоочередное рассмотрение всеми должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления области, а также общественными объединениями, организациями независимо от их организационно-правовой формы обращений по вопросам его депутатской деятельности.

Проектом уставного закона в редакции Поправок предлагается уточнить, что данное право (применительно к должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления) распространяется на обращения к соответствующим должностным лицам органов государственной власти Калининградской области и должностным лицам органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, исходя из принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым осуществляется деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации (подпункт «е» пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 184-ФЗ), а также с учетом того, что согласно абзацам первому и пятому преамбулы Устава (Основного Закона) Калининградской области настоящий Устав (Основной Закон) Калининградской области исходя из положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства регулирует осуществление местного самоуправления в Калининградской области.

 

  1. Статьей 6 Федерального закона № 184-ФЗ в качестве элемента полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по принятию конституции (устава) субъекта Российской Федерации и поправок к ним, осуществлению законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации (подпункты «а», «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ) предусмотрено право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 6 Федерального закона № 184-ФЗ).

         С учетом данных норм пунктом 3 статьи 1 Проекта уставного закона (внесен в Проект уставного закона Поправками) предлагается заменить в пункте 4 статьи 21 Устава (Основного Закона) Калининградской области понятие «субъекты законодательной инициативы»  понятием «субъекты права законодательной инициативы».

 

  1. Проектом уставного закона (пункт 2 статьи 1) уточняются положения Устава (Основного Закона) Калининградской области, определяющие ограничения для Губернатора Калининградской области (абзац четвертый пункта 2 статьи 28).

         Предлагается установить, что на Губернатора Калининградской области распространяются как ограничения, так  и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ             «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, а также распространяются как ограничения, так и запреты, установленные для членов Правительства Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

         Также предлагается дополнить пункт 2 статьи 28 Устава (Основного Закона) Калининградской области обязанностью Губернатора Калининградской области представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.».

         Предлагаемые изменения корреспондируют положениям статей 2.1 (пункт 2), 18 (пункты 4.1, 4.2) Федерального закона № 184-ФЗ.

 

  1. В соответствии с подпунктом 1 статьи 9 Устава (Основного Закона) Калининградской области в ведении Калининградской области находятся принятие и изменение Устава (Основного Закона) Калининградской области, уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области, контроль за их соблюдением.

Согласно выводам Уставного Суда Калининградской области (Постановление от 1 августа 2016 года № 4-П) Федеральным законом             № 184-ФЗ урегулированы общие принципы, то есть основные начала порядка принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, которые не включают детальное регулирование указанного порядка.

Иные вопросы, относящиеся к порядку принятия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, не урегулированные Федеральным законом № 184-ФЗ, являются предметом ведения субъекта Российской Федерации и относятся к его исключительной компетенции.

Данный Федеральный закон (пункт 3 статьи 6) не содержит требования о том, что заключения по законопроектам о введении или отмене региональных налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации представляются в законодательный (представительный) орган непосредственно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти Калининградской области по предметам ведения Калининградской области, определяются настоящим Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области, законами Калининградской области и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Калининградской области (пункт 2        статьи 8 Устава (Основного Закона) Калининградской области).

С учетом вышеприведенных положений Устава (Основного Закона) Калининградской области подпунктом 1 пункта 4 Проекта уставного закона  в редакции Поправок, в целях совершенствования законодательного процесса  уточнено, что Губернатор представляет заключения по законопроектам о введении или отмене региональных налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Калининградской области, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет  средств областного бюджета не в Калининградскую областную Думу, а непосредственно субъекту права законодательной инициативы.

 

  1. Согласно пункту «г» статьи 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти находится в ведении Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» статус члена Совета Федерации, статус депутата Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Согласно действующему в настоящее время порядку досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, установленному              статьей 4 вышеуказанного Федерального закона, соответствующее решение принимает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Подпунктом  2 пункта 4 и пунктом 6 статьи 1 (в редакции Поправок) Проекта уставного закона предлагается привести положения, устанавливающие полномочия Губернатора Калининградской области и Калининградской областной Думы по досрочному прекращению полномочий членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – представителей от Правительства Калининградской области и Калининградской областной Думы в соответствие с вышеприведенным положением федерального законодательства.

Соответствующие изменения предлагается внести в подпункт 14               пункта 2 статьи 30 (подпункт 2 пункта 4 статьи 1 Проекта уставного закона) и в подпункт 9 пункта 2 статьи 46 (пункт 6 статьи 1 Проекта уставного закона в редакции Поправок)  Устава (Основного Закона) Калининградской области.

                  

  1. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «о» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей  устанавливает Федеральный закон от 4 января 1999 года № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации (преамбула указанного Федерального закона).

Подпункт 3 пункта 4 статьи 1 Проекта уставного закона приводит в соответствие с положениями Федерального закона от 4 января 1999 года      № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» подпункт 15 пункта 2 статьи 30 Устава (Основного Закона) Калининградской области, заменяя понятие  «представитель Калининградской области при органах государственной власти Российской Федерации в иностранных государствах» понятием «представитель Калининградской области при органах государственной власти Российской Федерации на территориях иностранных государств» в рамках регулирования полномочия Губернатора Калининградской области по назначению и отзыву указанных должностных лиц.

 

  1. Согласно действующей редакции подпункта 16 пункта 2 статьи 30 Устава (Основного Закона) Калининградской области Губернатор Калининградской области назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам ребенка в Калининградской области, утверждает положение о нем.

Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» определены основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (преамбула указанного Федерального закона).

Согласно частям 4, 5, 6 статьи 13 указанного Федерального закона правовое положение, основные задачи и полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона; уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка; досрочное прекращение полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 562-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации»  статья 16.1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,  согласно пункту 2 которой должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации может учреждаться в соответствии с законом и иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, была изложена в новой редакции, указанная норма утратила силу.

В настоящее время федеральное законодательство предусматривает регулирование вопросов организации деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации,  в том числе установление порядка его назначения на должность и освобождения от должности законом субъекта Российской Федерации, с учетом положений  Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 501- ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации».

Предлагаемое абзацем пятым пункта 4 статьи 1 Проекта уставного закона  исключение подпункта 16 пункта 2 статьи 30 Устава (Основного Закона) Калининградской области направлено на приведение его в соответствие с вышеприведенными федеральными законами.

 

  1. В целях приведения положений Устава (Основного Закона) Калининградской области, регулирующих статус Губернатора Калининградской области, в соответствие с действующим федеральным законодательством, пунктом 5 статьи 1 Проекта уставного закона изменяются положения подпункта 4 пункта 2 статьи 32 Устава (Основного Закона) Калининградской области, закрепляющие основания досрочного прекращения полномочий Губернатора Калининградской области.

Законопроектом предложено внести изменение, согласно которому отрешение Губернатора Калининградской области от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации за ненадлежащее исполнение своих обязанностей осуществляется, в том числе за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации.

Предлагаемая к принятию норма воспроизводит действующие положения подпункта «г» пункта 1 статьи 19 Федерального закона                   № 184-ФЗ.

 

  1. Согласно Уставу (Основному Закону) Калининградской области местное самоуправление в Калининградской области осуществляется в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральным законом (пункт 2 статьи 56); местное самоуправление осуществляется на всей территории Калининградской области в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах (пункт 1 статьи 57).

 Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в  Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в рамках полномочий федерального законодателя по установлению общих принципов организации местного самоуправления перечень видов муниципальных образований дополнен новым видом муниципального образования - муниципальный округ.

В связи с этим, пунктом 7 статьи 1 Проекта уставного закона пункт 1 статьи 57 Устава (Основного Закона) Калининградской области приводится в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (в редакции вышеназванного Федерального закона), предусматривая, что местное самоуправление осуществляется на территории Калининградской области, в том числе в муниципальных округах.

 

  1. Согласно абзацу третьему преамбулы Устава (Основного Закона) Калининградской области настоящий Устав (Основной Закон) Калининградской области исходя из положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства гарантирует защиту на территории Калининградской области прав и свобод человека и гражданина.

К таким правам относится, в том числе право на образование, которому посвящена глава 20 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

В целях приведения областного законодательства в сфере образования в соответствие с требованиями законодательства об образовании Российской Федерации пунктом 8 статьи 1 Проекта уставного закона уточняются   пункты 2, 3 статьи 74 Устава (Основного Закона) Калининградской области в части видов и уровней образования, общедоступное и бесплатное предоставление которых гарантировано в Калининградской области в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и предоставление которых организуется органами государственной власти Калининградской области.

Предлагаемые к принятию нормы корреспондируют действующим положениям статей 5, 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года            № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и подпунктов 13, 13.1, 14 - 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.

 

  1. Статьей 80 Устава (Основного Закона) Калининградской области определены основы, на которых строится определяемая органами государственной власти Калининградской области политика в сфере охраны окружающей среды.

Пункт 9 статьи 1 Проекта уставного закона в соответствии с положениями статей 6, 65 Федерального закона от 10 января 2002 года          № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» уточняет одну из таких основ, заменяя в подпункте 3 статьи 80 Устава (Основного Закона) Калининградской области понятие «контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль)» понятием «региональный государственный экологический надзор».

 

В результате сравнительно-правового анализа Уставным Судом установлено, что представленные изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области направлены на приведение отдельных положений Устава (Основного Закона) Калининградской области в соответствие с действующими федеральными законами, принятыми по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области, а также на реализацию собственной компетенции Калининградской областной Думы по законодательному регулированию вопросов, относящихся к предметам ведения Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, пунктом 4 статьи 4, статьями 36, 68, 69, 70, 71, 74, 86-13 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

постановил:

 

  1. Дать заключение об отсутствии противоречия предлагаемых к принятию положений статьи 1 проекта уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области» в редакции Поправок, представленных к нему в порядке законодательной инициативы Губернатором Калининградской области, иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

  1. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

 

 

Уставный Суд

Калининградской области

№  10-П