236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 ноября 2012 г. № 8-П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений Закона Калининградской области от 20 августа 2009 года № 372 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Калининградской области, определенного Постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года № 818 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан»


город Калининград                                                                              23 ноября 2012 года

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
с участием сторон:
заявителя - гражданина И.Ф. Коломникова;
представителя Калининградской областной Думы - А.В. Петрак;
представителя Губернатора Калининградской области и Правительства Калининградской области - Е.А. Сухорученко;
представителя Правительства Калининградской области - М.А. Антоновой;
руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений Закона Калининградской области от 20 августа 2009 года № 372 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Калининградской области, определенного Постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года № 818 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан».
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса гражданина И.Ф. Коломникова.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.А. Багалина, объяснения представителей сторон: И.Ф. Коломникова, А.В. Петрак, Е.А. Сухорученко, М.А. Антоновой, выступление приглашенного в судебное заседание представителя прокуратуры Калининградской области Ю.Ю. Шредер, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

установил:

1. Гражданин Коломников Иван Филиппович (далее - заявитель) обратился в Уставный Суд Калининградской области 17 июля 2012 года с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца седьмого пункта 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 20 августа 2009 года № 372 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Закон № 372) и пункта 7 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Калининградской области (далее - Порядок), определенного Постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года № 818 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Постановление № 818). 7 и 14 августа 2012 года от заявителя получены дополнение к обращению и уточнение к указанному дополнению.
Закон № 372 регулирует предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей Калининградской области, имеющим право на социальную поддержку в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Абзацем седьмым пункта 2 статьи 3 Закона № 372 установлено, что Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством Калининградской области.
Во исполнение Закона № 372 принято Постановление № 818, которым определен Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Калининградской области.
Пунктом 7 Порядка установлено, что размер предоставляемой гражданину компенсации расходов на оплату жилого помещения (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальных услуг определяется с учетом объемов мер социальной поддержки, установленных федеральными законами, исходя из тарифов и нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, установленных законодательством Калининградской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Калининградской области.
Заявитель является инвалидом второй группы, проживающим в приватизированной квартире многоквартирного дома, являющегося муниципальной собственностью. Он письменно обращался к Губернатору Калининградской области, в Министерство социальной политики Калининградской области, ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлениями о выплате ему денежной компенсации расходов по оплате жилья, предусмотренной действующим федеральным законодательством. В полученных ответах указывается на отсутствие правовых оснований для выплаты ему, как инвалиду, проживающему в приватизированной квартире, компенсации расходов на оплату жилого помещения.
Заявитель указал, что согласно статье 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов оплаты жилого помещения (в домах государственного и муниципального фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Исходя из статьи 19 Конституции Российской Федерации, заявитель считает, что наличие у инвалида приватизированной квартиры не может являться основанием для упразднения льготы, установленной Федеральным законом № 181-ФЗ, и отказ от предоставления инвалидам указанной меры поддержки, направленной на обеспечение им равных возможностей в реализации их прав, установленных действующим законодательством, является дискриминацией, ущемляющей права человека и гражданина, определяемые Конституцией Российской Федерации и Уставом (Основным Законом) Калининградской области (пункты 1, 3 статьи 15, подпункт 1 пункта 3 статьи 38).
По мнению заявителя, органами государственной власти Калининградской области созданы условия, определяемые Законом № 372 и Постановлением № 818, которые фактически упраздняют установленные действующим законодательством льготы инвалидам, проживающим в приватизированных квартирах многоквартирных домов муниципального жилищного фонда.
Руководствуясь своей позицией, заявитель просит признать абзац седьмой пункта 2 статьи 3 Закона № 372 и пункт 7 Порядка в той части, которая предопределяет отказ от предоставления гражданам, являющимся инвалидами, скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (расходов на содержание имущества общего пользования многоквартирного дома) не соответствующими пунктам 1, 3 статьи 15, подпункту 1 пункта 3 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В ходе судебного заседания заявитель подтвердил свою правовую позицию и требования, изложенные в обращении.
Представитель Калининградской областной Думы А.В. Петрак в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве областной Думы, заключающуюся в том, что Закон № 372 принят в соответствии с предписаниями федерального законодательства, не противоречит его действующим нормам и, соответственно, абзац седьмой пункта 2 статьи 3 данного Закона не содержит противоречий Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Представитель Губернатора Калининградской области и Правительства Калининградской области Е.А. Сухорученко, представитель Правительства Калининградской области М.А. Антонова поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве о том, что положения абзаца седьмого пункта 2 статьи 3 Закона № 372 и пункта 7 Порядка не противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Калининградской области. В своих пояснениях указали на то, что оспариваемое заявителем положение Закона № 372 принято в соответствии со статьей 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ, согласно которой форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В отношении оспариваемого заявителем пункта Порядка указали на то, что пункт 7 Порядка не устанавливает размер социальных льгот для инвалидов, а содержит отсылочную норму к федеральному законодательству.
Представитель прокуратуры Калининградской области Ю.Ю. Шредер в судебном заседании отметила, что указанные нормативные акты приняты в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и оспариваемые заявителем положения не противоречат федеральному законодательству.
В соответствии со статьей 70 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, и только в той части, которая оспаривается заявителем.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является абзац седьмой пункта 2 статьи 3 Закона № 372 и положение пункта 7 Порядка, предусматривающее, что размер предоставляемой гражданину, являющемуся инвалидом, компенсации расходов на оплату жилого помещения определяется с учетом мер социальной поддержки, установленной Федеральным законом № 181-ФЗ.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Устава (Основного Закона) Калининградской области законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Калининградской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области.
Как следует из пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области, деятельность органов государственной власти Калининградской области осуществляется в соответствии с принципами приоритета прав и свобод человека и гражданина, верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области обеспечивается реализация и государственная защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Органы государственной власти Калининградской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области.
Статьей 69 Устава (Основного Закона) Калининградской области установлено, что в Калининградской области создаются условия для достойной жизни людей, развития социальной сферы, повышения уровня и качества жизни человека, оказания мер поддержки социально незащищенным категориям населения.
Согласно статье 71 Устава (Основного Закона) Калининградской области органы государственной власти Калининградской области в пределах своих полномочий обеспечивают предоставление мер социальной поддержки, социального обслуживания и социального обеспечения населения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Калининградской области.

3. В Российской Федерации как в социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, гарантируется социальное обеспечение, в том числе в случае инвалидности (статьи 7, 39 Конституции Российской Федерации).
На федеральном уровне правоотношения, связанные с предоставлением льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, регулируются Федеральным законом № 181-ФЗ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2, 6 статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В рамках предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий принят Закон № 372, которым регулируется предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям жителей Калининградской области, имеющим право на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Указанный Закон принят в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях реализации нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе инвалидам, которым соответствующие меры установлены частью 13 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ).
Оспариваемым заявителем абзацем седьмым пункта 2 статьи 3 Закона № 372 установлено, что порядок предоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, указанным в федеральных законах, определяется Правительством Калининградской области.
Объем предоставляемых мер социальной поддержки Законом № 372 не определяется, поскольку он также установлен федеральным законодательством.
Таким образом, приняв оспариваемый заявителем Закон № 372 и уполномочив Правительство Калининградской области определить Порядок предоставления соответствующей компенсации, законодатель Калининградской области осуществил правовое регулирование в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу о том, что абзац седьмой пункта 2 статьи 3 Закона № 372 не противоречит Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

4. В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области полномочия Правительства Калининградской области определяются федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
Во исполнение статьи 3 Закона № 372 Постановлением № 818 определен Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Калининградской области.
Таким образом, Постановление № 818 принято Правительством Калининградской области в пределах предоставленных ему полномочий.
Предоставление денежной компенсации инвалидам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется органами государственной власти Калининградской области в рамках переданных Российской Федерацией полномочий, за счет средств, выделяемых на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки, предусмотренных в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете (части 1, 2, 6 статьи 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ).
Из анализа содержания оспариваемого заявителем положения пункта 7 Порядка следует, что это положение само по себе не устанавливает объем предоставляемых мер социальной поддержки инвалидам на территории Калининградской области, является по своему характеру отсылочной нормой и применяется в системной взаимосвязи с положениями федерального законодательства, регулирующего данный вопрос.
Таким образом, пункт 7 Порядка в той части, которая оспаривается заявителем, обеспечивает реализацию права граждан, являющихся инвалидами, на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в объеме, установленном федеральным законодательством, и соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Вместе с тем Уставный Суд считает необходимым отметить следующее.
Частью 13 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 20 июля 2012 года № 124-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Понятие жилищного фонда и его видов приведены в Жилищном кодексе Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям
Таким образом, жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения, отнесены к частному жилищному фонду.
Заявитель в своем обращении фактически ставит вопрос о необходимости предоставить 50 процентную скидку на оплату жилого помещения инвалидам, проживающим в принадлежащих на праве собственности жилых помещениях. Однако решение этого вопроса связано с необходимостью внесения изменений в действующее федеральное законодательство, что к компетенции Уставного Суда не относится.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктами 1, 2 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 76, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

   ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать абзац седьмой пункта 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 20 августа 2009 года № 372 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

2. Признать положение пункта 7 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Калининградской области, определенного Постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года № 818 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», предусматривающее, что размер предоставляемой гражданину, являющемуся инвалидом, компенсации расходов на оплату жилого помещения определяется с учетом мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

3. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно с момента провозглашения.

4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

Уставный Суд

Калининградской области
№ 8 - П