236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 сентября 2013 г. № 7-П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения статьи 1, наименования и пунктов 1 и 2 статьи 5, пункта 1 статьи 6 Закона Калининградской области от 18 марта 2013 года № 201 «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств»

город Калининград                                                                        16 сентября 2013 года


Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова,
с участием сторон:
-представителя заявителя - Д.В. Вобликова,
-представителя Калининградской областной Думы как органа, принявшего правовой акт, подлежащий проверке, - А.Н. Болдина,
-представителя Губернатора Калининградской области как должностного лица, подписавшего правовой акт, подлежащий проверке, - Е.Ю. Гора,
руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений Закона Калининградской области от 18 марта 2013 года № 201 «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств».
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Ветошкина Александра Геннадьевича в форме запроса. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем положения.
Заслушав сообщение судьи - докладчика В.А. Багалина, выступления представителей сторон: Д.В. Вобликова, А.Н. Болдина, Е.Ю. Гора, исследовав документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

УСТАНОВИЛ:

1. В Уставный Суд 25 апреля 2013 года поступило обращение депутата Калининградской областной Думы пятого созыва А.Г. Ветошкина (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области наименования и пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 6 Закона Калининградской области от 18 марта 2013 года № 201 «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» (далее - Закон Калининградской области № 201).
29 июля 2013 года заявителем представлено дополнение к обращению, в котором также оспариваются отдельное положение статьи 1 и пункт 2 статьи 5 Закона Калининградской области № 201.
Оспариваемыми положениями Закона Калининградской области № 201 определено понятие «уполномоченная организация» (статья 1), установлены порядок оплаты расходов на погрузочно-разгрузочные работы, перемещение задержанного транспортного средства, хранение транспортного средства на специализированной стоянке (пункты 1 и 2 статьи 5) и основания возврата задержанного транспортного средства владельцу транспортного средства со специализированной стоянки (пункт 1 статьи 6).
Заявитель указывает, что отдельное положение статьи 1, наименование и пункты 1 и 2 статьи 5, пункт 1 статьи 6 Закона Калининградской области № 201 не соответствуют требованиям федерального законодательства и противоречат положениям статей 7 и 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
По мнению заявителя, Гражданским кодексом Российской Федерации «оплата» определяется как вознаграждение за предоставление товаров, услуг, работ; лицо, понесшее расходы, имеет право в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации требовать их возмещения.
Заявитель, кроме того указывает, что оплата расходов, связанных с задержанием транспортного средства, как условие его возврата, установленное Законом Калининградской области № 201 (пункт 1 статьи 6), необоснованно расширяет основания возврата транспортного средства и противоречит части 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель также считает, что используемое в статье 1 Закона Калининградской области № 201 словосочетание «уполномоченная организация» предполагает ограничение числа хозяйствующих субъектов, занимающихся перемещением и хранением задержанных транспортных средств, и противоречит требованиям пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По мнению заявителя, не соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемых им положений Закона Калининградской области № 201 влечет за собой невозможность применения в целом данного Закона без ущерба для прав и законных интересов человека и гражданина.
В ходе судебного заседания представитель заявителя Д.В. Вобликов подтвердил правовую позицию и просил Уставный Суд признать не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельное положение статьи 1, наименование и пункты 1 и 2 статьи 5, пункт 1 статьи 6 Закона Калининградской области № 201.
Представитель Калининградской областной Думы А.Н. Болдин в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, и указал, что в соответствии с полномочиями Калининградской областной Думы в Законе Калининградской области № 201 правомерно в числе расходов на перемещение задержанного транспортного средства выделены расходы на погрузочно-разгрузочные работы, а оплата расходов на задержание транспортного средства предусмотрена в качестве условия возврата транспортного средства.
Представитель Губернатора Калининградский области Е.Ю. Гора поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве. Считает, что оспариваемые положения Закона Калининградской области № 201 приняты в рамках полномочий субъекта Российской Федерации и не противоречат федеральному законодательству и Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает постановление по делу и дает заключение только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения статьи 1 в части слов «уполномоченная организация», наименование и пункты 1 и 2 статьи 5, пункт 1 статьи 6 Закона Калининградской области № 201.

2. Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (часть 5).
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации (подпункт «б» пункта 1 статьи 5); полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.1).
Согласно части 10 статьи 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 настоящей статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 22 Устава (Основного Закона) Калининградской области Калининградская областная Дума осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Калининградской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Калининградской области.
С учетом изложенного Уставный Суд приходит к выводу, что Закон Калининградской области № 201 принят в рамках полномочий Калининградской областной Думы.

3. Уставом (Основным Законом) Калининградской области (пункт 1 статьи 2) определено, что законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Калининградской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области деятельность органов государственной власти Калининградской области осуществляется в соответствии с принципом верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 26.1). Одной из таких мер является задержание транспортного средства, состоящее в исключении транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания (пункт 7 части 1 статьи 27.1, часть 1 статьи 27.13).
Частью 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.
Законом Калининградской области № 201 определен порядок перемещения задержанного транспортного средства (статья 2), передачи его на специализированную стоянку (статья 3), хранения (статья 4), оплаты расходов (статья 5) и возврата транспортного средства владельцу (статья 6).
Заявитель указывает, что использование в Законе Калининградской области № 201 определения «оплата расходов» при задержании транспортного средства противоречит части 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Уставный Суд отмечает, что федеральный законодатель при установлении в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях платности расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, использует два определения - «оплата расходов» (часть 10 статьи 27.13) и «возмещение расходов» (часть 11 статьи 27.13), придавая им, как следует из содержания данных норм, равнозначный смысл.
Аналогичный смысл придается определению «оплата расходов» в Гражданском кодексе Российской Федерации при установлении требований об уплате денежных средств в отдельных обязательствах (статьи 636, 782, 851).
Согласно части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задержанное наземное транспортное средство перемещается для хранения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) при помощи другого наземного транспортного средства.
Закон Калининградской области № 201 определил, что оплате подлежат погрузочно-разгрузочные работы, перемещение задержанного транспортного средства и его хранение на специализированной стоянке в соответствии с тарифами, ежегодно устанавливаемыми органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным Правительством Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 статьи 5); началом перемещения наземного транспортного средства является начало погрузочных работ для транспортировки (пункт 8 статьи 2); в случае устранения причины задержания транспортного средства после его погрузки на специализированное транспортное средство оплате подлежат расходы на погрузочно-разгрузочные работы (пункт 2 статьи 5).
Исходя из требований пунктов 1 и 2 статьи 5, пункта 8 статьи 2 Закона Калининградской области № 201 во взаимосвязи с положениями частей 1, 10 и 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уставный Суд приходит к выводу, что выделяя расходы на погрузочно-разгрузочные работы в составе расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, региональный законодатель конкретизирует данные расходы, не устанавливая при этом дополнительных обязательств.
Наименование статьи 5 Закона Калининградской области № 201 не имеет самостоятельного правового значения, так как не содержит нормативных предписаний, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона Калининградской области от 11 мая 2011 года № 3 «О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области» является лишь заголовком, который в краткой форме отражает содержание статьи 5 Закона Калининградской области № 201.
Принимая во внимание указанное, Уставный Суд считает, что наименование и положения пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона Калининградской области № 201 не устанавливают дополнительных обязательств по оплате расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, не противоречат федеральному законодательству и соответствуют Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

4. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задержание транспортного средства применяется до устранения причины задержания (часть 1 ст. 27.13); расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение (часть 11 статьи 27.13); вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (часть 2 статьи 27.1).
В соответствии с частью 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право устанавливать порядок возврата задержанных транспортных средств предоставлено субъектам Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона Калининградской области № 201 возврат задержанного транспортного средства его владельцу производится на основании предъявляемого им представителю уполномоченной организации документа, удостоверяющего его личность, письменного разрешения уполномоченного должностного лица на возврат транспортного средства после оплаты расходов, связанных с перемещением, хранением транспортного средства на специализированной стоянке.
Таким образом, реализуя полномочия, предоставленные субъекту Российской Федерации, региональный законодатель в Законе Калининградской области № 201 установил два условия для возврата транспортного средства: письменное разрешение уполномоченного должностного лица на возврат транспортного средства, подтверждающее устранение причины задержания, которое возможно и до разрешения вопроса о виновности лица, совершившего правонарушение, и оплата расходов на перемещение и хранение транспортного средства.
В то же время, устанавливая указанные условия возврата задержанного транспортного средства, Закон Калининградской области № 201 предусматривает также и дополнительные правовые гарантии обеспечения прав владельца транспортного средства. Если до начала движения транспортного средства, осуществляющего перемещение задержанного наземного транспортного средства, причины задержания могут быть устранены на месте выявления административного правонарушения, действия представителя уполномоченной организации, связанные с перемещением задержанного наземного транспортного средства, должны быть прекращены, а транспортное средство возвращено владельцу (пункт 10 статьи 2); в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, расходы на перемещение и хранение наземного транспортного средства возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а транспортное средство возвращается владельцу незамедлительно, без оплаты им расходов, связанных с перемещением транспортного средства на специализированную стоянку и его хранением (пункт 7 статьи 6).
Уставный Суд считает, что данное правовое регулирование, согласуется с приведенными выше положениями части 2 статьи 27.1, частей 1, 10 и 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

5. Заявитель в обращении также указывает, что положение статьи 1 Закона Калининградской области № 201, использующее словосочетание «уполномоченная организация» в единственном, а не множественном числе, ограничивает конкуренцию среди хозяйствующих субъектов в сфере оказания данных услуг и противоречит федеральному законодательству о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 1 Закона Калининградской области № 201 «уполномоченная организация» это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица, осуществляющие транспортировку задержанного транспортного средства, организацию и эксплуатацию специализированной стоянки; «специализированная стоянка» - специально отведенное охраняемое место, предназначенное для хранения задержанных транспортных средств.
Таким образом, в статье 1 Закона Калининградской области № 201 региональный законодатель определяет основные понятия, используемые для целей Закона, приводя их в единственном числе в соответствии с требованиями законодательной техники.
В то же время, исходя из смысла пункта 6 статьи 3 Закона Калининградской области № 201, ссылающегося на перечень специализированных стоянок с указанием их адресов и контактных телефонов, а также пункта 8 статьи 2 и пункта 2 статьи 4 данного Закона, указывающих на множественное число таких стоянок, следует сделать вывод, что законодатель не ограничивает количество специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств и уполномоченных организаций, осуществляющих транспортировку задержанного транспортного средства, организацию и эксплуатацию специализированной стоянки.
Кроме того, Уставный Суд отмечает, что Закон Калининградской области № 201 не регулирует вопросы создания специализированных стоянок, не устанавливает порядок определения уполномоченных организаций, осуществляющих транспортировку задержанного транспортного средства, организацию и эксплуатацию специализированной стоянки, и в силу указанных обстоятельств не может ограничивать конкуренцию среди хозяйствующих субъектов в сфере оказания данных услуг.
С учетом изложенного, Уставный Суд не находит оснований для признания несоответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемого заявителем положения статьи 1 Закона Калининградской области № 201.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70,71, 75, 83, 84, 85,86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

П О С Т А Н О В И Л:

1. Признать отдельное положение статьи 1, наименование и пункты 1 и 2 статьи 5, пункт 1 статьи 6 Закона Калининградской области от 18 марта 2013 года № 201 «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.

3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

Уставный Суд
Калининградской области

№ 7 - П