236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 ноября 2012 г. № 7-П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений Указа Губернатора Калининградской области от 24 августа 2011 года № 191 «Об организации деятельности по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями»


город Калининград                                                                            16 ноября 2012 года


Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова,
с участием сторон:
представителя заявителя гражданки Т.В. Шинкаревой - А.Р. Симанова,
представителей Губернатора Калининградской области, как должностного лица, издавшего правовой акт, положения которого подлежат проверке, - Е.А. Сухорученко, М.А. Антоновой,
руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений Указа Губернатора Калининградской области от 24 августа 2011 года № 191 «Об организации деятельности по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями» (далее - Указ Губернатора Калининградской области № 191).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса гражданки Т.В. Шинкаревой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем положения Указа Губернатора Калининградской области № 191.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.В. Корнюшенкова, объяснения представителей сторон: А.Р. Симанова, Е.А. Сухорученко, М.А. Антоновой, выступление приглашенного в судебное заседание представителя прокуратуры Калининградской области - Ю.Ю. Шредер, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

У С Т А Н О В И Л:

 

1. В Уставный Суд 13 июля 2012 года поступило обращение гражданки Шинкаревой Татьяны Валентиновны (далее - заявитель). 2 и 22 августа 2012 года от заявителя поступили дополнения к обращению.

Как следует из обращения, заявитель и семья ее бывшего мужа проживают в квартире, находящейся в муниципальной собственности. На основании договора социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации она является нанимателем вышеуказанной квартиры, имеет право проживания и пользования бессрочно.

Бывший муж заявителя - военный пенсионер, состоит в очереди на получение жилья в городе Калининграде. На основании Указа Губернатора Калининградской области № 191 отделом обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» ему предложено оформить обязательство об освобождении, передаче занимаемого жилого помещения. При этом заявитель, как проживающая и зарегистрированная в этой же квартире, также должна дать согласие на ее освобождение.

Заявитель в своем обращении указывает, что она, не являясь членом семьи военнослужащего, не относится к числу лиц, которые обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и ее жилищные права не регулируются данным Законом. В связи с расторжением брака заявитель утратила право на получение вместе с бывшим мужем жилья в городе Калининграде.

Заявитель также отмечает, что Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит положений, обязывающих ее освободить квартиру в случае получения другого жилья ее сонанимателями и членами их семьи. Считает, что ее право пользования и проживания в указанной квартире самостоятельное и не связано с правом бывшего мужа на получение жилья, которое не может реализовываться путем ущемления ее жилищных прав.

Заявитель полагает, что оспариваемыми положениями Указа Губернатора Калининградской области № 191, которыми на нее возложена обязанность добровольно отказаться от своих жилищных прав путем согласия освободить, сдать жилое помещение вместе с бывшим мужем и членами его семьи, нарушено ее право на жилище, гарантированное Конституцией Российской Федерации и Жилищным кодексом Российской Федерации.

Руководствуясь своей правовой позицией, заявитель просит Уставный Суд признать не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области:

- положения подпункта 11 пункта 11 приложения № 2 (Порядок предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета) к Указу Губернатора Калининградской области № 191 (в редакции Указов Губернатора Калининградской области от 4 апреля 2012 года № 62 и от 5 июня 2012 года № 122);

- приложение № 2 к Порядку предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета («Обязательство об освобождении, сдаче (передаче) жилого помещения») в части требования согласия сдать жилое помещение лицам, совместно проживающим и (или) зарегистрированным по данному адресу.

В ходе судебного заседания представитель заявителя А.Р. Симанов уточнил, что оспариваемые заявителем положения Указа Губернатора Калининградской области № 191 противоречат следующим нормам Устава (Основного Закона) Калининградской области: статье 7 (подпункт 3 пункта 1), статье 15 (пункты 1 и 2). В остальной части подтвердил правовую позицию и требования заявителя, изложенные в обращении.

Представители Губернатора Калининградской области Е.А. Сухорученко и М.А. Антонова в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве, согласно которой обжалуемые заявителем положения Указа Губернатора Калининградской области № 191 не противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и нормам Устава (Основного Закона) Калининградской области.

При этом Е.А. Сухорученко отметила, что Уставом (Основным Законом) Калининградской области не регулируются вопросы осуществления Калининградской областью полномочий Российской Федерации, переданных для их осуществления субъектам Российской Федерации. Указ Губернатора Калининградской области № 191 принят во исполнение Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан». Считает, что разрешение поставленного заявителем вопроса не относится к компетенции Уставного Суда Калининградской области.

Представители Губернатора Калининградской области пояснили, что в соответствии с федеральным законодательством на бывших членов семьи военнослужащего требования подпункта 11 пункта 11 Порядка предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденного Указом Губернатора Калининградской области № 191, не распространяются.

По мнению представителя прокуратуры Калининградской области Ю.Ю. Шредер, Указ Губернатора Калининградской области № 191 принят в рамках предоставленных полномочий и соответствует требованиям федерального законодательства.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 70 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой. Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения подпункта 11 пункта 11 приложения № 2 (Порядок предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета) к Указу Губернатора Калининградской области № 191 (в редакции Указов Губернатора Калининградской области от 4 апреля 2012 года № 62 и от 5 июня 2012 года № 122) и приложение № 2 к указанному Порядку в части требования согласия сдать жилое помещение лицам, совместно проживающим и (или) зарегистрированным по данному адресу.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Устава (Основного Закона) Калининградской области законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Калининградской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области.
Как следует из положений подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области, деятельность органов государственной власти Калининградской области осуществляется в соответствии с принципами приоритета прав и свобод человека и гражданина, верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области обеспечивается реализация и государственная защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами (пункт 1); обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, их должностных лиц (пункт 3); органы государственной власти Калининградской области в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области (пункт 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ) Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статье 2 Федерального закона № 342-ФЗ жилыми помещениями.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 342-ФЗ порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с указанным Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органы государственной власти Калининградской области вправе принять нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статье 2 Федерального закона № 342-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьей 4 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» проверка нормативных правовых актов органов государственной власти Калининградской области на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду Калининградской области.

3. В соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 1 статьи 28 Устава (Основного Закона) Калининградской области Губернатор Калининградской области является высшим должностным лицом Калининградской области и входит в систему органов государственной власти Калининградской области.
Согласно пункту 2 статьи 30 Устава (Основного Закона) Калининградской области Губернатор Калининградской области осуществляет полномочия, указанные в данном пункте, а также иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 3 Федерального закона № 342-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 30, пункту 1 статьи 47 Устава (Основного Закона) Калининградской области Губернатор Калининградской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Калининградской области, уставных законов Калининградской области и законов Калининградской области по вопросам, отнесенным федеральным законодательством, законодательством Калининградской области к его ведению, в качестве нормативных правовых актов издает указы.
Указом Губернатора Калининградской области № 191 утверждены:
- порядок деятельности органов исполнительной власти Калининградской области по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями согласно приложению № 1;
- порядок предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета согласно приложению № 2.
На основании изложенного, Уставный Суд приходит к выводу, что правовое регулирование Указом Губернатора Калининградской области № 191 вопросов обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями в рамках переданных субъекту Российской Федерации полномочий, не противоречит Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

4. Согласно пункту 12 Порядка предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета (далее - Порядок) гражданин включается в сводный список граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в собственность бесплатно, по договору социального найма и путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья (ЕДВ), при наличии полного комплекта документов, указанных в пункте 11 указанного Порядка.
Подпунктом 11 пункта 11 Порядка предусмотрено обязательство об освобождении и сдаче жилого помещения, используемого по договору социального найма (договору найма), органу, предоставившему гражданину это жилое помещение, или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину или членам его семьи на праве собственности и не имеющего обременений, по форме согласно приложению № 2 к указанному Порядку в двух экземплярах. При этом каждая страница обязательства подписывается уполномоченным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (главой органа местного самоуправления, командиром воинского подразделения) и гражданами из числа лиц, указанных в Федеральном законе.
С учетом изложенного, предоставление гражданами вышеуказанного обязательства является необходимым условием обеспечения жилыми помещениями в соответствии с Порядком.
Предоставляя военнослужащим в соответствии со статьями 15 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания, указанный Федеральный закон возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.
Предоставление соответствующего обязательства предусмотрено и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регулирующими правоотношения по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан: подпункт «б» пункта 16.1, пункт 16.3, подпункт «ж» пункта 44, пункт 45 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153; подпункт «и» пункта 14 Правил предоставления в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2009 года № 903.
Таким образом, предоставление для получения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» обязательства о сдаче (отчуждении) ранее предоставленного в период прохождения военной службы жилого помещения основано на требованиях действующего федерального законодательства и само по себе не влечет нарушения каких-либо прав граждан.
Оценивая положения подпункта 11 пункта 11 Порядка на их соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области по содержанию норм Уставный Суд исходит из того, что данный подпункт не определяет категорию лиц, которые должны подписать обязательство об освобождении и сдаче жилого помещения или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, а содержит лишь отсылочную норму, предусматривая, что обязательство подписывается гражданами, из числа лиц, указанных в Федеральном законе.
Статья 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержит исчерпывающий перечень членов семьи военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Федеральным законом, в число которых бывшие члены семьи военнослужащего, не включены.
Положения подпункта 11 пункта 11 Порядка следует также рассматривать в системной взаимосвязи с другими положениями Порядка. Пунктом 14 Порядка установлено, что обязательство, указанное в подпункте 11 пункта 11 Порядка, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Подписание указанного обязательства иными лицами в данном пункте Порядка не предусмотрено.
С учетом изложенного, Уставный Суд приходит к выводу о том, что непосредственно положения подпункта 11 пункта 11 Порядка не противоречат Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

5. Приложением № 2 к Порядку установлена форма обязательства об освобождении, сдаче (передаче) жилого помещения (далее - Обязательство).
Согласно абзацу третьему указанной формы, в связи с предоставлением жилого помещения гражданин принимает на себя обязательство: ранее полученное занимаемое им жилое помещение в 2-месячный срок с даты получения от муниципального образования жилого помещения «освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать его в установленном законодательством Российской Федерации порядке».
Абзац пятый Обязательства предусматривает, что «согласие совершеннолетних членов семьи, а также совместно проживающих и (или) зарегистрированных по данному адресу с (Ф.И.О. гражданина), имеется».
Исходя из содержания указанного положения абзаца пятого приложения № 2 к Порядку, оно может рассматриваться как распространяющееся не только на членов семьи гражданина, но и на иных лиц проживающих и (или) зарегистрированных по данному адресу, в том числе на бывших членов семьи военнослужащего.
Из конституционных принципов правового государства, справедливости и равенства всех перед законом вытекает требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, порождает возможность неоднозначного толкования и не исключает неограниченное усмотрение в правоприменительной практике. Данная правовая позиция выражена в ряде Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации (от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 5 июля 2001 года №11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П, от 31 мая 2005 года № 6-П, от 14 июля 2005 года № 8-П и других).
По мнению Уставного Суда, абзац пятый Обязательства, в системной взаимосвязи с иными положениями самого приложения № 2 к Порядку (абзац третий Обязательства) и положениями Порядка (пункт 14) и с учетом практики его применения в отношении заявителя, не отвечает требованию определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, тем самым создает условия для нарушения жилищных прав лиц, не отнесенных к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы.
Таким образом, абзац пятый приложения № 2 к Порядку в части распространения требования согласия на освобождение, сдачу (передачу) жилого помещения помимо членов семьи гражданина, которому предоставляется жилое помещение, на иных лиц, совместно проживающих с ним и (или) зарегистрированных по соответствующему адресу, не соответствует пункту 1 статьи 2, подпунктам 1 и 3 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3 и 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

П О С Т А Н О В И Л :

 

1. Признать положения подпункта 11 пункта 11 приложения № 2 (Порядок предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета) к Указу Губернатора Калининградской области от 24 августа 2011 года № 191 «Об организации деятельности по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями» соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

2. Признать абзац пятый приложения № 2 (Обязательство об освобождении, сдаче (передаче) жилого помещения) к Порядку предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета утвержденному Указом Губернатора Калининградской области от 24 августа 2011 года № 191 «Об организации деятельности по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями» в части распространения требования согласия на освобождение, сдачу (передачу) жилого помещения помимо членов семьи гражданина, которому предоставляется жилое помещение, на иных лиц, совместно проживающих с ним и (или) зарегистрированных по соответствующему адресу, не соответствующим пункту 1 статьи 2, подпунктам 1 и 3 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3 и 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

3. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно с момента провозглашения.

4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

Уставный Суд
Калининградской области
№ 7 - П