236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 мая 2014 г. № 5-П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений подпункта 3 пункта 2 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», определенного Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года № 129 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 10 апреля 2012 года № 232

город Калининград                                                                                 16 мая 2014 года


Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
с участием:
- заявителя - депутата Калининградской областной Думы пятого созыва П.Н. Федорова и его представителя - Д.А. Сагитова,
- представителей Правительства Калининградской области как органа, принявшего правовой акт, положения которого подлежат проверке, - М.А. Антоновой и М.А. Николенко,
руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений подпункта 3 пункта 2 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», определенного Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года № 129 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 10 апреля 2012 года № 232.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы пятого созыва П.Н. Федорова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем положения Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда».
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.В. Корнюшенкова, выступления заявителя П.Н. Федорова и его представителя - Д.А. Сагитова, представителей Правительства Калининградской области - М.А. Антоновой и М.А. Николенко,
исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

установил:

1. В Уставный Суд 26 ноября 2013 года поступило обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Федорова Павла Николаевича (далее - заявитель).
Заявитель просит признать подпункт 3 пункта 2 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» (далее - Порядок), определенного Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года № 129 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» (далее - Постановление № 129), в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 10 апреля 2012 года № 232, не соответствующим пункту 1 статьи 2, подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3, 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области в части слов «РСФСР» и «учрежденным в соответствии с законодательством СССР, РСФСР или Российской Федерации, выданный уполномоченным органом, лицом, организацией в порядке, установленном соответствующим положением о ведомственном знаке отличия в труде, принятом в соответствии с законодательством».
Данные положения, как указывает заявитель, явились основанием для отказа в рассмотрении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» гражданке Пожарской Татьяне Григорьевне, награжденной Почетным дипломом победителя в республиканском социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, за успешное выполнение народнохозяйственного плана, утвержденным Постановлением Коллегии Министерства связи Казахской ССР и Президиума Республиканского комитета профсоюза работников связи от 27 февраля 1989 года № 30/28.
Заявитель в обращении указывает, что анализ подпункта 3 пункта 2 Порядка позволяет сделать вывод о том, что содержащиеся в нем требования отличаются от требований, подтверждающих право лица на присвоение звания «Ветеран труда», установленных в Федеральном законе «О ветеранах», и вводят уточнение к источнику происхождения ведомственного знака отличия в труде, перечисляя такие источники, а именно: законодательство СССР, РСФСР или Российской Федерации.
По мнению заявителя, согласно требованиям Порядка к ведомственным знакам отличия в труде, такие знаки отличия должны быть учреждены специальным положением, принятым в соответствии с законодательством только СССР, РСФСР или Российской Федерации, определяющим порядок выдачи знаков отличия и перечень лиц, уполномоченных их выдавать. Данные положения Порядка, устанавливая дополнительные требования к документам, предоставляемым гражданами для получения звания «Ветеран труда», выходят за пределы компетенции подзаконного нормативного правового акта, нарушая при этом верховенство федерального законодательства над законодательством субъектов Российской Федерации.
Как считает заявитель, требование Порядка к награждению орденами или медалями, присвоению почетного звания, учреждению ведомственного знака отличия в труде в соответствии с законодательством РСФСР сужает круг лиц, имеющих право на получение звания «Ветеран труда». Выделение в Порядке одной из пятнадцати бывших союзных республик лишает граждан, награжденных орденами, медалями, почетными званиями, а также ведомственными знаками отличия, учрежденными в соответствии с законодательством других союзных республик, права на получение звания «Ветеран труда».
В ходе судебного заседания заявитель П.Н. Федоров и его представитель Д.А. Сагитов подтвердили указанную правовую позицию и требования, изложенные в обращении. При этом Д.А. Сагитов указал на содержащиеся, по его мнению, в оспариваемых положениях Порядка неопределенность, дополнительные требования, предъявляемые к гражданам, претендующим на присвоение звания «Ветеран труда». Полагает, что оспариваемые положения Порядка создают условия для формальных отказов гражданам в присвоении звания «Ветеран труда».
Представители Правительства Калининградской области М.А. Антонова и М.А. Николенко в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве, согласно которой Порядок был утвержден постановлением Правительства Калининградской области в пределах его компетенции. Оспариваемые заявителем положения Порядка не противоречат Федеральному закону «О ветеранах» и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания их не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области. Кроме того пояснили, что включение наименования «РСФСР» в оспариваемые положения Порядка связано с особенностями правового регулирования в связи с распадом СССР и отвечает интересам граждан, награжденных в период становления российской государственности.
В соответствии со статьей 70 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным или иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, и только в той части, которая оспаривается заявителем. Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда по настоящему делу является проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемых заявителем отдельных положений подпункта 3 пункта 2 Порядка.
При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении заявителя. Уставный Суд также исходит из ранее сформулированных судом правовых позиций, которые имеют значение для разрешения настоящего дела.

2. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного Федерального закона ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом, исходя из верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, конституционных принципов равенства и справедливости (статьи 1, 7, часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 19, части 2 и 5 статьи 76), законодатель и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяя порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», не вправе сужать круг лиц, отнесенных Федеральным законом «О ветеранах» к категории ветеранов труда, и допускать снижения ранее достигнутого уровня их социальной защищенности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 30 декабря 2010 года № 543) Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяет Правительство Калининградской области.
Подпункт 3 пункта 2 Порядка, отдельные положения которого оспаривает заявитель, действует в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 10 апреля 2012 года № 232 «О внесении изменения в постановление Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года № 129 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».
Указанный подпункт предусматривает, что для присвоения звания «Ветеран труда» заявителем в территориальное подразделение областного государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства представляются следующие документы: удостоверение, подтверждающее награждение орденом или медалью либо присвоение почетного звания СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо документ, подтверждающий награждение ведомственным знаком отличия в труде, учрежденным в соответствии с законодательством СССР, РСФСР или Российской Федерации, выданный уполномоченными органом, лицом, организацией в порядке, установленном соответствующим положением о ведомственном знаке отличия в труде, принятом в соответствии с законодательством.
Данные положения определяют порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах».
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Определении от 21 ноября 2013 года № 1821-О в силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» установление порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» и, соответственно, определение того, какие знаки отличия в труде подлежат учету для присвоения указанного звания, относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
Таким образом, положения подпункта 3 пункта 2 Порядка приняты Правительством Калининградской области в пределах его полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством Калининградской области.

3. При рассмотрении настоящего дела Уставный Суд отмечает, что вопрос проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений Порядка ранее уже был предметом рассмотрения.
В связи с обращениями граждан С.В. Гаранина и В.С. Лещенко Уставным Судом принято Постановление от 26 января 2012 года № 1-П.
Данное Постановление Уставного Суда Калининградской области и изложенные в нем правовые позиции сохраняют свою силу.
Как установлено Определением Уставного Суда от 5 июля 2013 года № 31-О по обращению гражданина В.П. Цветкова, Постановление Правительства Калининградской области от 10 апреля 2012 года № 232, в редакции которого в настоящее время действуют оспариваемые заявителем положения подпункта 3 пункта 2 Порядка, было принято во исполнение Постановления Уставного Суда от 26 января 2012 года № 1-П.
Положения подпункта 3 пункта 2 Порядка учитывают при присвоении звания «Ветеран труда» ордена, медали, почетные звания, ведомственные знаки отличия в труде, учрежденные в соответствии с законодательством СССР, объединявшего в период своего существования (до 26 декабря 1991 года) союзные республики, являющиеся равноправными членами СССР.
Как отмечено в Постановлении Уставного Суда от 26 января 2012 года № 1-П, при присвоении звания «Ветеран труда» должны учитываться ведомственные знаки отличия в труде, награждение которыми в установленном порядке производилось в соответствии с действовавшим законодательством СССР территориальными органами власти и управления бывшего СССР. В том числе должны учитываться ведомственные знаки отличия в труде, награждение которыми в установленном порядке производилось территориальными органами власти и управления бывшего СССР, существовавшими в союзных республиках, помимо РСФСР, что подтверждено и вступившим силу решением Ленинградского районного суда города Калининграда от 13 января 2014 года в отношении гражданки Т.Г. Пожарской.
Кроме того Уставный Суд полагает, что наличие в оспариваемых заявителем положениях Порядка наименования «РСФСР» обосновано необходимостью учета при присвоении звания «Ветеран труда» почетных званий и ведомственных знаков отличия в труде, награждение которыми производилось в переходный период после изменения Законом РСФСР от 25 декабря 1991 года № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» до внесения соответствующих изменений в законодательство об указанных почетных званиях и ведомственных знаках отличия в труде», и не может расцениваться, как дискриминационное условие по отношению к другим бывшим союзным республикам.
При таких обстоятельствах, по мнению Уставного Суда, оспариваемые заявителем положения подпункта 3 пункта 2 Порядка в действующей редакции не сужают круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда», не противоречат Федеральному закону «О ветеранах». С учетом изложенного Уставный Суд не находит оснований для признания оспариваемых заявителем положений подпункта 3 пункта 2 Порядка несоответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Вместе с тем, Уставный Суд полагает необходимым в данном Постановлении отметить, что в случае возникновения на практике спора о том, является ли соответствующая награда (орден, медаль, почетное звание, ведомственный знак отличия) основанием для присвоения гражданину звания «Ветеран труда», данный спор подлежит разрешению не в порядке уставного судопроизводства, а судами общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 5, 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать подпункт 3 пункта 2 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», определенного Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 года № 129 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 10 апреля 2012 года № 232 в части слов «РСФСР» и «учрежденным в соответствии с законодательством СССР, РСФСР или Российской Федерации, выданный уполномоченным органом, лицом, организацией в порядке, установленном соответствующим положением о ведомственном знаке отличия в труде, принятом в соответствии с законодательством», соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно с момента его провозглашения.

3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

Уставный Суд
Калининградской области
№ 5 - П