236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 сентября 2012 г. № 5-П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области

 

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения пункта 1 Решения окружного Совета депутатов города Калининграда от 30 ноября 2011 года № 415 «О предоставлении льгот малоимущим гражданам и отдельным категориям граждан по оплате услуг муниципальных бань в 2012 году»


город Калининград                                                                             17 сентября 2012 года

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
с участием сторон:
представителей окружного Совета депутатов города Калининграда, как органа, принявшего нормативный правовой акт, подлежащий проверке, и Главы городского округа «Город Калининград», как должностного лица, подписавшего правовой акт, подлежащий проверке, - Ю.А. Яковенко, Н.В. Леонтьевой,
руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения пункта 1 Решения окружного Совета депутатов города Калининграда от 30 ноября 2011 года № 415 «О предоставлении льгот малоимущим гражданам и отдельным категориям граждан по оплате услуг муниципальных бань в 2012 году».
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса гражданки Т.П. Можаевой.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемое заявителем отдельное положение пункта 1 Решения окружного Совета депутатов города Калининграда от 30 ноября 2011 года № 415 «О предоставлении льгот малоимущим гражданам и отдельным категориям граждан по оплате услуг муниципальных бань в 2012 году», устанавливающего, что льгота в размере 50 процентов от полной оплаты услуг муниципальных бань (кроме саун) предоставляется малоимущим гражданам и отдельным категориям граждан, проживающим в жилищном фонде, не обеспеченном горячим водоснабжением.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.А. Багалина, объяснения представителей сторон: Ю.А. Яковенко, Н.В. Леонтьевой, выступление приглашенного в судебное заседание представителя прокуратуры Калининградской области М.Ю. Авакьяна, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

установил:

1. В Уставный Суд 24 апреля 2012 года поступило обращение гражданки Можаевой Татьяны Павловны (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения пункта 1 Решения окружного Совета депутатов города Калининграда от 30 ноября 2011 года № 415 «О предоставлении льгот малоимущим гражданам и отдельным категориям граждан по оплате услуг муниципальных бань в 2012 году» (далее - Решение № 415), которым с 1 января по 31 декабря 2012 года установлена льгота в размере 50 процентов от полной оплаты услуг муниципальных бань (кроме саун) малоимущим гражданам и отдельным категориям граждан (согласно приложению № 1), проживающим в жилищном фонде, не обеспеченном горячим водоснабжением.
Заявителем оспаривается положение пункта 1 Решения № 415 в части слов «проживающим в жилищном фонде, не обеспеченном горячим водоснабжением».
Как следует из обращения, 25 июля 2007 года Т.П. Можаевой была установлена бессрочная инвалидность 2-й группы по общему заболеванию. До 2009 года заявитель, являясь инвалидом, пользовалась услугами муниципальной бани на ул. Комсомольской в г. Калининграде, так как пользоваться ванной ей тяжело ввиду ограниченных возможностей состояния здоровья. Имела льготу по оплате оказываемых ей услуг. Начиная с 2009 года и по настоящее время, заявитель лишена этой льготы, поскольку, проживает в квартире, обеспеченной горячим водоснабжением.
В своем обращении заявитель указала, что в марте 2012 года обращалась в администрацию Центрального района города Калининграда, однако в получении льготных талонов на пользование муниципальной баней ей было отказано со ссылкой на оспариваемое положение Решения № 415.
По мнению заявителя, оспариваемое положение Решения № 415 ставит инвалидов в неравное положение в зависимости от наличия или отсутствия горячего водоснабжения в жилом фонде и ограничивает права заявителя на получение мер социальной поддержки инвалидов.
Руководствуясь позицией, изложенной в обращении, заявитель просит Уставный Суд признать пункт 1 Решения № 415 в части слов «проживающим в жилищном фонде, не обеспеченном горячим водоснабжением», не соответствующим пунктам 1, 3, 4 статьи 15 и статье 69 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В ходе судебного заседания представители окружного Совета депутатов города Калининграда и Главы городского округа «Город Калининград» Ю.А. Яковенко, Н.В. Леонтьева поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве окружного Совета депутатов города Калининграда и Главы городского округа «Город Калининград», состоящую в том, что Решение № 415 принято окружным Советом депутатов города Калининграда в рамках предоставленных ему полномочий Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом городского округа «Город Калининград». Пояснили, что данная мера социальной поддержки направлена на обеспечение особо нуждающейся категории граждан возможности удовлетворения минимальных гигиенических потребностей в связи с отсутствием для этого необходимых условий в местах проживания. Ограничение круга лиц на предоставление установленных оспариваемым решением льгот не нарушает прав граждан - инвалидов, имеющих в жилых помещениях горячее водоснабжение. Орган местного самоуправления вправе определить виды таких льгот самостоятельно. В связи с чем считают оспариваемое Решение № 415 принятым в соответствии с действующим законодательством и не противоречащим пунктам 1, 3, 4 статьи 15, статье 69 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Кроме того, указали, что Решение № 415 не является нормативным правовым актом в силу того, что его действие ограничено во времени, рассчитано на определенный круг лиц, текст правового акта не содержит ссылки о вступлении его в законную силу после опубликования. Также отметили, что оспариваемый правовой акт подписан Главой городского круга - председателем окружного Совета депутатов города Калининграда, поскольку в силу положений статьи 36 Устава городского округа «Город Калининград» к полномочиям Главы городского округа при исполнении обязанностей председателя окружного Совета депутатов относится подписание решений окружного Совета депутатов, не являющихся нормативными правовыми актами.
Представитель прокуратуры Калининградской области М.Ю. Авакьян в ходе судебного заседания изложил профессиональное мнение прокуратуры Калининградской области, которое заключается в том, что на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24 ноября 1994 года № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Устава городского округа «Город Калининград», предоставление Решением № 415 льгот по оплате услуг муниципальных бань является правом представительного органа местного самоуправления городского округа «Город Калининград» и не противоречит Уставу (Основному Закону) Калининградской области. По его мнению, Решение № 415 носит нормативный характер, поскольку распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение и принято в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со статьей 70 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.

2. В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области обеспечивается реализация и государственная защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Органы государственной власти Калининградской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области.
В силу положений статьи 56 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление. Местное самоуправление в Калининградской области осуществляется в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными федеральным законом.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия самостоятельно.
Пунктом 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области установлено, что органы местного самоуправления обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, уставным законам Калининградской области, законам Калининградской области и иным нормативным правовым актам Калининградской области.

3. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Федеральным законом, устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ создание условий для обеспечения жителей городского округа социальными услугами, в том числе бытового обслуживания относится к вопросам местного значения городского округа.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (абзац 2 части 5 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно положениям Устава городского округа «Город Калининград» (подпункт 15 пункта 1, пункт 3 статьи 3) создание условий для обеспечения жителей города услугами бытового обслуживания отнесено к вопросам местного значения городского округа «Город Калининград». Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного бюджета (за исключением субвенций, предоставляемых местному бюджету из федерального бюджета и бюджета Калининградской области).
Уставом городского округа «Город Калининград» установлено, что окружной Совет депутатов города Калининграда является представительным органом местного самоуправления городского округа «Город Калининград» и осуществляет полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, законами Калининградской области, настоящим Уставом (пункт 1 статьи 32).
В целях решения вопросов местного значения к полномочиям окружного Совета депутатов относятся в том числе определение порядка и условий предоставления финансовой помощи (подпункт 2.16 пункта 2 статьи 33 Устава городского округа «Город Калининград»), осуществление контроля за использованием местного бюджета (подпункт 2.18 пункта 2 статьи 33 Устава городского округа «Город Калининград»), иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Калининградской области и настоящим Уставом (подпункт 2.30 пункта 2 статьи 33 Устава городского округа «Город Калининград»).
Решение № 415 устанавливает дополнительные меры социальной поддержки малоимущим гражданам и отдельным категориям граждан в виде льготы на оплату услуг муниципальных бань и определяет порядок компенсации из бюджета городского округа «Город Калининград» недополученных доходов муниципальным баням в связи с предоставлением услуг льготным категориям граждан.
Принимая Решение № 415, окружной Совет депутатов реализовал полномочия, предоставленные ему как представительному органу местного самоуправления действующим федеральным законодательством и Уставом городского округа «Город Калининград».
В соответствии с абзацем 3 части 5 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ финансирование дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии финансовой возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, органы местного самоуправления вправе устанавливать льготы для отдельных категорий граждан, однако их характер и размер определяется исходя из уровня реальных экономических возможностей, существующих на данном этапе социально-экономического развития и соответствующих ресурсов бюджета муниципального образования.
В своем обращении заявитель указала, что оспариваемым положением Решения № 415 нарушается социальное равенство - инвалиды поставлены в неравное положение в зависимости от наличия или отсутствия горячего водоснабжения. Между тем, конституционный принцип равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации) допускает введение социальной дифференциации правового регулирования социальной поддержки (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года № 502-О, от 2 февраля 2006 года № 17-О и другие).
Учитывая, что установление льготы на оплату услуг муниципальных бань отдельным категориям граждан как дополнительной меры социальной поддержки за счет средств городского бюджета является правом, а не обязанностью муниципального образования, Уставный Суд приходит к выводу, что само по себе определение оспариваемым положением Решения № 415 условий предоставления льготы (не обеспеченность горячим водоснабжением) не может расцениваться как ограничение или нарушение прав граждан, являющихся инвалидами и проживающих в домах, обеспеченных горячим водоснабжением.

4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).
В систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ).
Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования (часть 13 статьи 35, пункт 2 части 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 28 Устава городского округа «Город Калининград» в систему муниципальных правовых актов города Калининграда входят нормативные и иные правовые акты окружного Совета депутатов города Калининграда. Нормативные правовые акты, принятые окружным Советом депутатов, Глава городского округа «Город Калининград» в пределах своих полномочий подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом городского округа «Город Калининград» (пункт 6 статьи 40, подпункт 2 пункта 2 статьи 44).
Решением № 415 установлены дополнительные меры социальной поддержки - путем установления льгот малоимущим гражданам и отдельным категориям граждан по оплате услуг муниципальных бань в 2012 году. Пунктами 1, 2 Решения № 415 определены условия и категории граждан, которым предоставляется льгота по оплате услуг муниципальных бань. Анализируя содержание Решения № 415, Уставный Суд пришел к выводу, что данное решение является нормативным правовым актом окружного Совета депутатов города Калининграда.
Решение № 415 подписано Главой городского округа - председателем окружного Совета депутатов города Калининграда, опубликовано в газете Гражданин (специальный выпуск) 15 декабря 2011 года № 57.
Согласно пункту 2 статьи 27, подпункту 2 пункта 7 статьи 36 Устава городского округа «Город Калининград» должность Главы городского округа «Город Калининград» является выборной муниципальной должностью. Глава городского округа «Город Калининград» избирается сроком на 5 лет и исполняет обязанности председателя окружного Совета депутатов города Калининграда. Решение № 415 подписано Главой городского округа - председателем окружного Совета депутатов Калининграда в соответствии со статьей 36 Устава города в рамках осуществления полномочий председателя окружного Совета депутатов по подписанию решений окружного Совета депутатов, не являющихся нормативными актами.
На основании изложенного, Уставный Суд приходит к выводу, что подписание Решения № 415 Главой городского округа - председателем окружного Совета депутатов города Калининграда, а не Главой городского округа «Город Калининград», обладающим полномочиями подписания и обнародования нормативных правовых актов окружного Совета депутатов, является нарушением порядка его подписания, предусмотренным пунктом 2 части 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ и пунктом 6 статьи 40, подпунктом 2 пункта 2 статьи 44 Устава городского округа «Город Калининград».
Таким образом, Уставный Суд считает, что Решение № 415 по порядку его подписания не соответствует пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Вместе с тем Уставный Суд принимает во внимание, что утрата Решением № 415 юридической силы с момента провозглашения настоящего Постановления может создать пробел в правовом регулировании предоставления льгот отдельным категориям граждан и непосредственно затронуть права тех лиц, на которых распространяется действие указанного Решения.
С учетом этих обстоятельств и в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 71, пунктом 1 статьи 76 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд считает возможным установить следующие особенности исполнения настоящего Постановления: Решение № 415 во всяком случае утрачивает силу по истечении трех месяцев с момента провозглашения настоящего Постановления.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 76, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Решение окружного Совета депутатов города Калининграда от 30 ноября 2011 года № 415 «О предоставлении льгот малоимущим гражданам и отдельным категориям граждан по оплате услуг муниципальных бань в 2012 году» по порядку его подписания не соответствующим пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

2. Установить срок исполнения настоящего Постановления: Решение окружного Совета депутатов города Калининграда от 30 ноября 2011 года № 415 «О предоставлении льгот малоимущим гражданам и отдельным категориям граждан по оплате услуг муниципальных бань в 2012 году» во всяком случае утрачивает силу по истечении трех месяцев с момента провозглашения настоящего Постановления.

3. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно с момента провозглашения.

4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.


Уставный Суд
Калининградской области
№ 5 - П