236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 апреля 2013 г. № 4-П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области

по делу о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные законодательные акты Калининградской области» в части внесения изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области


город Калининград                                                                               5 апреля 2013 года


Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей В.А. Багалина, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
руководствуясь подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьями 36, 68, 69, 70, 71, 74 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные законодательные акты Калининградской области» в части внесения изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области,
заслушав сообщение судьи Г.В. Корнюшенкова,
исследовав представленные документы и материалы дела,

установил:

1. В Уставный Суд Калининградской области 25 марта 2013 года поступило обращение Калининградской областной Думы о даче заключения по проекту уставного закона «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные законодательные акты Калининградской области» (далее - Проект уставного закона), внесенному в областную Думу в порядке законодательной инициативы группой депутатов областной Думы, о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Представленным Проектом уставного закона предлагается внести изменение в Устав (Основной Закон) Калининградской области (статья 1 Проекта уставного закона) и изменение в Уставный закон Калининградской области от 4 мая 2010 года № 439 «О Калининградской областной Думе» (статья 2 Проекта уставного закона). Статья 3 Проекта уставного закона предусматривает, что данный Уставный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области Уставный Суд Калининградской области дает заключения по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения статьи 1 Проекта уставного закона, которыми предусмотрено внесение изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области и изложение пункта 4 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области в следующей редакции:
«4. Депутат Калининградской областной Думы вправе по своему выбору осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности».

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе регулировать в конституциях (уставах) и законах вопросы о статусе депутата, условиях осуществления им депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, на профессиональной основе в определенный период, без отрыва от основной деятельности). В силу статей 3 (часть 2), 19 (части 1 и 2) и 32 (часть 1) Конституции Российской Федерации такое регулирование должно обеспечивать всем депутатам законодательного (представительного) органа равные возможности по осуществлению депутатских полномочий в полном объеме в течение всего срока полномочий.
Определяя порядок формирования действующей на профессиональной постоянной основе части парламента, законодатель субъекта Российской Федерации призван установить надлежащие правовые основания и процедуры, гарантирующие равноправие депутатов и исключающие принятие по данным вопросам произвольных, субъективных решений.
Установление права депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации исполнять свои обязанности как на постоянной оплачиваемой основе, так и на непостоянной основе без отрыва от основной деятельности означает возможность выбора депутатами формы деятельности в составе данного законодательного органа. Эта возможность является условием выполнения депутатом обязанности по надлежащему осуществлению им депутатских полномочий в полном объеме. В силу конституционных принципов юридического равенства и справедливости каждый депутат обладает равными юридическими возможностями претендовать на осуществление своей деятельности на постоянной профессиональной основе (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2002 года № 2-П, от 29 октября 2010 года № 19-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2002 года № 162-О, от 11 марта 2005 года № 72-О, от 24 мая 2005 года № 249-О).
Таким образом, в уставе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности), что не исключает возможности конкретизации данных условий или установления дополнительных в законе субъекта Российской Федерации.
Предлагаемая к принятию статьей 1 Проекта уставного закона норма определяет общее условие осуществления депутатом Калининградской областной Думы депутатской деятельности, предусматривая, что такая деятельность может осуществляться на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности по выбору самого депутата Калининградской областной Думы.
Предлагаемой к принятию норме корреспондируют и действующие положения пунктов 3 и 5 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которым статус депутата Калининградской областной Думы, гарантии депутатской деятельности регулируются федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Калининградской области и законами Калининградской области; условия осуществления депутатом Калининградской областной Думы депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе устанавливаются законом Калининградской области.
При сравнительно-правовом анализе усматривается, что предлагаемое изменение в Устав (Основной Закон) Калининградской области по своему содержанию не входит в противоречие с иными действующими положениями Устава (Основного Закона) Калининградской области.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьями 36, 68, 69, 70, 71, 74 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

П О С Т А Н О В И Л:

1. Дать заключение об отсутствии противоречия предлагаемого к принятию проекта уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные законодательные акты Калининградской области» в части внесения изменения в пункт 4 статьи 18 Устава (Основного Закона) Калининградской области иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.

2. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 


Уставный Суд
Калининградской области
№ 4 - П