236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 июня 2012 г. № 3 - П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области

 

по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области»


город Калининград                                                                                 21 июня 2012 года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Ю.А. Кузяева,
с участием сторон:
- заявителя - гражданина И.Л. Овчинникова,
- представителя Калининградской областной Думы как органа, принявшего правовой акт, подлежащий проверке, - А.В. Петрак,
- представителя Губернатора Калининградской области как должностного лица, подписавшего правовой акт, подлежащий проверке, - Е.А. Сухорученко,
руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области».
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина И.Л. Овчинникова в форме запроса. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем нормы.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Т.А. Карпенко, объяснения заявителя И.Л. Овчинникова, представителей сторон А.В. Петрак, Е.А. Сухорученко, мнение приглашенного в судебное заседание представителя прокуратуры Калининградской области А.А. Стариковой, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

 

УСТАНОВИЛ:

1. Гражданин Овчинников Игорь Леонидович в обращении в Уставный Суд оспаривает соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (далее - Закон № 473).
Указанными нормами Закона № 473 установлено, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, а также ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы право на получение мер социальной поддержки в соответствии с пунктом 1 данной статьи предоставляется при достижении возраста, указанного в статье 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как следует из обращения и представленных документов, гражданин И.Л. Овчинников с 15 апреля 1998 года имеет категорию «Ветеран военной службы» (удостоверение серии Е № 906744), является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году. В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 30 ноября 2007 года (с 55 лет) заявителю была назначена страховая часть трудовой пенсии по старости.
Заявитель указывает, что в декабре 2008 года Департамент методологии и организации социальной поддержки населения Министерства социальной политики и труда Калининградской области и в апреле 2009 года Министерство социальной политики и труда Калининградской области, ссылаясь на статью 4 Закона № 473, отказали ему в назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) как ветерану военной службы. При этом разъяснили, что реализовать свое право на получение ЕДВ И.Л. Овчинников, как ветеран военной службы, сможет по достижении возраста, указанного в статье 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно 60 лет, и при условии отказа от получения ЕДВ, предусмотренной статьей 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Заявитель считает, что законодателем в оспариваемых им положениях Закона № 473 нарушено равенство перед законом ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы по отношению к ветеранам труда, созданы неравные возможности для разных категорий ветеранов. Согласно пункту 1 статьи 4 указанного Закона ветеранам труда ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) предоставляется после установления пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако данный Федеральный закон в соответствии со статьями 7, 27, 28 предусматривает разный возраст выхода на пенсию. А ветеран военной службы и ветеран государственной службы согласно оспариваемым положениям Закона № 473 получают право на ЕДВ только при достижении возраста, указанного в статье 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Заявитель поясняет, что согласно статье 30 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, принимавшим в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на пять лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
По мнению заявителя, до 31 декабря 2004 года в пунктах 2, 4 статьи 22, пункте 2 статьи 23 Федерального закона «О ветеранах» было равенство перед законом ветеранов труда и ветеранов военной службы. В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ статья 23 утратила силу, а новая редакция статьи 22 все категории ветеранов приравняла к ветеранам труда.
Заявитель считает, что при принятии обжалуемых норм Закона № 473 нарушены положения пункта 2 статьи 4, пункта 2 статьи 19, пункта 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, а также положения указанных федеральных законов и просит Уставный Суд признать пункт 2 статьи 4 Закона № 473 не соответствующими пункту 1 статьи 2, подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3, 4 статьи 15, статьям 69 и 71 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В ходе судебного заседания заявитель И.Л. Овчинников подтвердил правовую позицию и требования, изложенные в обращении. При этом дополнил свою позицию ссылкой на Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которым предусмотрена пенсия по старости. Полагает, что в Законе № 473 не учтены граждане, имеющие право на пенсию по старости в соответствии с указанным Федеральным законом ранее возраста, установленного в статье 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Представитель Калининградской областной Думы А.В. Петрак в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве областной Думы, заключающуюся в том, что оспариваемые заявителем положения приняты в соответствии с предписаниями федерального законодательства, не противоречат его действующим нормам, свидетельствуют о сохранении установленного до 1 января 2005 года такого условия предоставления мер социальной поддержки ветеранов военной службы как достижение ими возраста, дающего право на пенсию по старости согласно нормам пенсионного законодательства, и, соответственно, не содержат противоречий Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Представитель Губернатора Калининградский области Е.А. Сухорученко также поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве, согласно которой Закон № 473 был принят в порядке реализации полномочия субъекта Российской Федерации по установлению мер социальной поддержки ветеранов, в котором было сохранено действие нормы, содержащейся в пункте 2 статьи 23 Федерального закона «О ветеранах» о предоставлении права на льготы, установленные для ветеранов труда, ветеранам военной службы по достижении этими гражданами возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации. Также пояснила, что ветераны труда и граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, по-прежнему обладают правом на получение мер социальной поддержки с момента достижения того же возраста, определенного, как и ранее, в соответствии со статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года). Таким образом, считает, что пункт 2 статьи 4 Закона № 473 не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, пункту 1 статьи 2, пунктам 1, 3 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3, 4 статьи 15, статьям 69 и 71 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Представитель прокуратуры Калининградской области А.А. Старикова отметила, что в Уставный Суд было направлено письменное мнение на обращение гражданина И.Л. Овчинникова с указанием того, что ранее проводилась проверка пункта 2 статьи 4 Закона № 473 на соответствие федеральному законодательству. По результатам проверки в Калининградскую областную Думу был принесен протест. Указанный протест рассмотрен и отклонен. Пояснила, что согласившись с позицией Калининградской областной Думы, прокуратура не находит оснований для удовлетворения требований гражданина И.Л. Овчинникова.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает постановление по делу и дает заключение только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения пункта 2 статьи 4 Закона № 473 устанавливающие, что ветеранам военной службы право на получение мер социальной поддержки в соответствии с пунктом 1 данной статьи предоставляется при достижении возраста, указанного в статье 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Исходя из статуса заявителя И.Л. Овчинникова, являющегося ветераном военной службы, участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году, и предмета рассмотрения по настоящему делу Уставный Суд считает необоснованным мнение представителя Губернатора Калининградской области Е.А. Сухороченко по применению в данном деле правовой позиции Уставного Суда, выраженной в Определении от 11 сентября 2007 года № 21-0 по обращению гражданина Е.М Егоркина, являющегося ветераном труда, который оспаривал положения пункта 2 статьи 4 Закона № 473 в редакции от 15 ноября 2006 года, утратившей силу на данный момент.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Устава (Основного Закона) Калининградской области законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Калининградской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области.
Как следует из положений пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области, деятельность органов государственной власти Калининградской области осуществляется в соответствии с принципами приоритета прав и свобод человека и гражданина, верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, их должностных лиц (пункт 3); органы государственной власти Калининградской области в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области (пункт 4).
Статьей 69 Устава (Основного Закона) Калининградской области установлено, что в Калининградской области создаются условия для достойной жизни людей, развития социальной сферы, повышения уровня и качества жизни человека, оказания мер поддержки социально незащищенным категориям населения.
Согласно статье 71 Устава (Основного Закона) Калининградской области органы государственной власти Калининградской области в пределах своих полномочий обеспечивают предоставление мер социальной поддержки, социального обслуживания и социального обеспечения населения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Калининградской области.

3. Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72, части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
Согласно пункту 2 статьи 10 и статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, принятие закона, содержащего нормы, устанавливающие условия предоставления права на получение мер социальной поддержки указанной категории ветеранов, входит в компетенцию Калининградской областной Думы.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, в том числе имеющих трудовые заслуги перед обществом и государством, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав, в том числе права на социальное обеспечение, недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной защиты. Обязанность законодателя соблюдать названные принципы неоднократно подтверждалась Конституционным Судом Российской Федерации (определения от 8 февраля 2007 года № 321-О-П, от 1 марта 2007 года № 129-О-П и от 17 июля 2007 года № 624-О-П).

4. Вопросы социальной защиты ветеранов в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Данный Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Как указывается в его статье 1, категории ветеранов установлены с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда. К числу категорий ветеранов отнесены в том числе ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
До 1 января 2005 года меры социальной защиты ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и условия их предоставления были определены в статьях 22 и 23 указанного Федерального закона и действовали в редакции Федерального закона от 8 августа 2001 года № 124-ФЗ.
Статьей 23 в указанной редакции предусматривалось, что меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы устанавливаются законодательством (пункт 1), указанные ветераны по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», приобретают также право на льготы, установленные для ветеранов труда (пункт 2).
Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» признан утратившим силу Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.
С 1 января 2002 года основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулируются Федеральными законами от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) и от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ). В соответствии с данными законами предусмотрена пенсия по старости.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона № 173-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом определенным категориям граждан, указанным в статьях 27 и 28 данного Федерального закона, сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного его статьей 7 данного Федерального закона.
Федеральный закон № 166-ФЗ устанавливает категории граждан, виды пенсий, порядок назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Согласно положениям данного Федерального закона, действующим на 1 января 2005 года и продолжающим действовать в настоящее время, пенсия по старости назначается и выплачивается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, к числу которых отнесены граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф (статья 2; подпункт 5 пункта 1 статьи 4; подпункт 2 пункта 1 статьи 5). Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей определены в статье 10.
Согласно пункту 2 указанной статьи 10 пенсия по старости назначается:
1) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, и гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения (подпункты 1, 4 пункта 1 статьи 10) по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет;
2) гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет.
Гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, а также гражданам, указанным в подпунктах 5-10 пункта 1 статьи 10 пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ № 1244-1).
Закон РФ № 1244-1 в редакции, действовавшей на 1 января 2005 года и действующей в настоящее время, предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Статьей 28.1, действие которой распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года, установлено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона № 173-ФЗ в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом № 166-ФЗ при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Таким образом, из приведенных положений федерального законодательства, действующего на момент вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ (1 января 2005 года), следует, что пенсия по старости устанавливалась в соответствии с Федеральными законами № 173-ФЗ и № 166-ФЗ, которыми также устанавливался возраст, дающий право на пенсию по старости. В отношении граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, к числу которых относится И.Л. Овчинников, указанные вопросы также регулировались Законом РФ № 1244-1.

5. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) статья 22 Федерального закона «О ветеранах», определяющая меры социальной защиты ветеранов труда, была изложена в новой редакции, статья 23, определяющая меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы, утратила силу.
Статья 22 в редакции Федерального закона № 122-ФЗ, действующая в настоящее время, устанавливает, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Передавая полномочия по осуществлению социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, Федеральный закон № 122-ФЗ предусмотрел дополнительные гарантии, обеспечивающие сохранение сложившегося уровня социальной защиты.
Согласно статье 153 Федерального закона № 122-ФЗ при определении мер социальной поддержки на уровне субъекта Российской Федерации должно быть соблюдено условие о том, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Как следует из преамбулы указанного федерального закона, субъекты Российской Федерации при переходе к новой системе социальной защиты не могут действовать произвольно, а должны реализовать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.
В порядке реализации полномочия субъекта Российской Федерации по установлению мер социальной поддержки ветеранов труда был принят Закон № 473.
В первоначальной редакции Закона № 473 пунктом 3 статьи 4 было установлено, что лица, которым на основании статей 5, 6 Федерального закона «О ветеранах» присвоено соответственно звание «Ветеран военной службы», «Ветеран государственной службы», по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», приобретают право на меры социальной поддержки, установленные пунктом 1 данной статьи для ветеранов труда.
За период его действия в Закон № 473 неоднократно вносились изменения и дополнения. В настоящее время Закон № 473 действует в редакции Закона Калининградской области от 15 февраля 2012 года № 83. Оспариваемая статья 4 действует в редакции Закона Калининградской области от 30 декабря 2010 года № 543.
Пунктом 2 статьи 4 Закона № 473 в действующей редакции установлено, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 1 указанной статьи, а также ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы право на получение мер социальной поддержки в соответствии с пунктом 1 данной статьи предоставляется при достижении возраста, указанного в статье 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При такой формулировке условием предоставления мер социальной поддержки ветеранам военной службы в соответствии с оспариваемым положением Закона № 473 является достижение конкретного возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет.
Вместе с тем, как следует из положений пункта 2 статьи 23 Федерального закона «О ветеранах», в редакции, действовавшей на момент передачи субъектам Российской Федерации полномочия по осуществлению социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, условием предоставления мер социальной зашиты ветеранам военной службы являлось достижение возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно положениям пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 166-ФЗ в их взаимосвязи с положениями Закона РФ № 1244-1 для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, к числу которых отнесены граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлен иной (менее установленного статьей 7 Федерального закона № 173-ФЗ) возраст, дающий право на пенсию по старости.
Сравнивая условия предоставления мер социальной поддержки ветеранов военной службы, установленных в статье 23 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действовавшей на 1 января 2005 года, на момент передачи субъектам Российской Федерации полномочия по осуществлению социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, с оспариваемым положением пункта 2 статьи 4 Закона № 473, Уставный Суд приходит к выводу, что законодатель Калининградской области произвольно изменил эти условия, допустив их ухудшение, что противоречит положениям статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ.
В результате установленное правовое регулирование не обеспечивает ветеранам военной службы, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, к числу которых отнесены граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, реализацию права на меры социальной поддержки по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с действующим федеральным законодательством ранее возраста, указанного в статье 7 Федерального закона № 173-ФЗ, и снижает уровень их социальной защиты.
Такое правовое регулирование не соответствует цели данных правоотношений, определенной в преамбуле Федерального закона «О ветеранах», - установление правовых гарантий социальной защиты ветеранов в целях создания условий, обеспечивающих ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
При принятии оспариваемых норм нарушены принципы справедливости, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав, недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной защиты, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Обязанность законодателя соблюдать названные принципы неоднократно подтверждалась Конституционным Судом Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые заявителем нормы пункта 2 статьи 4 Закона № 473 противоречат положениям статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ и не соответствует пункту 1 статьи 7, пунктам 3, 4 статьи 15, положениям статей 69 и 71 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Принимая решение по данному делу, Уставный Суд не может не учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда и лиц, приравненных к ним, установленные Законом № 473, являются расходными обязательствами бюджета Калининградской области.
При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 1 статьи 76 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд считает возможным установить, что пункт 2 статьи 4 Закона № 473 в той мере, в какой он признан Уставным Судом не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области утрачивает силу не позднее 1 января 2013 года.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, пунктом 1 статьи 76, статьями 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать пункт 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» в той мере, в какой им не обеспечивается реализация права ветеранов военной службы, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, к числу которых отнесены граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с действующим федеральным законодательством, ранее возраста, указанного в статье 7 Федерального закона № 173-ФЗ, не соответствующим пункту 1 статьи 7, пунктам 3, 4 статьи 15, положениям статей 69 и 71 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Указанный пункт должен быть приведен в соответствие с Уставом (Основным Законом) Калининградской области и, во всяком случае, утрачивает силу не позднее 1 января 2013 года.

2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.

3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

Уставный Суд
Калининградской области

 

№ 3 - П