236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 июня 2012 г. № 2 - П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области

по делу о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные законодательные акты Калининградской области» в части внесения изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области

город Калининград                                                                                   7 июня 2012 года

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
руководствуясь подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьями 36, 68, 69, 70, 71, 74 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные законодательные акты Калининградской области» в части внесения изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области,
заслушав сообщение судьи А.В. Куликова,
исследовав представленные документы и материалы дела,

установил:

1. В Уставный Суд Калининградской области 24 мая 2012 года поступило обращение Губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные законодательные акты Калининградской области» (далее - Проект уставного закона) о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области. Данный Проект уставного закона внесен Губернатором Калининградской области в Калининградскую областную Думу в порядке законодательной инициативы 28 мая 2012 года. Проектом уставного закона предлагается внести изменения:
- в Устав (Основной Закон) Калининградской области (статья 1);
- в Уставный закон Калининградской области от 04 мая 2010 года № 439 «О Калининградской областной Думе» (статья 2);
- в Уставный закон Калининградской области от 12 октября 2011 года № 42 «О Правительстве Калининградской области» (статья 3);
- в Закон Калининградской области от 29 сентября 2005 года № 651 «О Губернаторе Калининградской области» (статья 4).
В соответствии с пунктом 7 статьи 44, подпунктом 5 пункта 3 статьи 52, пунктом 3 статьи 82 Устава (Основного Закона) Калининградской области Уставный Суд дает заключения только по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда в настоящем деле является статья 1 Проекта уставного закона о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Устава (Основного Закона) Калининградской области Устав (Основной Закон) Калининградской области, уставные законы Калининградской области, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Калининградской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области.
Согласно его преамбуле Устав (Основной Закон) Калининградской области, исходя из положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, устанавливает систему органов государственной власти Калининградской области. В систему органов государственной власти Калининградской области входит высшее должностное лицо Калининградской области - Губернатор Калининградской области (пункт 2 статьи 6 Устава (Основного Закона) Калининградской области).
На основании изложенного Устав (Основной Закон) Калининградской области может содержать нормы, регулирующие порядок формирования органов государственной власти Калининградской области, в том числе порядок получения гражданином Российской Федерации полномочий высшего должностного лица Калининградской области - Губернатора Калининградской области.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и тех, которые касаются статуса и основ порядка формирования этих органов, Конституция Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «н» части 1). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

3. 1 июня 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 2 мая 2012 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан» (далее - Федеральный закон № 40-ФЗ). Федеральный законодатель, реализуя свое право устанавливать общие принципы организации исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрел нормативно-правовую основу порядка получения гражданином Российской Федерации полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) путем избрания его гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 184-ФЗ (в редакции Федерального закона № 40-ФЗ), статьей 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан» (в редакции Федерального закона № 40-ФЗ) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона № 40-ФЗ приведение конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 40-ФЗ) и Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан» (в редакции Федерального закона № 40-ФЗ) должно быть осуществлено до 1 июля 2012 года.
Как следует из положений статей 28, 29 Устава (Основного Закона) Калининградской области (в действующей редакции) высшим должностным лицом Калининградской области является Губернатор Калининградской области. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Губернатора Калининградской области по представлению Президента Российской Федерации Калининградской областной Думой в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и настоящим Уставом (Основным Законом) Калининградской области. Наделение гражданина Российской Федерации полномочиями Губернатора производится на пятилетний срок. На Губернатора распространяются ограничения, устанавливаемые федеральным законодательством и законодательством Калининградской области в связи с осуществлением своих полномочий в соответствии с федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области.
Статья 1 Проекта уставного закона вносит ряд изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области.
Рассматриваемым законопроектом в соответствии с федеральным законодательством одной из основных форм непосредственного участия граждан Российской Федерации в управлении делами Калининградской области и в решении вопросов местного значения установлены выборы Губернатора Калининградской области. Губернатор Калининградской области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Калининградской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (пункты 1, 2, 5 статьи 1 Проекта уставного закона).
Вследствие этого изменяются и иные положения действующих норм Устава (Основного Закона) Калининградской области (пункты 3, 7, 8, 9, 10 статьи 1 Проекта уставного закона).

4. 3 декабря 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», который был принят в целях реализации требований пункта 6 статьи 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» об унификации прав и обязанностей, ограничений и запретов, установленных для государственных (муниципальных) служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации. Данным Федеральным законом в том числе вносятся изменения в статью 18 Федерального закона № 184-ФЗ, в соответствии с которыми на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) налагаются ограничения, установленные для членов Правительства Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.
В целях совершенствования государственного управления в области противодействия коррупции Проектом уставного закона уточняются положения Устава (Основного Закона) Калининградской области, определяющие ограничения прав Губернатора Калининградской области (пункт 4 статьи 1 Проекта уставного закона).

5. Уставным Судом в результате сравнительно - правового анализа установлено, что представленные изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области направлены на исполнение предписаний, установленных Федеральным законом № 40 -ФЗ, и приведение отдельных положений Устава (Основного Закона) Калининградской области в соответствие с действующим федеральным законодательством. Вносимые изменения воспроизводят измененные нормы Федеральных законов № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласовываются с иными положениями Устава (Основного Закона) Калининградской области. Вносимые представленным законопроектом изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области не входят в противоречие с иными действующими положениями Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Таким образом, Уставный Суд приходит к заключению об отсутствии противоречия предлагаемых статьей 1 Проекта уставного закона изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьями 36, 68, 69, 70, 71, 74 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

постановил:

1. Дать заключение об отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм статьи 1 проекта уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные законодательные акты Калининградской области» иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.

2. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

Уставный Суд
Калининградской области
№ 2 - П