236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 января 2013 г. № 1-П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области

по делу о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области»

город Калининград                                                                            15 января 2013 года


Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей В.А. Багалина, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
руководствуясь подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьями 36, 68, 69, 70, 71, 74 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области»,
заслушав сообщение судьи Г.В. Корнюшенкова,
исследовав представленные документы и материалы дела,

установил:

1. В Уставный Суд Калининградской области 7 декабря 2012 года поступило обращение Калининградской областной Думы о даче заключения по проекту уставного закона «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области» (далее - Проект уставного закона), внесенному в областную Думу в порядке законодательной инициативы группой депутатов областной Думы, о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Статьей 1 представленного Проекта уставного закона предлагается внести ряд изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области: в подпункт 1 пункта 1 статьи 21, статью 22, подпункт 3 пункта 2 статьи 30, пункт 6 статьи 44, пункт 2 статьи 82. Статья 2 Проекта уставного закона предусматривает, что данный Уставный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области Уставный Суд Калининградской области дает заключения по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Рассматривая предлагаемые к принятию нормы, Уставный Суд исходит из положений пункта 1 статьи 2, пункта 1 статьи 8 Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которым Устав (Основной Закон) Калининградской области не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области, полномочия, осуществляемые органами государственной власти Калининградской области по предметам совместного ведения, определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Предлагаемые Проектом уставного закона к принятию нормы касаются вопросов наделения правом и осуществления права законодательной инициативы, в том числе вопросов внесения предложений по поправкам и пересмотру положений Устава (Основного Закона) Калининградской области, полномочий Калининградской областной Думы и Губернатора Калининградской области по формированию Правительства Калининградской области.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).
На основании изложенного Уставный Суд в настоящем деле рассматривает предлагаемые к принятию статьей 1 Проекта уставного закона нормы, с точки зрения наличия или отсутствия противоречия их иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области, одновременно исходя из положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, места Устава (Основного Закона) Калининградской области в системе правовых актов Российской Федерации, а также принципов осуществления деятельности органов государственной власти Калининградской области, закрепленных в Уставе (Основном Законе) Калининградской области.

2. Статья 1 Проекта уставного закона предусматривает внесение изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области в редакции перечисленных в ней законов Калининградской области и уставных законов Калининградской области, последним из которых указан Уставный закон Калининградской области от 12 октября 2011 года № 37.
Вместе с тем, после принятия указанного Уставного закона в Устав (Основной Закон) Калининградской области дважды вносились изменения: Уставным законом Калининградской области от 29 июня 2012 года № 125 «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные законодательные акты Калининградской области» и Уставным законом Калининградской области от 22 ноября 2012 года № 155 «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные законодательные акты Калининградской области».
Внесенные указанными законодательными актами изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области в настоящее время являются его неотъемлемой частью. Согласно пунктам 2 и 3 его статьи 1, Устав (Основной Закон) Калининградской области обладает прямым действием на территории Калининградской области, подлежит обязательному исполнению и государственной защите.
На основании изложенного положения статьи 1 Проекта уставного закона в части указания перечня законов Калининградской области и уставных законов Калининградской области, в редакции которых действует Устав (Основной Закон) Калининградской области, как не предусматривающие указания на Уставные законы Калининградской области от 29 июня 2012 года № 125 и от 22 ноября 2012 года № 155, противоречат пунктам 2 и 3 статьи 1 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

3. Пункт 1 статьи 1 Проекта уставного закона предусматривает внесение изменений в подпункт 1 пункта 1 статьи 21 Устава (Основного Закона) Калининградской области, наделяя правом законодательной инициативы в Калининградской областной Думе контрольно-счетную палату и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) уставом субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации может быть предоставлено иным, помимо перечисленных в данном пункте, органам.
Таким образом, федеральное законодательство предоставляет субъектам Российской Федерации возможность расширять перечень субъектов права законодательной инициативы, однако, при решении вопроса о предоставлении такого права тому или иному органу должна учитываться их правовая природа и характер осуществления государственно-властных полномочий.
Право законодательной инициативы по своей юридической природе является полномочием государственного органа (правом осуществлять государственно - властные действия), поскольку реализация указанного права порождает ряд юридически значимых последствий, например, влечет обязанность законодательного органа рассмотреть законопроект и принять по итогам его рассмотрения соответствующее решение.
Такое право должно быть закреплено в полномочиях соответствующего органа, установленных правовым актом, принятым в соответствии с действующим законодательством.
В силу изложенного субъекты Российской Федерации вправе наделять правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации только те государственные органы, чьи полномочия они вправе устанавливать.
3.1. Согласно статье 26 Устава (Основного Закона) Калининградской области для осуществления контроля за исполнением областного бюджета Калининградская областная Дума образует контрольно-счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются законом Калининградской области.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Калининградской области от 31 марта 2010 года № 422 «О контрольно-счетной палате Калининградской области» предусмотрено, что контрольно-счетная палата Калининградской области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля и контроля за управлением и распоряжением государственной собственностью Калининградской области.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ) правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом № 184-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основные полномочия контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации определены частью 1 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ. Согласно подпункту 12 части 1 статьи 9 указанного Федерального закона контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного Уставный Суд приходит к выводу, что в Уставе (Основном Законе) Калининградской области может быть, при необходимости, закреплено право законодательной инициативы контрольно-счетной палаты Калининградской области для реализации ее полномочий в сфере внешнего государственного финансового контроля.
Вместе с тем Уставный Суд обращает внимание на то, что правовая конструкция пункта 1 статьи 21 Устава (Основного Закона) Калининградской области предусматривает разделение указанных в нем субъектов права законодательной инициативы на три категории.
В первую (подпункт 1 пункта 1 статьи 21 Устава (Основного Закона) Калининградской области) включены субъекты, которые вправе вносить на рассмотрение Калининградской областной Думы законопроекты по любым вопросам, входящим в полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти Калининградской области.
Во вторую категорию (подпункт 2 пункта 1 статьи 21 Устава (Основного Закона) Калининградской области) включены органы и должностные лица, которые, исходя из их полномочий, наделены правом законодательной инициативы в Калининградской областной Думе только по вопросам их ведения (Уставный Суд Калининградской области, Избирательная комиссия Калининградской области, Уполномоченный по правам человека в Калининградской области).
Третья категория (подпункт 3 пункта 1 статьи 21 Устава (Основного Закона) Калининградской области) - это граждане Российской Федерации, проживающие на территории Калининградской области и реализующие право гражданской законодательной инициативы в порядке, установленном законом Калининградской области.
Исходя из правового статуса контрольно-счетной палаты Калининградской области, определенного Федеральным законом № 6-ФЗ, Уставом (Основным Законом) Калининградской области и Законом Калининградской области «О контрольно-счетной палате Калининградской области», осуществление ею права законодательной инициативы в Калининградской областной Думе возможно только по вопросам внешнего государственного финансового контроля и контроля за управлением и распоряжением государственной собственностью Калининградской области, то есть по вопросам ее ведения, с отнесением к категории субъектов законодательной инициативы, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 21 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Таким образом, предлагаемая Проектом уставного закона к принятию норма о включении контрольно-счетной палаты Калининградской области в перечень субъектов законодательной инициативы, установленный подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 Устава (Основного Закона) Калининградской области, по мнению Уставного Суда, противоречит пункту 1 статьи 2, пункту 1 статьи 8, пункту 1 статьи 21, статье 26 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
3.2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) правовое положение территориального фонда обязательного медицинского страхования определяется федеральным законом о государственных социальных фондах, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Часть 6 статьи 34 Федерального закона № 326-ФЗ предусматривает, что территориальный фонд в своей деятельности подотчетен высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования. Положение о территориальном фонде утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного полномочия территориального фонда обязательного медицинского страхования определяются не Уставом (Основным Законом) Калининградской области и законами Калининградской области, а федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти Калининградской области, которым в соответствии пунктом 2 статьи 6, пунктом 1 статьи 34 Устава (Основного Закона) Калининградской области является Правительство Калининградской области.
Таким образом, предлагаемая Проектом уставного закона к принятию норма о включении территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области в перечень субъектов законодательной инициативы, установленный подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 Устава (Основного Закона) Калининградской области, по мнению Уставного Суда, противоречит положениям пункта 1 статьи 2 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

4. Пункт 2 статьи 1 Проекта уставного закона предусматривает дополнение статьи 22 Устава (Основного Закона) Калининградской области абзацем третьим, предусматривающим, что Калининградская областная Дума согласовывает предложенные Губернатором Калининградской области кандидатуры для назначения на должности председателя Правительства и его заместителей, министров финансов, здравоохранения, образования и социальной политики.
Пункт 3 статьи 1 Проекта уставного закона предусматривает изложение подпункта 3 пункта 2 статьи 30 Устава (Основного Закона) Калининградской области в новой редакции, согласно которой Губернатор Калининградской области формирует Правительство Калининградской области в соответствии с законодательством Калининградской области, согласовывает с Калининградской областной Думой кандидатуры для назначения на должности Председателя Правительства и его заместителей, министров финансов, здравоохранения, образования, социальной политики и принимает решение об отставке Правительства.
Таким образом, предлагаемые к принятию Проектом уставного закона нормы предусматривают участие Калининградской областной Думы в формировании Правительства Калининградской области путем согласования назначения на должности ряда должностных лиц.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 6 Устава (Основного Закона) Калининградской области государственную власть в Калининградской области осуществляют органы государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Подпунктами 3 и 5 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области, в качестве принципов осуществления деятельности органов государственной власти Калининградской области, закреплено верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона № 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, при решении вопроса о включении соответствующих норм в Устав (Основной Закон) Калининградской области необходимо учитывать правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 18 января 1996 года № 2-П, от 1 февраля 1996 года № 3-П, от 10 декабря 1997 года № 19-П, от 7 июня 2000 года № 10-П, в силу которой в конституции (уставе) субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены положения об участии законодательного (представительного) органа в назначении на должности заместителей высшего должностного лица исполнительной власти и отдельных руководителей органов исполнительной власти, однако при условии, что конституционное (уставное) регулирование в целом создает систему сдержек и противовесов и при этом обеспечивается баланс законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из изложенного, Уставом (Основным Законом) Калининградской области может быть определено, назначение каких именно членов Правительства Калининградской области осуществляется по согласованию с Калининградской областной Думой. Однако при этом не должен нарушаться баланс законодательной и исполнительной власти, и, следовательно, такой перечень может включать лишь отдельных должностных лиц Правительства Калининградской области.
В данном случае, прежде всего, необходимо учитывать, что Губернатор Калининградской области является высшим должностным лицом, которое согласно пункту 2 статьи 29 Устава (Основного Закона) Калининградской области (в редакции Уставного закона Калининградской области от 29 июня 2012 года № 125) получает свои полномочия не от законодательного органа, а непосредственно от народа - избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Калининградской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Предлагаемые Проектом уставного закона к принятию нормы, предусматривают необходимость получения согласия Калининградской областной Думы на назначение помимо председателя Правительства Калининградской области, что уже предусмотрено действующей редакцией Устава (Основного Закона) Калининградской области (пункт 2 статьи 36), всех без исключения его заместителей, а также четырех министров, то есть создают возможность для лишения Губернатора Калининградской области права назначать кого-либо из указанных должностных лиц самостоятельно, что, по мнению Уставного Суда, является чрезмерным вмешательством законодательного (представительного) органа государственной власти области в прерогативы всенародно избранного высшего должностного лица области. Тем самым, по существу, нарушается баланс законодательной и исполнительной власти. При этом не учитывается, что именно на Губернатора Калининградской области, который получает власть непосредственно от народа путем свободных выборов, возлагается ответственность за деятельность органов исполнительной власти Калининградской области.
В частности, согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 30 Устава (Основного Закона) Калининградской области Губернатор обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Калининградской области с иными органами государственной власти Калининградской области, организовывает взаимодействие органов исполнительной власти Калининградской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Подпункт 3-1 пункта 2 статьи 30 Устава (Основного Закона) Калининградской области возлагает на Губернатора Калининградской области обязанность обращаться к Калининградской областной Думе с ежегодным посланием об основных направлениях своей деятельности и деятельности Правительства Калининградской области, представлять в Калининградскую областную Думу ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Калининградской области, в том числе по вопросам, поставленным Калининградской областной Думой.
Кроме того, предлагаемые Проектом уставного закона к принятию нормы не соотносятся с подпунктом 12 пункта 2 статьи 30 Устава (Основного Закона) Калининградской области, предусматривающим в качестве полномочия Губернатора Калининградской области назначение и освобождение от должности членов Правительства Калининградской области без согласования с Калининградской областной Думой.
Таким образом, по мнению Уставного Суда, предлагаемые пунктами 2 и 3 статьи 1 Проекта уставного закона к принятию нормы о получении согласия Калининградской областной Думы на назначение, помимо председателя Правительства Калининградской области, всех без исключения его заместителей, а также четырех министров противоречат пункту 1 статьи 2, пункту 1 статьи 6, подпункту 5 пункта 1 статьи 7, подпункту 12 пункта 2 статьи 30 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Также необходимо учитывать, что согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона № 184-ФЗ, пункту 2 статьи 6, подпунктом 13 пункта 2 статьи 30, пунктом 1 статьи 41 Устава (Основного Закона) Калининградской области структура исполнительных органов государственной власти Калининградской области определяется Губернатором Калининградской области по согласованию с Калининградской областной Думой. Исходя из данной структуры и определенных ею наименований органов исполнительной власти определяются наименования должностей руководителей органов исполнительной власти (министров, руководителей служб и агентств Калининградской области), которые могут меняться при внесении в структуру исполнительных органов государственной власти Калининградской области изменений и (или) дополнений.
В этой связи в Уставе (Основном Законе) Калининградской области могут быть указаны руководители органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, а не конкретные министры (финансов, здравоохранения, образования, социальной политики), как это предусмотрено Проектом уставного закона.
На основании изложенного Уставный Суд приходит к выводу о том, что положения пунктов 2 и 3 статьи 1 Проекта уставного закона противоречат пункту 1 статьи 2, пунктам 1 и 2 статьи 6, подпунктам 3 и 5 пункта 1 статьи 7, подпунктам 12 и 13 пункта 2 статьи 30, пункту 1 статьи 41 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

5. Пункты 4 и 5 статьи 1 Проекта уставного закона предусматривают внесение изменений соответственно в пункт 6 статьи 44 и пункт 2 статьи 82 Устава (Основного Закона) Калининградской области и изложение их в новых редакциях, согласно которым предложения о поправках и пересмотре уставных законов Калининградской области, предложения о поправках и пересмотре положений Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградскую областную Думу могут вносить, помимо ранее указанных в данных пунктах субъектов, - Председатель Калининградской областной Думы, фракция в составе Калининградской областной Думы. Также предусматривается, что указанные предложения вправе вносить не менее одной четверти от установленного числа депутатов Калининградской областной Думы (в действующей редакции Устава (Основного Закона) Калининградской области - не менее одной трети от установленного числа депутатов Калининградской областной Думы). Кроме того, пункт 5 статьи 1 Проекта уставного закона наделяет Уставный Суд Калининградской области и Уполномоченного по правам человека в Калининградской области по вопросам их ведения правом вносить в Калининградскую областную Думу предложения о поправках и пересмотре положений Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Согласно пункту 1 статьи 44 Устава (Основного Закона) Калининградской области уставный закон Калининградской области - правовой акт нормативного характера, принятый Калининградской областной Думой в соответствии с установленной процедурой. Уставные законы Калининградской области принимаются по вопросам, предусмотренным Уставом (Основным Законом) Калининградской области.
Порядок принятия уставных законов Калининградской области, внесения в них изменений, определяется федеральным законодательством, пунктами 3-9 статьи 44 Устава (Основного Закона) Калининградской области, законами Калининградской области и Регламентом Калининградской областной Думы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Устава (Основного Закона) Калининградской области изменение положений Устава (Основного Закона) Калининградской области осуществляется уставным законом Калининградской области.
Исходя из положений пункта 1 статьи 3 Закона Калининградской области от 11 мая 2011 года № 3 «О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области», внесение соответствующими субъектами в Калининградскую областную Думу проектов уставных законов Калининградской области является законодательной инициативой в Калининградской областной Думе.
В связи с изложенным законодатель Калининградской области с учетом положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ вправе из общего перечня субъектов права законодательной инициативы в Калининградской областной Думе определить круг субъектов, наделенных правом вносить в Калининградскую областную Думу предложения о поправках и пересмотре положений уставных законов Калининградской области, о поправках и пересмотре положений Устава (Основного Закона) Калининградской области.
При этом законодатель должен учитывать, что ограничение круга субъектов законодательной инициативы, которые обладают правом внесения предложений о поправках и пересмотре указанных законодательных актов, предусмотренное действующей редакцией Устава (Основного Закона) Калининградской области, по своему содержанию направлено на обеспечение сохранения стабильности Устава, как основополагающего правового акта области, и предусмотренных непосредственно Уставом уставных законов области, их защиты от частых и необоснованных изменений.
Кроме того, Уставный Суд полагает необходимым отметить следующее.
5.1. В соответствии со статьей 25 Устава (Основного Закона) Калининградской области полномочия председателя Калининградской областной Думы определяются федеральным законодательством, уставными законами Калининградской области, законами Калининградской области и Регламентом Калининградской областной Думы.
Уставный Суд обращает внимание, что ни пункт 1 статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ, ни действующая редакция подпункта 1 пункта 1 статьи 21 Устава (Основного Закона) Калининградской области, ни редакция данного подпункта, предложенная Проектом уставного закона, не указывают председателя областной Думы в качестве самостоятельного субъекта права законодательной инициативы в областной Думе. Из смысла указанных положений данное право может быть осуществлено председателем областной Думы, как депутатом областной Думы, наравне с другими избранными депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти области.
Часть первая статьи 13 Закона Калининградской области от 18 сентября 1995 года № 21 «О статусе депутата Калининградской областной Думы» также исходит из того, что каждый депутат областной Думы имеет право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в областную Думу законопроектов, проектов иных нормативных правовых актов и поправок к ним.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 9 апреля 2002 года № 162-О, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» признает за законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации право регулировать в конституциях (уставах) и законах вопросы о статусе депутата (пункт 4 статьи 10). Вместе с тем, в силу статей 3 (часть 2), 19 (части 1 и 2) и 32 (часть 1) Конституции Российской Федерации такое регулирование должно обеспечивать всем депутатам законодательного (представительного) органа равные возможности по осуществлению депутатских полномочий в полном объеме в течение всего срока полномочий.
Таким образом, предусмотренное пунктами 4 и 5 статьи 1 Проекта уставного закона наделение председателя Калининградской областной Думы особыми, по сравнению с иными депутатами областной Думы, правами субъекта законодательной инициативы, по мнению Уставного Суда, противоречит пункту 1 статьи 2, статье 25 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
5.2. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее - Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ), пунктом 2 статьи 6, статьей 51, пунктом 1 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области Уставный Суд Калининградской области, входящий в единую судебную систему Российской Федерации, относится к судам Калининградской области и является судебным органом государственной власти Калининградской области.
Основные полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации определены частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ. Согласно конституционно-правовому смыслу указанной нормы, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 6 марта 2003 года № 103-О и являющемуся в силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» общеобязательным, часть 1 статьи 27 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ не препятствует закреплению в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации дополнительных, по сравнению с установленным перечнем, полномочий конституционных (уставных) судов, не вторгающихся в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, других федеральных судов и соответствующих компетенции субъекта Российской Федерации.
Таким образом, законодатель Калининградской области, с учетом положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ, вправе наделить Уставный Суд Калининградской области по вопросам его ведения правом законодательной инициативы в Калининградской областной Думе, в том числе и правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Вместе с тем, предлагаемая пунктом 5 статьи 1 Проекта уставного закона норма не соотносится с положениями пункта 7 статьи 44, подпункта 5 пункта 3 статьи 52, пункта 3 статьи 82 Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которым Уставный Суд дает заключения по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области, и данные проекты рассматриваются Калининградской областной Думой после получения заключения Уставного Суда Калининградской области.
При принятии предлагаемой пунктом 5 статьи 1 Проекта уставного закона нормы, без внесения соответствующих изменений в указанные положения Устава (Основного Закона) Калининградской области (которые Проектом уставного закона не предусмотрены), на Уставный Суд будет возложена обязанность давать заключения в том числе на те проекты уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области, которые будут внесены в Калининградскую областную Думу в порядке законодательной инициативы самим Уставным Судом Калининградской области.
С учетом этого Уставный Суд приходит к выводу, что пункт 5 статьи 1 Проекта уставного закона в части наделения Уставного Суда Калининградской области правом вносить в Калининградскую областную Думу предложения о поправках и пересмотре положений Устава (Основного Закона) Калининградской области противоречит пункту 7 статьи 44, подпункту 5 пункта 3 статьи 52, пункту 3 статьи 82 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьями 36, 68, 69, 70, 71, 74 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

П О С Т А Н О В И Л:

1. Дать заключение о наличии противоречия норм, предлагаемых к принятию статьей 1 проекта уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области», внесенного в Калининградскую областную Думу в порядке законодательной инициативы группой депутатов областной Думы, иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области (пункты 2 и 3 статьи 1, пункт 1 статьи 2, пункты 1 и 2 статьи 6, подпункты 3 и 5 пункта 1 статьи 7, пункт 1 статьи 8, пункт 1 статьи 21, статьи 25-26, подпункты 12 и 13 пункта 2 статьи 30, пункт 1 статьи 41, пункт 7 статьи 44, подпункт 5 пункта 3 статьи 52, пункт 3 статьи 82).

2. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

Уставный Суд
Калининградской области
№ 1 - П