236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 марта 2008 г. № 2-П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области


по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Решения Совета депутатов Светлогорского городского округа Калининградской области от 10 августа 2004 года № 80 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчёта арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» в части утверждения базовой ставки арендной платы по пятой экономико-планировочной зоне в Приложении № 1 и коэффициента К1 по видам использования объектов по коду 1.15.3.1. в Приложении № 2

город Калининград                                                                                  31 марта 2008 года

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председательствующего - заместителя Председателя Уставного Суда Г.В. Корнюшенкова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, А.В. Куликова,
с участием:
представителей заявителя С.Е. Долбилиной - Е.И. Синициной, Ю.М. Долбилина,
представителя окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа как органа, принявшего правовой акт, положения которого подлежат проверке, - А.М. Гратия,
руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Решения Совета депутатов Светлогорского городского округа Калининградской области от 10 августа 2004 года № 80 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчёта арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» (далее - Решение № 80) в части утверждения базовой ставки арендной платы по пятой экономико-планировочной зоне в Приложении № 1 и коэффициента К1 по видам использования объектов по коду 1.15.3.1. в Приложении № 2.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса гражданки Долбилиной Светланы Ефимовны (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Решения № 80 в части утверждения базовой ставки арендной платы в размере 29, 94 рубля за квадратный метр по пятой экономико-планировочной зоне в Приложении № 1 и коэффициента К1 по видам использования объектов в размере 1,5 по коду 1.15.3.1. в Приложении № 2.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемых заявителем положений Решения № 80.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.А. Багалина, объяснения представителей сторон: Е.И. Синициной, Ю.М. Долбилина, А.М. Гратия, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

УСТАНОВИЛ:

1. В Уставный Суд от гражданки Долбилиной Светланы Ефимовны 6 ноября 2007 года поступило обращение в форме запроса о признании не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Решения Совета депутатов Светлогорского городского округа Калининградской области от 10 августа 2004 года № 80 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчёта арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» в части утверждения базовой ставки арендной платы в размере 29, 94 рубля за квадратный метр по пятой экономико-планировочной зоне в Приложении № 1 и коэффициента К1 по видам использования объектов в размере 1,5 по коду 1.15.3.1. в Приложении № 2.
В обращении указывается, что заявитель является плательщиком арендной платы за земельный участок по договору аренды № 133/98 и соглашению к нему от 17 февраля 2002 года. Земельный участок заявителя площадью 0,1230 га, кадастровый номер 39:17:01-00-12:0009 используется для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположен в пятой экономико - планировочной зоне по адресу: Калининградская область, г. Светлогорск, ул. Штрауса, д.6.
Заявитель считает, что оспариваемое положение в Приложении № 1 Решения № 80 нарушает его права как арендатора земельного участка, поскольку базовая ставка арендной платы за землю по пятой экономико - планировочной зоне установлена произвольно, без необходимого экономического обоснования. Размеры арендной платы и земельного налога в 2004 году на земельные участки аналогичной градостроительной ценности по пятой экономико - планировочной зоне существенно отличаются: размер арендной платы превышает размер земельного налога в 50 раз.
Оспариваемый в Приложении № 2 к Решению № 80 коэффициент К1 по коду 1.15.3.1. отличается от коэффициента К1, установленного в границах общего кода 1.15. «Жилье». Заявитель указывает, что критериями установления различных величин коэффициента К1 явились: форма собственности жилого помещения, основание приобретения права на жилье (1.15.1.), срок сдачи домов в эксплуатацию (1.15.2.-1.15.3.). Разница в размере арендной платы за земельные участки с учетом величины коэффициента К1 в границах общего кода 1.15. «Жилье», занятых жилищным фондом, применительно к пятой экономико - планировочной зоне составила от 3 до 44, 91 рубля за квадратный метр.
Заявитель считает, что при таких обстоятельствах оспариваемые положения Решения № 80 обязывают его уплачивать арендную плату, размер которой в 15 раз больше, чем размер арендной платы, уплачиваемый другими арендаторами земли, занятой жилищным фондом в пределах той же экономико - планировочной зоны. Такая разница в арендной плате за земельные участки, занятые жилищным фондом, имеющие одинаковую экономическую характеристику, является настолько существенной, что ставит заявителя в неравное положение с другими аналогичными пользователями земли и препятствует осуществлению его прав на недвижимость.
Таким образом, по мнению заявителя, оспариваемые положения Решения № 80 нарушают его права и не соответствуют статьям 5, 7, 59, 63, 72 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В ходе судебного заседания представители заявителя Е.И. Синицина, Ю.М. Долбилин поддержали правовую позицию, изложенную в обращении, а также подтвердили, что на момент судебного заседания оспариваемый правовой акт продолжает оказывать влияние на права С.Е. Долбилиной.
Представитель окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа А.М. Гратий поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа, согласно которой в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, определяются органами местного самоуправления. В соответствии с Законом Российской Федерации «О плате за землю» порядок начисления и размер базовых ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и передаваемые в аренду, могут быть разными в зависимости от спроса, целевого использования, категории арендаторов.
При установлении ставок арендной платы для различных категорий землепользователей окружной Совет депутатов Светлогорского городского округа исходил из принципов социальной справедливости, дифференцированности в подходе к определению размеров арендной платы за землю и, основываясь на мнении своих избирателей, ввел высокую ставку арендной платы за землю в курортной части г. Светлогорска с учетом рыночной стоимости земли в данной зоне и платежеспособности землепользователей.
Представитель окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа также обратил внимание суда на то, что Решение № 80 утратило силу с 1 апреля 2005 года.

2. Пунктом 1 Решения Совета депутатов Светлогорского городского округа Калининградской области от 10 августа 2004 года № 80 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчёта арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» утверждены базовые ставки арендной платы за землю по экономико- планировочным зонам Светлогорского городского округа, в том числе :
- базовые ставки арендной платы за земельные участки по экономико- планировочным зонам, используемые для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе - Приложение №1;
- коэффициенты по видам использования объектов на земельных участках, используемые для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе - Приложение № 2.
Заявителем оспаривается установление в Приложении № 1 базовой ставки арендной платы 29, 94 рубля за квадратный метр по пятой экономико-планировочной зоне и установление коэффициента К1 по видам использования объектов в размере - 1,5 по коду 1.15.3.1. в Приложении № 2, которые были применены для расчета арендной платы за земельный участок, расположенный в пятой экономико-планировочной зоне по адресу: Калининградская область, г. Светлогорск, ул. Штрауса, д.6, используемый заявителем для эксплуатации индивидуального жилого дома.
Оспариваемое заявителем Решение № 80 утратило силу в связи с принятием Советом депутатов Светлогорского городского округа 1 апреля 2005 года Решения № 32 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе».
Однако в настоящее время в Светлогорском городском суде Калининградской области решается вопрос о том, какой нормативный правовой акт должен применяться при расчете арендной платы за 2004 год за арендуемый заявителем земельный участок.
С учетом изложенного Уставный Суд, рассматривая обращение гражданки С.Е. Долбилиной, исходит из своей правовой позиции, сформулированной в Постановлении от 10 апреля 2006 года № 2 - П, согласно которой, если оспариваемый нормативный правовой акт продолжает оказывать влияние на права заявителя применительно к периоду времени, в котором он действовал, то он может быть предметом судебного рассмотрения.
В соответствии с пунктом 2 статья 70 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный Суд Калининградской области при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

3. Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Устава (Основного Закона) Калининградской области в области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим федеральным законодательством и Уставом (Основным Законом) Калининградской области. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность всех органов государственной власти и органов местного самоуправления области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Калининградской области, законы и иные нормативные правовые акты области, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Пунктом 5 статьи 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области устанавливается, что органы местного самоуправления обеспечивают соответствие уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу (Основному Закону) области, законам и иным нормативным правовым актам Калининградской области.
Согласно части 4 статьи 2, статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение указанного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации определены основные принципы земельного законодательства. К их числу относятся:
- платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
- деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
- дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с частью 2 статьи 7, статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из приведенных положений федерального законодательства и Устава (Основного Закона) Калининградской области следует, что, осуществляя правовое регулирование при установлении арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, органы местного самоуправления, действуя в пределах своих полномочий, обязаны исходить из того, что правовой режим земель, отнесенных, в том числе к муниципальной собственности, определяется с учетом их принадлежности по целевому назначению к той или иной категории, разрешенного использования, природных, социальных, экономических и иных факторов, а также месторасположения. При этом вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать градостроительному зонированию территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральным законодательством. Указанное правовое регулирование осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Учитывая изложенное, Уставный Суд считает, что наделение органов местного самоуправления правом устанавливать арендную плату за землю не означает предоставление им права произвольно, без надлежащего всестороннего анализа оценочных характеристик земельных участков устанавливать размер арендных платежей. При установлении арендной платы за землю органы местного самоуправления ограничены требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права. Несоблюдение указанных принципов порождает ограничение конституционных прав человека.
В то же время из документов, представленных в материалах дела, пояснений представителей сторон, данных в судебном заседании, не следует, что при установлении оспариваемой базовой ставки арендной платы за земельные участки по пятой экономико - планировочной зоне проводилось ее экономическое обоснование. В отзыве окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа указывается, что вопрос об установлении ставок арендной платы для различных категорий землепользователей решался Советом депутатов исходя из принципов социальной справедливости и дифференцированности в подходе к определению размеров арендной платы за землю. При установлении базовой ставки по пятой экономико - планировочной зоне учитывались рыночная стоимость земли в данной зоне и платежеспособность землепользователей. Однако каких - либо документов, конкретно послуживших основанием к установлению оспариваемой заявителем базовой ставки при принятии Решения № 80, Уставному Суду представлено не было.
При таких обстоятельствах Уставный Суд приходит к выводу, что установление базовой ставки арендной платы за земельные участки по пятой экономико - планировочной зоне было осуществлено Советом депутатов Светлогорского городского округа фактически произвольно, без экономического обоснования дифференциации ставок на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, что противоречит требованиям земельного законодательства, нарушает права граждан и не соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области, его статье 5 (пункты 1 и 2), статье 7 (пункт 2), статье 59 (пункт 1), статье 63 (пункт 5).
Одновременно Уставный Суд отмечает, что оценка правомерности и обоснованности непосредственно установленной базовой ставки арендной платы 29, 94 рубля за квадратный метр за земельные участки в пятой экономико - планировочной зоне фактически требует исследования документов государственного земельного кадастра, градостроительной документации, сложившейся правоприменительной практики по установлению ставок земельного налога, определению рыночной стоимости земли, оценки платежеспособности населения и ряда других обстоятельств.
Однако указанные вопросы не могут являться предметом проверки в рамках уставного судопроизводства. В силу положений статьи 5 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд решает дела, отнесенные к его ведению исключительно по вопросам права и не вправе вмешиваться в компетенцию других судов. Уставный Суд при осуществлении уставного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Таким образом, оценка установления конкретной базовой ставки арендной платы в размере 29, 94 рубля за квадратный метр за земельные участки в пятой экономико - планировочной зоне, установленной в Приложении № 1 к Решению № 80, не входит в компетенцию Уставного Суда.

4. Согласно пункту 1 Решения № 80 утверждены указанные в Приложении № 2 коэффициенты К1 по видам использования объектов на земельных участках, применяемые для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе.
В судебном заседании представитель окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа пояснил, что в таблице Приложения № 2 к Решению № 80 значения коэффициента К1 установлены в зависимости от вида использования земель. Таким образом, данный коэффициент К1 по своему смыслу является коэффициентом по целевому использованию земельных участков.
Заявителем оспаривается значение коэффициента К1, равное 1,5, установленное в Приложении № 2 по коду 1.15.3.1. «дома, сданные в эксплуатацию после 01.01.1991 по следующим адресам...» .
Как видно из Приложения № 2 к Решению № 80, общий код коэффициента 1.15. по видам использования земель «Жилье» подразделен на коды 1.15.1. - 1.15.3.2. К критериям установления различных величин К1 отнесены: форма собственности жилого помещения, вид жилого помещения, дата ввода в эксплуатацию жилого помещения и адрес жилого помещения, расположенного на арендуемом земельном участке. Оспариваемый коэффициент К1 по коду 1.15.3.1. установлен в зависимости от даты ввода в эксплуатацию жилого дома и его адреса.
Статья 21 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года № 1738 - 1 «О плате за землю», действовавшая на момент принятия Решения № 80, предусматривала право органов местного самоуправления устанавливать базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Федеральное законодательство (Земельный кодекс, Жилищный и Гражданский кодексы Российской Федерации) не содержит положений, позволяющих устанавливать при определении размера арендной платы за земельные участки в пределах одного вида их использования в одной территориальной зоне различные значения коэффициентов по видам использования земельных участков, дифференцируя их в зависимости от даты введения в эксплуатацию объектов недвижимого имущества, под которыми расположены арендуемые земельные участки и адреса недвижимого имущества.
Разрешая вопрос о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемого коэффициента К1 по существу, Уставный Суд учитывает свою правовую позицию, сформулированную в Постановлениях от 22 декабря 2006 года № 5-П, от 16 июля 2007 года № 3-П, согласно которой органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования, не вправе произвольно устанавливать не предусмотренные федеральным законодательством обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы арендаторов земельных участков, являющихся собственниками жилых домов, расположенных на арендуемых ими земельных участках.
При принятии своих нормативных правовых актов органы местного самоуправления должны исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются их обязанностью, определенной Конституцией Российской Федерации и Уставом (Основным Законом) Калининградской области (пункты 1, 2 статьи 5). Осуществляя собственное правовое регулирование земельных отношений в пределах своей компетенции, установленной действующим федеральным законодательством, органы местного самоуправления также должны исходить из положений статьи 72 Устава (Основного Закона) Калининградской области, устанавливающих, что владение, пользование и распоряжение землей не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
Таким образом, установление коэффициента К1 по виду использования объектов на земельных участках, дифференциация субъектов права аренды по основаниям в виде даты ввода в эксплуатацию объекта недвижимого имущества, под которым расположен арендуемый земельный участок, и его адреса не соответствует положениям статей 5 (пункты 1 и 2), 59 (пункт 1), 63 (пункт 5) и 72 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 5, 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать пункт 1 Решения Совета депутатов Светлогорского городского округа от 10 августа 2004 года № 80 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчёта арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» в части утверждения базовой ставки арендной платы по пятой экономико-планировочной зоне в Приложении № 1 не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области, поскольку нормативное установление указанной базовой ставки арендной платы произведено без соответствующего экономического обоснования, основанного на многофакторном анализе оценочных характеристик земельных участков.
Оценка правомерности установления конкретной базовой ставки арендной платы в размере 29,94 рубля за квадратный метр за земельные участки в пятой экономико - планировочной зоне не входит в компетенцию Уставного Суда Калининградской области.

2. Признать пункт 1 Решения Совета депутатов Светлогорского городского округа Калининградской области от 10 августа 2004 года № 80 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчёта арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» в части утверждения коэффициента К1 по видам использования объектов по коду 1.15.3.1. в Приложении № 2 не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

3. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.

4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 


Уставный Суд
Калининградской области

№ 2- П