236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 декабря 2006 г. № 5-П

 

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений Решения Совета депутатов Светлогорского городского округа от 1 апреля 2005 года № 32 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» и Постановления Главы Светлогорского городского округа от 18 апреля 2005 года № 318 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе»

город Калининград 22 декабря 2006 года

Уставный Суд Калининградской области в составе Председателя Ю.А. Кузяева, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, А.В. Куликова,
с участием представителей сторон:
от заявителя - товарищества собственников жилья «Наш дом» - М.Б. Набиевой,
от окружного Совета депутатов муниципального образования «Светлогорский городской округ» и Главы муниципального образования «Светлогорский городской округ» как органа и должностного лица, принявших правовые акты, положения которых подлежат проверке - Д.М. Панфилова,
руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений Решения Совета депутатов Светлогорского городского округа от 1 апреля 2005 года № 32 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» и Постановления Главы Светлогорского городского округа от 18 апреля 2005 года № 318 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе».
Поводом к рассмотрению явилось обращение в форме запроса от товарищества собственников жилья «Наш дом» (далее - заявитель). Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем положения указанных правовых актов.
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.А. Багалина, объяснения представителей сторон: М.Б. Набиевой, Д.М. Панфилова, а также мнение представителя Светлогорской межрайонной прокуратуры Калининградской области О.А. Стольникова,
исследовав представленные документы и иные материалы,

УСТАНОВИЛ:

1. В Уставный Суд Калининградской области 26 мая 2006 года поступило обращение в форме запроса от товарищества собственников жилья «Наш дом» о признании не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области:
- строки 1.6.3.2 таблицы 2 приложения № 1 к Решению Совета депутатов Светлогорского городского округа от 1 апреля 2005 года № 32 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» (далее - Решение № 32);
- строки 1.6.3.2 таблицы 2 приложения № 1 к Постановлению Администрации Светлогорского городского округа от 18 апреля 2005 года № 318 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» (далее - Постановление № 318).
Обосновывая свою позицию в обращении, заявитель указывает, что данными правовыми актами были установлены на 2005 год базовые ставки арендной платы и коэффициенты, применяемые для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе.
В таблице 2 приложения № 1 к Решению № 32 «Коэффициенты по целевому использованию земельных участков - К-1» и в таблице 2 приложения № 1 к Постановлению № 318 «Коэффициенты по целевому использованию земельных участков - К-1» установлены коды коэффициентов, целевое назначение участка и значение коэффициента по экономико-планировочным зонам. Код коэффициента 1.6.3. «Эксплуатация частных квартир в многоквартирных жилых домах (более одной квартиры)» разделен на два кода коэффициента: 1.6.3.1. «Приватизированные без смены собственника (за исключением случаев наследования)» и 1.6.3.2. «Прочие и приватизированные при смене собственника». Значение коэффициента по экономико-планировочным зонам установлено по строке 1.6.3.1 для всех экономико-планировочных зон (со 2-й по 13-ю) 0,03, а по строке 1.6.3.2 для 5-й и 7-й экономико-планировочных зон - повышающий коэффициент 1,5, для остальных экономико-планировочных зон - 0,03.
В июне 2005 года товариществу был выдан расчет (декларация) №14/05 по арендной плате на 2005 год (2,3,4 кварталы), согласно которому товарищество обязано заплатить за указанные кварталы 2005 года 162948 рублей 57 копеек. В расчете (декларации) № 14/05 указано, что участок находится в 7 экономико-планировочной зоне и применен код строки 1.6.3.2 для определения коэффициента, используемого при расчете арендной платы.
Заявитель полагает, что отмеченное неравенство коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе для разных категорий пользователей (для собственников квартир в одних многоквартирных домах - 0,03, а для собственников квартир в других многоквартирных домах - 1,5) и их частичное несоответствие федеральному законодательству создают возможность злоупотребления органами местного самоуправления муниципального образования своими полномочиями, порождают незаконную правоприменительную практику, ведут к нарушению принципа равенства граждан перед законом.
Заявитель считает, что оспариваемые положения Решения № 32 и Постановления № 318 не соответствуют статьям 5, 7, 59, 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В ходе судебного заседания представитель заявителя М.Б. Набиева поддержала правовую позицию, изложенную в обращении, подтвердив, что товарищество собственников жилья «Наш дом» просит признать не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 1 Решения №32 и пункт 1 Постановления № 318 в части утверждения коэффициента по целевому использованию земельных участков (К1), указанного в таблицах 2 (приложения №1) по коду коэффициента 1.6.3.2 для 7 экономико-планировочной зоны.
Представитель окружного Совета депутатов муниципального образования «Светлогорский городской округ» и главы муниципального образования «Светлогорский городской округ» Д.М. Панфилов в судебном заседании поддержал изложенную в их письменных отзывах позицию, заключающуюся в том, что Решение №32 и Постановление № 318 приняты в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования, являются законными и обоснованными, соответствуют Уставу (Основному Закону) Калининградской области. Он также указал, что оспариваемые заявителем положения правовых актов действуют и в 2006 году.
Представитель Светлогорской межрайонной прокуратуры Калининградской области О.А. Стольников поддержал позицию заявителя и считает, что оспариваемые заявителем положения Решения № 32 и Постановления № 318 не соответствуют статьям 5, 7, 59, 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В соответствии со статьей 70 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

2. В соответствии с положениями статей 50 и 291 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья представляет собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц учредителями товарищества собственников жилья «Наш дом» являются физические лица - граждане Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 5 Устава (Основного Закона) Калининградской области признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность всех органов государственной власти и органов местного самоуправления области. На территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Законы и иные нормативные правовые акты области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области). Органы местного самоуправления обеспечивают соответствие уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу (Основному Закону) области, законам и иным нормативным правовым актам Калининградской области (пункт 5 статьи 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области).
В соответствии со статьей 59 (пункт 1) Устава (Основного Закона) Калининградской области, воспроизводящей положения части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Калининградской области, законы и иные нормативные правовые акты области, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно положениям статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений в том числе относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии с положениями статьи 21 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года №1738-1 «О плате за землю», действовавшего до 1 января 2006 года при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливали базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что при аренде земель, находящихся в муниципальной собственности, органами местного самоуправления могли быть установлены порядок определения, размеры арендной платы, базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
Вместе с тем, при принятии своих нормативных правовых актов органы местного самоуправления должны исходить из того , что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются их обязанностью, определенной Конституцией Российской Федерации и Уставом (Основным Законом) Калининградской области. Осуществляя собственное правовое регулировании земельных отношений в пределах своей компетенции, установленной действующим федеральным законодательством, органы местного самоуправления также должны исходить из положений статьи 72 Устава (Основного Закона) Калининградской области, устанавливающих, что владение, пользование и распоряжение землей не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.

3. Статья 19 Конституции Российской Федерации в части 1 устанавливает равенство всех перед законом и судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Постановлениях от 3 мая 1995 года № 4-П и от 27 апреля 2001 года № 7-П, Определении Конституционного Суда РФ от 5 марта 2004 года №82-О принцип равенства всех перед законом и судом, гарантируя одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, не исключает при этом определенные фактические различия, а также необходимость их учета законодателем. Такие различия, однако, не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.
Оспариваемые заявителем пункт 1 Решения № 32 в части утверждения коэффициента по целевому использованию земельных участков (К1), указанного в таблице 2 (приложения №1) по коду коэффициента 1.6.3.2 для 7 экономико-планировочной зоны, и аналогичное по содержанию положение пункта 1 Постановления № 318 устанавливают, что коэффициент по целевому использованию земельных участков - эксплуатации частных квартир в многоквартирных жилых домах: для приватизированных квартир без смены собственника (за исключением случаев наследования) составляет 0,03, а для прочих и приватизированных квартир при смене собственника составляет 1,5. Данные коэффициенты установлены произвольно, без соответствующего правового обоснования на основе дифференциации категории собственников жилых помещений, не предусмотренной нормами действующего законодательства.
Пунктами 1, 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, и дано определение понятия «арендатор земельных участков» как лица, владеющего и пользующегося земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя понятие собственника жилого помещения и его права (статьи 19, 30), не устанавливает различий по способу приобретения жилья.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости, при том, что по общему правилу гражданского законодательства, цена аренды является одним из двух существенных условий любого договора аренды, в том числе договора аренды земельного участка.
Таким образом, ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Жилищный и Гражданский кодексы Российской Федерации не содержат положений, устанавливающих объективные характеристики, которые подразделяли бы собственников жилых помещений и арендаторов земельных участков на категории в зависимости от способа приобретения права собственности на жилое помещение.
Органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования, не вправе произвольно устанавливать не предусмотренные федеральным законодательством обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы арендаторов земельных участков, являющихся собственниками квартир в многоквартирных жилых домах, расположенных на арендуемых ими земельных участках.
Таким образом, коэффициент по целевому использованию земельных участков при эксплуатации частных квартир в многоквартирных жилых домах не может быть дифференцируемым по способу приобретения частной квартиры (в порядке приватизации, по договору купли-продажи, иным способом) и должен быть единым в пределах одной экономико-планировочной зоны. Дифференциация субъектов права аренды по основаниям приобретения права собственности на квартиры, жилые дома и хозяйственные постройки противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и не соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать пункт 1 Решения Совета депутатов Светлогорского городского округа от 1 апреля 2005 года № 32 в части утверждения коэффициента по целевому использованию земельных участков (К1), указанного в таблице 2 (приложения №1) по коду коэффициента 1.6.3.2 для 7 экономико-планировочной зоны и пункт 1 Постановления Главы Светлогорского городского округа от 18 апреля 2005 года № 318 «Об установлении базовых ставок арендной платы и коэффициентов, применяемых для расчета арендной платы за землю в Светлогорском городском округе» в части утверждения коэффициента по целевому использованию земельных участков (К-1), указанного в таблице 2 (приложения №1) по коду коэффициента 1.6.3.2 для 7 экономико-планировочной зоны не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области, его статье 5 (пункты 1,2), статье 7 (пункт 2), статье 59 ( пункт 1), статье 63 (пункт 5).
2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.


Уставный Суд

Калининградской области

№ 5-П