236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 мая 2006 г. № 3-П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Уставного Суда Калининградской области

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений решения Совета депутатов Светлогорского городского округа от 5 ноября 2002 года № 121 «Об утверждении региональных стандартов уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат предоставленных жилищно-коммунальных услуг в Светлогорском городском округе» и постановления главы Светлогорского городского округа от 11 ноября 2002 года № 785 «Об утверждении региональных стандартов уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат предоставленных жилищно-коммунальных услуг в Светлогорском городском округе»

город Калининград                                                                                         2мая 2006 года

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя Ю.А. Кузяева, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, А.В. Куликова,

с участием представителей сторон:

от депутата Калининградской областной Думы С.Д.Козлова, как заявителя, - Ж.Н. Боровковой,

от окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа, как органа, принявшего правовой акт, положения которого подлежат проверке, - В.М. Молчановой,

от главы Светлогорского городского округа (мэра), как должностного лица, издавшего правовой акт, положения которого подлежат проверке, - Е.С. Ткачук,

руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений решения Совета депутатов Светлогорского городского округа от 5 ноября 2002 года № 121 «Об утверждении региональных стандартов уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат предоставленных жилищно-коммунальных услуг в Светлогорском городском округе» (далее - Решение № 121) и постановления главы Светлогорского городского округа от 11 ноября 2002 года № 785 «Об утверждении региональных стандартов уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат предоставленных жилищно-коммунальных услуг в Светлогорском городском округе» (далее - Постановление № 785).

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы С.Д. Козлова (далее - заявитель). Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем положения Решения № 121 и Постановления № 785.

Заслушав сообщение судей-докладчиков Т.А. Карпенко и Г.В. Корнюшенкова, объяснения представителей сторон: Ж.Н. Боровковой, В.М. Молчановой, Е.С. Ткачук, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области - Г.К. Абаева, от прокуратуры Калининградской области - И.И. Рощиной,

исследовав представленные документы и иные материалы, Уставный Суд

У С Т А Н О В И Л :

1. 24 октября 2005 года в Уставный Суд Калининградской области поступило обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы третьего созыва Козлова Сергея Дмитриевича.

В обращении заявителя указывается, что в приложении № 3 к принятому 5 ноября 2002 года Советом депутатов Светлогорского городского округа Решению № 121 и в приложении № 3 к изданному 11 ноября 2002 года главой Светлогорского городского округа Постановлению № 785 утверждены цены (тарифы) на теплоснабжение бюджетных организаций и прочих потребителей.

Заявитель полагает, что таким образом Совет депутатов и глава Светлогорского городского округа фактически предприняли действия, направленные на изменение тарифов на тепловую энергию, действующих в пределах административной территории муниципального образования «Светлогорский городской округ».

По мнению заявителя, указанные действия Совета депутатов и главы муниципального образования являются незаконными и противоречащими Уставу (Основному Закону) Калининградской области (пункту 1 статьи 6, пункту 2 статьи 7, пункту 2 статьи 63).

В обоснование своей позиции заявитель также ссылается на положения пункта 5 статьи 63, пункта 2 статьи 58 Устава (Основного Закона) Калининградской области, пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 4,6, 11 и 12 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

Заявитель просит Уставный Суд признать не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решение № 121 и Постановление № 785 в части, касающейся утверждения тарифов на коммунальные услуги по теплоснабжению для бюджетных организаций и прочих потребителей.

В ходе судебного заседания представитель заявителя Ж.Н. Боровкова поддержала заявленные требования, уточнив, что положения оспариваемых правовых актов противоречат пункту 5, а не пункту 2 статьи 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области, как было указано в обращении. Дополнила обоснование правовой позиции заявителя ссылкой на Федеральный закон «О естественных монополиях», правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, решение Правления Энергетической комиссии Калининградской области от 24 февраля 2000 года № 10-1/00 .

Представитель окружного Совета депутатов Светлогорского городского округа В.М. Молчанова в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве окружного Совета, заключающуюся в том, что Решение № 121 принято в рамках полномочий представительного органа местного самоуправления, является законным и обоснованным.

Представитель главы Светлогорского городского округа (мэра) Е.С. Ткачук в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве главы Светлогорского городского округа (мэра), которая заключается в том, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку Калининградским областным судом (решение от 22 декабря 2004 года), Арбитражным судом Калининградской области (решение от 24 декабря 2004 года) установлено, что оспариваемые заявителем Решение № 121 и Постановление № 785 не действуют. Считает, что на момент принятия Решения № 121 и издания Постановления № 785 Совет депутатов и глава Светлогорского городского округа действовали в рамках полномочий органов местного самоуправления, определенных Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

При производстве проверки на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемых заявителем положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления Светлогорского городского округа Уставный Суд исходит из требований статьи 70 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», согласно которым Уставный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

При рассмотрении данного дела Уставный Суд также исходит из того, что отсутствуют правовые акты органов местного самоуправления Светлогорского городского округа об отмене оспариваемых заявителем положений Решения № 121 и Постановления № 785 или признании указанных положений утратившими силу. В связи с этим, отсутствуют правовые основания прекращения производства по делу в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 65 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области».

2. Согласно Уставу (Основному Закону) Калининградской области на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов (пункт 2 статьи 7). Органы местного самоуправления обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, настоящему Уставу (Основному Закону) области, законам и иным нормативным правовым актам Калининградской области (пункт 5 статьи 63).

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, гражданское законодательство, а также вопросы, связанные с федеральными энергетическими системами, находятся в ведении Российской Федерации (пункты «ж», «и», «о» статьи 71). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76).

Основы государственного регулирования тарифов на тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона тарифы на тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно - правовых форм, подлежат государственному регулированию.

Часть вторая статьи 5 указанного Федерального закона в редакции, действовавшей на дату принятия Решения № 121 и издания Постановления № 785, предусматривала, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям всеми энергоснабжающими организациями, кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления.

Действовавшим на момент принятия (издания) оспариваемых правовых актов Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было предусмотрено, что органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги) (пункт 1 статьи 31). Полномочия органов местного самоуправления, в том числе представительного органа, а также компетенция главы муниципального образования определяются уставом муниципального образования (подпункт 5 пункта 1 статьи 8, пункт 3 статьи 14, пункт 4 статьи 15, пункт 3 статьи 16).

Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» в редакции Федерального закона от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ (статьи 4,5,6) предусматривалась возможность федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий применять в качестве метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче тепловой энергии ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Вместе с тем, Уставному Суду не представлено документов, подтверждающих применение указанных мер в отношении энергоснабжающих организаций в Светлогорском городском округе. При таких обстоятельствах Уставный Суд считает, что в отношении регулирования тарифов на тепловую энергию в Светлогорском городском округе для энергоснабжающих организаций, находящихся в муниципальной собственности, подлежали применению вышеуказанные положения Федеральных законов «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На дату принятия Решения № 121 и издания Постановления № 785 действовал Устав муниципального образования «Светлогорский городской округ», принятый представительным органом местного самоуправления Светлогорского городского округа 30 января 1997 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18, пунктом 3 статьи 27 данного Устава к полномочиям Совета депутатов Светлогорского городского округа относилось установление цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями; к полномочиям администрации Светлогорского городского округа в области ценообразования относилось обеспечение проведения единой политики цен на товары и услуги, производимые и предоставляемые муниципальными предприятиями, организациями и учреждениями. Согласно пунктам 1 и 6 статьи 26 Устава деятельностью администрации округа руководит глава округа, издающий в пределах своей компетенции и своих полномочий постановления.

На основании изложенного Уставный Суд приходит к выводу, что на дату принятия Решения № 121 и издания Постановления № 785 Совет депутатов и глава Светлогорского городского округа обладали полномочиями устанавливать цены (тарифы) на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, находящимися в муниципальной собственности. Таким образом, в данной части указанные муниципальные правовые акты соответствуют Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

3. Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 38-ФЗ в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» были внесены изменения, предусматривающие исключение полномочий органов местного самоуправления устанавливать цены (тарифы) на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, находящимися в муниципальной собственности. Тарифы на тепловую энергию, за исключением тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, стали устанавливать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Вместе с тем, Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 38-ФЗ не определял конкретных сроков пересмотра ранее установленных органами местного самоуправления тарифов на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, находящимися в муниципальной собственности. До утверждения тарифов уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования тарифов действовали тарифы ранее установленные органами местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Решением Энергетической комиссии Калининградской области от 29 декабря 2003 года № 1-35/03 были утверждены и введены в действие с 1 января 2004 года тарифы для энергоснабжающих организаций Калининградской области, в том числе Светлогорского городского округа, по группам потребителей.

С указанного времени тарифы на тепловую энергию для энергоснабжающих организаций Светлогорского городского округа (МУП «Теплосеть») устанавливались решениями уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области по государственному регулированию цен и тарифов.

Следовательно, тарифы на тепловую энергию, установленные оспариваемыми заявителем положениями Решения № 121 и Постановления № 785 не подлежали применению на тепловую энергию, отпускаемую с 1 января 2004 года энергоснабжающими организациями, находящимися в муниципальной собственности.

Вместе с тем, поскольку органами местного самоуправления Светлогорского городского округа не издавалось правовых актов об отмене вышеуказанных положений Решения № 121 и Постановления № 785, признании их утратившими силу, либо неприменении установленных ими тарифов на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями после 1 января 2004 года, данные положения в настоящее время не отвечают требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а следовательно не соответствуют пункту 2 статьи 7, пункту 5 статьи 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

П О С Т А Н О В И Л :

1.Признать положения решения Совета депутатов Светлогорского городского округа от 5 ноября 2002 года № 121 и постановления главы Светлогорского городского округа от 11 ноября 2002 года № 785 с идентичным названием «Об утверждении региональных стандартов уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат предоставленных жилищно-коммунальных услуг в Светлогорском городском округе» об утверждении указанных соответственно в приложении № 3 к Решению № 121 и приложении № 3 к Постановлению № 785 цен (тарифов) на теплоснабжение для бюджетных организаций и прочих потребителей в той мере, в какой указанные тарифы были установлены и применялись на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, находящимися в муниципальной собственности Светлогорского городского округа, до 1 января 2004 года, соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

2. Признать положения решения Совета депутатов Светлогорского городского округа от 5 ноября 2002 года № 121 и постановления главы Светлогорского городского округа от 11 ноября 2002 года № 785 об утверждении указанных соответственно в приложении № 3 к Решению № 121 и приложении № 3 к Постановлению № 785 цен (тарифов) на теплоснабжение для бюджетных организаций и прочих потребителей поскольку они не отменены и не признаны утратившими силу, в той мере, в какой ими допускается возможность применения указанных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями после 1 января 2004 года, не соответствующими пункту 2 статьи 7, пункту 5 статьи 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

3. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.

4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

Уставный Суд

Калининградской области

 

№ 3 - П