236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 августа 2005 г. № 3-П

ИМЕНЕМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Уставного Суда Калининградской области

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений пункта 1 решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151 «Об установлении предельного размера земельного участка за существующими жилыми домами и долями домов на территории муниципального образования «Зеленоградский район»

город Калининград                                                                               25 августа 2005 года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя Ю.А. Кузяева, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова,

с участием сторон и их представителей:

заявителей - граждан С.И. Данилик, Р.К.Елизаровой, представителя С.И. Данилик - С.В. Бородихина, представителя Р.К. Елизаровой и А.А. Елизарова - Н.В. Шутихиной,

представителя Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район», как органа, принявшего правовой акт, положения которого подлежат проверке, - А.А. Карповой,

представителя главы муниципального образования «Зеленоградский район», как лица, подписавшего правовой акт, положения которого подлежат проверке, - А.Ю. Палия,

руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений пункта 1 решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151 «Об установлении предельного размера земельного участка за существующими жилыми домами и долями домов на территории муниципального образования «Зеленоградский район» (далее - решение Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151).

Поводом к рассмотрению дела явились обращения в Уставный Суд граждан Елизаровой Раисы Константиновны и Елизарова Александра Александровича от 24 марта 2005 года, гражданки Данилик Светланы Ивановны от 17 июня 2005 года о признании положений пункта 1 указанного решения Зеленоградского районного Совета депутатов не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителями положения пункта 1 решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.В.Корнюшенкова, объяснения заявителей С.И. Данилик, Р.К. Елизаровой, представителей заявителей - С.В.Бородихина, Н.В.Шутихиной, представителя Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» - А.А. Карповой, представителя главы муниципального образования «Зеленоградский район» - А.Ю.Палия, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от управления архитектуры и градостроительства администрации Калининградской области -О.С.Гончаровой, от управления земельных ресурсов и землепользования администрации Калининградской области - А.И.Зуева,

исследовав представленные документы и иные материалы, Уставный Суд

У С Т А Н О В И Л :

1. В Уставный Суд Калининградской области поступили обращения о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений пункта 1 решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151 :

- от граждан Р.К. Елизаровой и А.А. Елизарова (24 марта 2005 года с уточнением от 5 апреля 2005 года);

- от гражданки С.И.Данилик (17 июня 2005 года).

Определениями Уставного Суда от 14 мая 2005 года № 8-О и от 26 июня 2005 года № 21-О обращение Р.К.Елизаровой, А.А. Елизарова и обращение С.И. Данилик приняты Уставным Судом к рассмотрению. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» дела по обращениям указанных граждан, касающиеся одного и того же предмета, соединены в одном производстве Определением Уставного Суда от 8 августа 2005 года № 24-О.

В обращениях в Уставный Суд Р.К. Елизарова, А.А. Елизаров и С.И. Данилик указывают, что на основании норм решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151 им отказано в признании прав на находившиеся в их фактическом землепользовании земельные участки площадью 1240 кв. метров (Р.К.Елизарова и А.А. Елизаров) и 1467 кв. метров (С.И. Данилик).

Однако заявители считают, что положения пункта 1 решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151 противоречат действующему законодательству, нарушают их права как землепользователей и не соответствуют Уставу (Основному Закону) Калининградской области (статья 5, пункт 2 статьи 7).

В обоснование своей позиции заявители ссылаются на положения Конституции Российской Федерации, Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 года № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю», Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2001 года № 16-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В.Близинской.

Заявители ставят перед Уставным Судом Калининградской области вопрос о признании не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области и не подлежащими действию следующих положений пункта 1 решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151, определяющего предельный размер земельного участка под существующими жилыми домами и долями домов предоставляемых в аренду до принятия Правил застройки и изготовления кадастрой карты (плана) :

«- в остальной 1-ой рекреационной зоне («Приморская центральная», «Парковая, западная приморская») г. Зеленоградска за существующими жилыми домами и долями домов (за долями без определения границ в натуре) закрепляется земельный участок площадью до 400 кв. метров».

В ходе судебного заседания заявители - С.И. Данилик, Р.К. Елизарова, представители заявителей - С.В. Бородихин и Н.В.Шутихина оставили без изменения требования, изложенные в обращениях в Уставный Суд.

Представитель Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» - А.А. Карпова поддержала позицию, изложенную в представленных в Уставный Суд письменных отзывах Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район», полагая доводы заявителей необоснованными, а оспариваемые положения пункта 1 решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151 соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области и действующему законодательству.

Представитель главы муниципального образования «Зеленоградский район» - А.Ю.Палий поддержал позицию, изложенную в представленном в Уставный Суд письменном отзыве главы муниципального образования «Зеленоградский район» В.Г. Губарова, считая оспариваемые заявителями положения пункта 1 решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151 законными и обоснованными, а требования заявителей не подлежащими удовлетворению.

При производстве проверки на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемых заявителями положений Уставный Суд исходит из требований статьи 70 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» , согласно которым Уставный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в той части акта, легитимность которой подвергается сомнению.

Таким образом, предметом проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области в данном деле являются следующие положения пункта 1 решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151:

«- в остальной 1-ой рекреационной зоне («Приморская центральная», «Парковая, западная приморская») г. Зеленоградска за существующими жилыми домами и долями домов (за долями без определения границ в натуре) закрепляется земельный участок площадью до 400 кв. метров».

2. Согласно пункту 1 статьи 6 Устава (Основного Закона) Калининградской области Устав Калининградской области является основным правовым актом области в системе нормативного правового регулирования, осуществляемого органами государственной власти с участием населения, органов местного самоуправления на территории области. Все другие правовые акты, принимаемые на территории области, должны соответствовать положениям Устава области.

Устав (Основной Закон) Калининградской области на основе положений Конституции Российской Федерации закрепляет самостоятельность местного самоуправления и его органов (пункт 1 статьи 1, пункт 2 статьи 62, пункты 2,3 и 4 статьи 63).

Согласно пункту 1 статьи 59 Устава (Основного Закона) области правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной Закон) области, законы и иные нормативные правовые акты области, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Пункт 5 статьи 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области напрямую возлагает на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению соответствия уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу (Основному Закону) области, законам и иным нормативным правовым актам Калининградской области.

Таким образом, деятельность органов местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам, в том числе Уставу (Основному Закону) Калининградской области

Пунктами 1 и 2 статьи 5 Устава (Основного Закона) Калининградской области предусмотрено, что в области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим федеральным законодательством и данным Уставом. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Из вышеуказанных норм следует, что положения принимаемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов не могут противоречить законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области. При принятии своих нормативных правовых актов органы местного самоуправления должны исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является их обязанностью, определенной Конституцией Российской Федерации и Уставом (Основным Законом) Калининградской области.

Осуществляя собственное правовое регулирование земельных правоотношений в пределах своей компетенции, установленной действующим федеральным законодательством, органы местного самоуправления также должны исходить из положений статьи 72 Устава (Основного Закона) Калининградской области, устанавливающих, что владение, пользование и распоряжение землей не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Данные положения Устава корреспондируют с одним из основных принципов земельного законодательства, сформулированным в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации: сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

3. Оспариваемые заявителями положения пункта 1 решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151 не могут быть рассмотрены Уставным Судом в отрыве от иных положений данного решения.

Общие положения о порядке приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, определены Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации. Исходя из содержания пункта 2 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области, Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации как федеральные законы имеют верховенство в системе правового регулирования земельных отношений на территории области.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом Земельный кодекс Российской Федерации указывает, что «исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами».

Пункт 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относит, в частности, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В абзаце первом пункта 1 решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151 предусматривается, что предельный размер предоставляемых в аренду земельных участков под существующими жилыми домами и долями домов, находящихся в собственности, устанавливается до принятия Правил застройки города Зеленоградска и изготовления кадастровой карты (плана).

В то же время в судебном заседании представителем Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» предоставлена для приобщения к материалам дела заверенная в установленном порядке копия решения городского собрания депутатов города Зеленоградска Калининградской области от 6 февраля 1996 года № 57 «Об утверждении Правил застройки города Зеленоградска», которым утверждены Правила застройки города-курорта Зеленоградска.

При таких обстоятельствах Уставный Суд считает, что сформулированные в решении Зеленоградского районного Совета депутатов вышеуказанные условия установления предельного размера земельного участка (до принятия Правил застройки города Зеленоградска) являются необоснованными, порождают двусмысленность в применении и могут привести к принятию субъективных решений.

Такой подход к правовому регулированию противоречит сформулированному Конституционным Судом Российской Федерации в ряде его постановлений (от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 5 июля 2001 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П, от 31 мая 2005 года № 6-П, от 14 июля 2005 года № 8-П и других) требованию определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, ее согласованности с системой действующего правового регулирования вытекающему из конституционных принципов правового государства, равенства и справедливости.

В пункте 1 решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151 также в качестве условия предусмотрено, что предельный размер земельного участка устанавливается до изготовления кадастровой карты (плана).

Однако в соответствии с частью второй пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия кадастровой карты (плана) границы и размер земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельных участков устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных участков, естественных границ земельного участка.

Пункт 4 статьи 59 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 года № 73-ФЗ, действовавший на момент принятия Зеленоградским районным Советом депутатов решения от 3 апреля 2002 года № 151 предусматривал, что «размеры земельных участков в границах застроенных территорий городских и сельских поселений устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов, действовавших на период застройки указанных территорий». Норма о том, что размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий, содержится и в пункте 4 статьи 43 действующего Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.

Уставный Суд также принимает во внимание положения пункта 4 раздела 3.2.2. действующей Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002 года № 150 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2003 г. № 4207), согласно которым размеры земельных участков в границах застроенных территорий городских и сельских поселений устанавливаются с учетом фактического землепользования, градостроительных нормативов, действовавших на период застройки указанных территорий.

В то же время положения пункта 1 решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151, определяющие условия предоставления в аренду земельных участков под существующими жилыми домами (долями домов), не предусматривают при определении их размеров учет фактически используемой площади земельного участка и градостроительных нормативов, действовавших на период застройки земельного участка.

Тем самым, по мнению Уставного Суда, оспариваемыми заявителями положениями пункта 1 решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151 (в их взаимосвязи с вышеуказанными положениями абзаца первого пункта 1 данного решения) нарушаются предусмотренные Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации права землепользователей, осуществлявших ранее фактическое использование соответствующего земельного участка.

На основании изложенного Уставный Суд приходит к выводу, что положения пункта 1 решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151 «- в остальной 1-ой рекреационной зоне («Приморская центральная», «Парковая, западная приморская») г. Зеленоградска за существующими жилыми домами и долями домов (за долями без определения границ в натуре) закрепляется земельный участок площадью до 400 кв. метров» противоречат требованиям действующего федерального законодательства, нарушают права граждан - землепользователей и в силу предусмотренных Уставом (Основным Законом) Калининградской области верховенства федеральных законов и обязанности органов местного самоуправления по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина не соответствуют Уставу (Основному Закону) Калининградской области, его статье 5 (пункты 1 и 2), статье 7 (пункт 2), статье 63 (пункт 5), статье 72.

4. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных судов и мировых судей. Уставный Суд при осуществлении уставного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

С учетом изложенного непосредственное разрешение дел о признании прав заявителей на соответствующие земельные участки в Зеленоградском районе Уставному Суду неподведомственно.

Дела граждан - заявителей по настоящему делу Р.К.Елизаровой, А.А. Елизарова, С.И. Данилик подлежат разрешению в судах общей юрисдикции в установленном порядке с учетом настоящего Постановления Уставного Суда.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

П О С Т А Н О В И Л :

1. Признать положения пункта 1 решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151 «Об установлении предельного размера земельного участка за существующими жилыми домами и долями домов на территории муниципального образования «Зеленоградский район»: «в остальной 1-ой рекреационной зоне («Приморская центральная», «Парковая, западная приморская») г. Зеленоградска за существующими жилыми домами и долями домов (за долями без определения границ в натуре) закрепляется земельный участок площадью до 400 кв. метров» не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области, его статье 5 (пункты 1 и 2), статье 7 (пункт 2), статье 63 (пункт 5), статье 72.

2. Дела граждан - заявителей по настоящему делу Р.К.Елизаровой, А.А.Елизарова, С.И. Данилик подлежат разрешению в судах общей юрисдикции в установленном порядке с учетом признания настоящим Постановлением не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области вышеуказанных положений пункта 1 решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 3 апреля 2002 года № 151 «Об установлении предельного размера земельного участка за существующими жилыми домами и долями домов на территории муниципального образования «Зеленоградский район».

3. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.

4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

Уставный Суд

Калининградской области

 

№ 3 - П