236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 ноября 2004 г. № 3-П

Уставный Суд Калининградской области

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 11 ноября 2004 года № 3 - П

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений решения городского Совета депутатов Калининграда от 17 декабря 2003 года № 478 «Об утверждении «Порядка приобретения и перехода прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения»

Именем Калининградской области Российской Федерации

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председательствующего - заместителя Председателя Уставного Суда Т.А. Карпенко, судей В.А. Багалина, Г.В. Корнюшенкова, А.В. Куликова

с участием представителей сторон :

Калининградского регионального общественного движения «Правовая защита - социальная помощь», как заявителя направившего запрос в Уставный Суд, - председателя Совета движения «Правовая защита - социальная помощь» С.В. Бородихина,

городского Совета депутатов Калининграда, как органа, принявшего правовой акт, положения которого подлежат проверке, - начальника нормативно-правового отдела городского Совета депутатов Калининграда Л.К. Милинис,

руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений решения городского Совета депутатов Калининграда от 17 декабря 2003 года № 478 «Об утверждении «Порядка приобретения и перехода прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения».

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме запроса Калининградского регионального общественного движения «Правовая защита - социальная помощь» о признании положений решения городского Совета депутатов Калининграда от 17 декабря 2003 года № 478 «Об утверждении «Порядка приобретения и перехода прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения» не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем отдельные положения «Порядка приобретения и перехода прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 17 декабря 2003 года № 478.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.В. Корнюшенкова, объяснения представителей сторон: С.В.Бородихина, Л.К. Милинис, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от управления архитектуры и градостроительства мэрии Калининграда - начальника управления архитектуры и градостроительства мэрии Калининграда, главного архитектора города Калининграда Т.Л. Кондаковой, от управления архитектуры и градостроительства администрации Калининградской области - консультанта-юриста отдела градостроительства управления архитектуры и градостроительства администрации Калининградской области О.С. Гончаровой, от комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Калининградской области - заместителя руководителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Калининградской области Г.В.Забелиной,

исследовав представленный письменный отзыв городского Совета депутатов Калининграда, материалы, поступившие от управления архитектуры и градостроительства мэрии Калининграда, управления архитектуры и градостроительства администрации Калининградской области, комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Калининградской области, экспертное заключение доцента кафедры правовой охраны окружающей среды Санкт-Петербургского государственного университета В.А. Лопатина, иные материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

УСТАНОВИЛ :

1.В Уставный Суд Калининградской области 5 июля 2004 года поступило обращение в форме запроса Калининградского регионального общественного движения «Правовая защита - социальная помощь» о признании положений решения городского Совета депутатов Калининграда от 17 декабря 2003 года № 478 «Об утверждении «Порядка приобретения и перехода прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения» не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Излагая в обращении свою позицию, заявитель считает, что положения пунктов 2.2, 2.3 и 2.5 «Порядка приобретения и перехода прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 17 декабря 2003 года № 478, нарушают право гражданина на приобретение в собственность находящегося в его пользовании земельного участка в границах существующего домовладения и не соответствуют статьям 5 и 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

В обоснование своей позиции заявитель ссылается на положения Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации (пункты 6,7 статьи 36), Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2001 года № 16-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В.Близинской.

Руководствуясь изложенной в обращении позицией, заявитель ставил перед Уставным Судом Калининградской области вопрос о признании не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области и не подлежащими действию положений пунктов 2.2., 2.3 и 2.5 «Порядка приобретения и перехода прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 17 декабря 2003 года № 478 (далее - Порядок).

В ходе судебного заседания представитель заявителя С.В. Бородихин поддержал изложенную в обращении позицию Калининградского регионального общественного движения «Правовая защита - социальная помощь» в отношении пунктов 2.2. и 2.3 Порядка. В отношении пункта 2.5 Порядка, определяющего нормы отвода земельных участков под существующие здания, строения, сооружения для индивидуального жилого дома - не более 0,06 га, за исключением льготных категорий граждан, установленных действующим законодательством; для остальных объектов - в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, представитель заявителя отказался от заявленных требований. Свой отказ мотивировал тем, что обжалуемая редакция данного пункта утратила силу к началу судебного заседания на основании решения городского Совета депутатов Калининграда от 6 октября 2004 года № 284 «О внесении изменения в Порядок приобретения и перехода прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 17.12.2003 г. № 478».

Представитель городского Совета депутатов Калининграда Л.К. Милинис в ходе судебного заседания поддержала позицию, изложенную в ранее представленном в Уставный Суд письменном отзыве городского Совета депутатов Калининграда, полагающего обращение заявителя не подлежащим удовлетворению, поскольку дело о соответствии оспариваемого нормативного правового акта Уставу (Основному Закону) Калининградской области неподведомственно Уставному Суду Калининградской области, а оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят в полном соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий городского Совета.

2. Решение городского Совета депутатов Калининграда от 17 декабря 2003 года № 478 «Об утверждении «Порядка приобретения и перехода прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения» устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Проверка положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области на их соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду Калининградской области в соответствии с частью первой статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области».

Заявителем - Калининградским региональным общественным движением «Правовая защита - социальная помощь», с учетом уточнения заявленных требований в ходе судебного заседания, оспариваются лишь положения пунктов 2.2 и 2.3 Порядка, при этом предметом обращения заявителя является только содержание норм, изложенных в данных пунктах Порядка.

При производстве проверки на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений Порядка, утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 17 декабря 2003 года № 478, Уставный Суд исходит из положений статьи 70 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», согласно которым Уставный Суд принимает постановления и дает заключения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный Суд принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении. Уставный Суд также исходит из ранее сформулированных судом правовых позиций, которые имеют значение для разрешения дела.

3. Согласно пункту 1 статьи 6 Устава (Основного Закона) Калининградской области все другие правовые акты, принимаемые на территории области, должны соответствовать положениям Устава области. Данные положения основаны на нормах Конституции Российской Федерации (пункт 2 статьи 5, пункт 2 статьи 66). Устав (Основной Закон) Калининградской области включен в единую систему российского законодательства, является основным правовым актом Калининградской области и имеет высшую юридическую силу по отношению к любым другим правовым актам органов государственной власти Калининградской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Калининградской области.

Как отмечено в Постановлении Уставного Суда Калининградской области от 16 июля 2004 года № 2-П, нормы Устава (Основного Закона) Калининградской области в большинстве своем носят учредительный характер и являются так называемыми нормами-принципами. Указанные нормы с одной стороны выполняют регулирующую функцию, заключающуюся в том, что субъект права действует в соответствии с ее предписаниями или требует от других соответствующего поведения, с другой стороны они являются базовыми, раскрываются и развиваются в конкретных нормах отраслевого права и находятся с ними в системной связи.

Пунктами 1 и 2 статьи 5 Устава (Основного Закона) Калининградской области предусмотрено, что в области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим федеральным законодательством и данным Уставом. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Согласно пункту 2 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Устав (Основной Закон) Калининградской области на основе положений Конституции Российской Федерации закрепляет самостоятельность местного самоуправления и его органов (пункт 1 статьи 1, пункты 1 и 5 статьи 58, статья 59). Однако, указанные нормы Устава (Основного Закона) области о самостоятельности органов местного самоуправления нельзя рассматривать в отрыве от других его положений. Согласно пункту 4 статьи 58 Устава (Основного Закона) области правовую основу местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, федеральные и областные законы об общих принципах организации местного самоуправления, настоящий Устав, уставы муниципальных образований. Из этого положения следует, что деятельность органов местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам, в том числе Уставу (Основному Закону) Калининградской области. Согласно пункту 1 статьи 58 Устава (Основного Закона) области местное самоуправление в области должно осуществляться исходя из интересов населения.

Из вышеуказанных норм следует, что положения принимаемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов не могут противоречить законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области и должны отвечать интересам населения соответствующего муниципального образования.

4. Оценивая оспариваемые заявителем положения Порядка с точки зрения их соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области, Уставный Суд исходит из того, что общие положения о порядке приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения определены Земельным кодексом Российской Федерации. Исходя из содержания пункта 2 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области, Земельный кодекс Российской Федерации, как федеральный закон, имеет верховенство в системе правового регулирования земельных отношений на территории области.

Согласно подпункту 2.2.2. пункта 2.2 Порядка при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование или в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами или законами Калининградской области заявления о предоставлении соответствующего земельного участка подаются заявителями в управление архитектуры и градостроительства мэрии. К заявлению прилагаются документы, указанные в пункте 2.2 Порядка, в том числе кадастровая карта (план) земельного участка.

Управление архитектуры и градостроительства мэрии в двухнедельный срок со дня поступления заявления готовит проект постановления мэра города Калининграда о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или на праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании вышеуказанного постановления мэра г. Калининграда заявитель обращается в управление земельных отношений комитета муниципального имущества г. Калининграда за подготовкой проекта договора безвозмездной передачи земельного участка в собственность или договора постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. К заявлению прилагаются документы, указанные в пункте 2.2 Порядка, а также карта (план) границ земельного участка.

Указанные положения Порядка, исходя из их содержания, предусматривают предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование гражданам, а также любым юридическим лицам. Однако, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень организаций, которым могут быть предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования и с момента введения его в действие не предусматривает такой режим использования земель для граждан (пункты 1, 2 статьи 20).

В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня поступления заявления гражданина или юридического лица принимает решение в случаях, установленных законом, о предоставлении земельного участка соответственно в собственность бесплатно, либо на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Как следует из вышеуказанной нормы, а также из положений пункта 1 статьи 25, пунктов 1, 2, 3 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 8, 217, 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования либо бесплатно в собственность осуществляется на основании акта уполномоченного органа и не требует дополнительного оформления в виде договора постоянного (бессрочного) пользования или договора безвозмездной передачи в собственность, как это указано в подпункте 2.2.2. пункта 2.2. Порядка. Акты органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом, могут выступать основанием возникновения гражданских прав, наряду со сделками. Федеральный законодатель не требует помимо акта уполномоченного органа о предоставлении земельного участка обязательного оформления во всех случаях соответствующей гражданско-правовой сделки.

Нормы подпункта 2.2.2 пункта 2.2 Порядка предусматривают в двухнедельный срок со дня поступления заявления лишь подготовку проекта постановления мэра города Калининграда о предоставлении земельного участка. Срок принятия непосредственно указанного постановления мэра города Калининграда, как итогового решения органа местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица, Порядком не определен. Исходя из буквального смысла приведенной нормы Порядка, принятие постановления мэра города Калининграда возможно по истечении указанного двухнедельного срока, что противоречит вышеуказанным нормам Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, положения подпункта 2.2.2. пункта 2.2 Порядка противоречат требованиям действующего федерального законодательства, фактически понуждают граждан и юридических лиц к совершению сделок, обязанность заключения которых не предусмотрена нормами действующего законодательства, что является нарушением их прав. На основании вышеизложенного и в силу предусмотренного Уставом (Основным Законом) Калининградской области верховенства федеральных законов, положения подпункта 2.2.2 пункта 2.2 Порядка не соответствуют Уставу (Основному Закону) Калининградской области, его статье 5 (пункты 1 и 2), статье 7 (пункт 2), статье 58 (пункты 1 и 4).

5. Взаимосвязанные положения подпунктов 2.3.1, 2.3.2., 2.3.3. и 2.3.4 пункта 2.3 Порядка в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка предусматривают следующее.

Управление архитектуры и градостроительства на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает подготовку и согласование с главным архитектором города проекта границ испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с проведением (либо без проведения) работ по разработке проекта межевания соответствующей территории (подпункт 2.3.1 пункта 2.3 Порядка).

Заявитель обращается в управление земельных отношений комитета муниципального имущества г. Калининграда с заявлением об утверждении согласованных границ земельного участка и постановкой его на кадастровый учет. Согласованные границы земельного участка утверждаются распоряжением вице-мэра города, председателя комитета муниципального имущества г. Калининграда (подпункт 2.3.2 пункта 2.3 Порядка).

Заявитель на основании утвержденных границ земельного участка обращается в уполномоченную организацию за формированием межевого дела. Границы земельного участка на основании утвержденного проекта границ устанавливаются на местности за счет заявителя (подпункт 2.3.3 пункта 2.3 Порядка).

Управление земельных отношений комитета муниципального имущества г. Калининграда в порядке и в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством, направляет документы для постановки сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет (подпункт 2.3.4 пункта 2.3 Порядка).

Однако, согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Сравнение указанных положений Земельного кодекса Российской Федерации с вышеприведенными положениями подпунктов 2.3.1. и 2.3.2 пункта 2.3. Порядка свидетельствует, что нормы Порядка предусматривают месячный срок не для утверждения проекта границ земельного участка, а лишь для подготовки проекта границ и его согласования с главным архитектором города, после чего Порядок устанавливает не предусмотренное Земельным кодексом Российской Федерации новое, дополнительное, обращение гражданина или юридического лица в орган местного самоуправления (в управление земельных отношений комитета муниципального имущества города Калининграда) с заявлением об утверждении согласованных границ земельного участка и постановкой его на кадастровый учет и утверждение границ распоряжением вице-мэра города, председателя комитета муниципального имущества города Калининграда. Сроки утверждения в Порядке не указаны. После утверждения заявитель сам должен обратиться в уполномоченную организацию за формированием межевого дела и за свой счет установить границы земельного участка на местности.

Таким образом, вышеуказанные положения Порядка по сравнению с нормами Земельного кодекса Российской Федерации значительно усложняют процедуру приобретения и перехода прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, ухудшают положение заявителей - граждан и юридических лиц, возлагая на них обязанности не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Отсутствие в вышеуказанных положениях Порядка четко определенных сроков совершения уполномоченными органами местного самоуправления действий, предусмотренных пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, допускает двусмысленность в применении положений Порядка на практике.

Из конституционных принципов равенства и справедливости вытекает требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение и не исключает неограниченное усмотрение в правоприменительной практике. Данная правовая позиция выражена в ряде Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации (от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 5 июля 2001 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и других).

По мнению Уставного Суда положения подпунктов 2.3.1, 2.3.2., 2.3.3. и 2.3.4 пункта 2.3 Порядка не отвечают требованию определенности правовой нормы и создают условия для нарушения прав граждан и юридических лиц.

В силу всего вышеизложенного указанные взаимосвязанные положения подпунктов 2.3.1, 2.3.2., 2.3.3. и 2.3.4 пункта 2.3 Порядка противоречат Уставу (Основному Закону) Калининградской области, его статье 5 (пункты 1 и 2), статье 7 (пункт 2), статье 58 (пункты 1 и 4).

6. В обращении заявителя оспаривались положения пункта 2.5 Порядка в редакции, утвержденной решением городского Совета депутатов Калининграда от 17 декабря 2003 года № 478.

Вместе с тем, решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 октября 2004 года № 284 «О внесении изменения в Порядок приобретения и перехода прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, утвержденный решением городского Совета депутатов Калининграда от 17.12.2003 г. № 478» внесено изменение в Порядок, согласно которому его пункт 2.5 изложен в новой редакции: «Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства».

Решение городского Совета депутатов Калининграда от 6 октября 2004 года № 284 опубликовано в газете «Гражданин» от 21-27 октября 2004 года № 83/84 (763/764).

Таким образом, оспариваемая заявителем редакция пункта 2.5 Порядка утратила силу к началу рассмотрения дела в заседании Уставного Суда.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 65 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд прекращает производство по делу в случае, если акт, легитимность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела в заседании Уставного Суда. В соответствии с указанной нормой Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» производство по делу в части соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2.5 Порядка подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, подпунктом 3 пункта 1 статьи 65, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

ПОСТАНОВИЛ :

1. Признать положения подпункта 2.2.2. пункта 2.2 «Порядка приобретения и перехода прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 17 декабря 2003 года № 478 не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области в части установления возможности предоставления земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование гражданам и юридическим лицам, для которых данный режим использования земель не предусмотрен Земельным кодексом Российской Федерации; в части указания на необходимость заключения договора постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или договора безвозмездной передачи в собственность земельного участка, а также в той мере, в какой они допускают возможность принятия постановления мэра города Калининграда о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или на праве постоянного (бессрочного) пользования по истечении двухнедельного срока со дня поступления заявления от граждан или юридических лиц, имеющих в соответствии с действующим законодательством право на предоставление земельных участков.

2. Признать взаимосвязанные положения подпунктов 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 и 2.3.4 пункта 2.3 «Порядка приобретения и перехода прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 17 декабря 2003 года № 478 не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области поскольку указанные положения допускают возможность утверждения проекта границ земельного участка по истечении месячного срока со дня поступления в уполномоченный орган местного самоуправления заявления гражданина или юридического лица, а также возлагают на граждан и юридических лиц обязанности, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Прекратить производство по делу в части пункта 2.5 «Порядка приобретения и перехода прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения», утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 17 декабря 2003 года № 478.

4. Настоящее Постановление является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на положениях, признанных не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области, либо воспроизводящих их. Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

5. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня его провозглашения.

6. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.