236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение Уставного Суда №97-О от 26 ноября 2018 года.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

 

О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Решения окружного Совета депутатов Гусевского городского округа от 16 июля 2014 года № 56 «Об утверждении Положения «О согласовании кандидатур для назначения на должности заместителей главы администрации, начальников управлений и отделов администрации муниципального образования «Гусевский городской округ»

 

 

город  Калининград                                                                      26 ноября 2018 года

 

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего   -   председателя        Ю.М.  Сафонова,              судей 

А.В. Кузнецова,  В.М. Фролова,

         рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению  обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина,

         заслушав доклад судьи В.М. Фролова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,

         исследовав представленные документы и иные материалы,

 

 

установил:           

                      

 

  1. В Уставный Суд 24 сентября 2018 года поступило обращение в форме запроса депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Игоря Алексеевича Ревина (далее – заявитель).

Заявитель просит признать не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 1 Решения окружного Совета депутатов Гусевского городского округа от 16 июля 2014 года № 56 «Об утверждении Положения «О согласовании кандидатур для назначения на должности заместителей главы администрации, начальников управлений и отделов администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» (далее – Решение № 56), которым утверждено  Положение о согласовании кандидатур для назначения на должности заместителей главы администрации, начальников управлений и отделов администрации МО «Гусевский городской округ» согласно приложению (далее – Положение).

Заявитель указывает, что Положение, утвержденное Решением № 56, основано на нормах пункта 8 части 2 статьи 33 Устава Гусевского городского округа, предусматривающего  назначение  на должность и освобождение  от должности заместителей главы администрации, начальников управлений и отделов администрации по согласованию с Советом депутатов.  Положение устанавливает порядок и сроки согласования с окружным Советом депутатов кандидатур для назначения на должности заместителей главы администрации, начальников управлений и отделов администрации.

По мнению заявителя, Положение, утвержденное  пунктом 1  Решения № 56,  ограничивает деятельность главы администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» по самостоятельному осуществлению предоставленных ему полномочий, основанных на принципах единоначалия, в том числе, как нанимателя муниципальных служащих, а также необоснованно наделяет полномочиями нанимателя муниципальных служащих представительный орган муниципального образования «Гусевский городской округ», что  противоречит статьям 35 и  37   Федерального закона  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия, который подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования. Также заявитель усматривает в утвержденном  пунктом 1 Решения № 56 Положении  наличие коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами  «а» (широта дискреционных полномочий), «в» (выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц) пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

В обоснование своей правовой позиции заявитель ссылается на Конституцию Российской Федерации (статьи 5, 12, 76,  130),  Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 2 статьи 4, часть 1 статьи 6, часть 4 статьи 7, статьи 43, 44),  Федеральный закон от 2 марта 2007 года   № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (часть 2 статьи 3 и часть 6 статьи 16), Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 6), Европейскую хартию местного самоуправления, позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

 

Заявитель полагает, что оспариваемая им норма Решения № 56 не соответствует пункту 3 статьи 1, пункту 2 статьи 43, статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

                 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона «Об Уставном Суде Калининградской области»  Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

         Согласно положениям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов определяются уставом муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 43, пункт 6 части 1 статьи 44).       

         Уставом муниципального образования «Гусевский городской округ» определено, что окружной Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Калининградской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности окружного Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Калининградской области, настоящим Уставом (часть 4 статьи 37); глава городского округа является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1 статьи 23),  подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые окружным Советом депутатов (пункт 5 части 3 статьи 23).

         Решение № 56 принято  окружным Советом депутатов Гусевского городского округа от 16 июля 2014 года,  подписано главой муниципального образования «Гусевский городской округ» В.В. Гацуком, опубликовано 23 июля 2014 года в издании «За доблестный труд» № 55.

         Согласно части 10 Устава муниципального образования «Гусевский городской округ» Решение № 56 вступило в силу на следующий день после его официального опубликования.

         Пунктом 1 Решения № 56 утверждено Положение «О согласовании кандидатур для назначения на должности заместителей главы администрации, начальников управлений и отделов администрации муниципального образования «Гусевский городской округ», которое является приложением к нему.

         Таким образом, Решение № 56  является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, и проверка его положения, оспариваемого заявителем на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области, подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что каждый депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

И.А. Ревин, обратившийся  с запросом в Уставный Суд, является депутатом Калининградской областной Думы шестого созыва.

       Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу,  что  обращение исходит от управомоченного лица.

Заявителем выполнены установленные статьями 37 и 38 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» общие требования, предъявляемые к обращению в Уставный Суд.

Обращение оплачено государственной пошлиной.

Принимая во внимание указанное, Уставный Суд считает, что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод – отвечающее требованиям закона обращение, и основание – обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Решения № 56.

На основании изложенного, руководствуясь  подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36,  пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75,   статьями  83,  84  Уставного закона  Калининградской  области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Решения окружного Совета депутатов Гусевского городского округа от 16 июля 2014 года № 56 «Об утверждении Положения «О согласовании кандидатур для назначения на должности заместителей главы администрации, начальников управлений и отделов администрации муниципального образования «Гусевский городской округ».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела назначить судью Уставного Суда В.М. Фролова судьей-докладчиком по указанному делу.

 

  1. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

Уставный Суд

                                                                                        Калининградской области

№ 97 – О