236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение Уставного Суда №94-О от 02 ноября 2018 года.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

 

О принятии к рассмотрению  обращения  депутата Калининградской областной  Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области первого дефиса               пункта 2.5 Административного регламента администрации городского округа «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, утвержденного Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 19 ноября 2015 года № 1937 «Об утверждении Административного регламента администрации городского округа «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение»

 

город  Калининград                                                                 2 ноября 2018 года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М. Сафонова, судей                    А.В. Кузнецова, В.М. Фролова,

рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной   Думы   шестого созыва    И.А. Ревина,

заслушав доклад судьи А.В. Кузнецова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,      исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:

 

  1. В Уставный Суд Калининградской области 29 августа 2018 года поступило обращение в    форме     запроса   депутата Калининградской областной  Думы шестого созыва И.А. Ревина (далее – заявитель).                         24 сентября  и  29 октября 2018 года Уставным Судом получены дополнения к обращению,  уточняющие обоснование правовой позиции заявителя.

Заявитель ставит вопрос о соответствии  Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца второго пункта 2.5 Административного регламента администрации городского округа «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение (далее – Административный регламент), утвержденного Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 19 ноября 2015 года № 1937 «Об утверждении Административного регламента администрации городского округа «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение» (далее – Постановление № 1937).

Заявитель считает абзац второй пункта 2.5 Административного регламента не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области в той мере, в какой им предусморено, что только статьями 36, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги,  и  указывает  на обнаружившуюся неопределенность в данном вопросе.

Исходя из структуры Административного регламента,  абзац второй пункта 2.5 Административного регламента является первым дефисом данного пункта, согласно которому в перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги, входит, в том числе «- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (в действующей редакции), ст. 36, 44, первоначальный текст опубликован в изданиях «Собрание законодательства Российской Федерации», 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14, «Российская газета», № 1, 12.01.2005;».

В качестве основания несоответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области заявитель указывает, что   отсылочная норма оспариваемого положения Административного регламента не содержит указание на статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, которые должны применяться администрацией городского округа «Калининград» при переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, а именно: «часть 1 статьи 22, пункт 3 части 1 статьи 24, статью 25, часть 2 статьи 40».

Заявитель поясняет, что,  исходя из  конституционных принципов правового государства, справедливости и равенства всех перед законом, вытекает требование определенности, ясности и недвусмысленности оспариваемого положения Административного регламента.

Обосновывая свою правовую позицию, заявитель приводит нормы Жилищного кодекса Российской Федерации  (часть 8 статьи 5, пункт 6   части 1 статьи 14, часть 1 статьи 22, пункт 3 части 1 статьи 24, статья 25, часть 3 статьи 36, часть 2 статьи 40), Федерального закона от 6 октября 2003 года  № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 2 статьи 4, часть 1 статьи 6, часть 4 статьи 7, статьи  35, 37, 44),  Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» (пункт 2 статьи 8), и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона (постановления Конституционного Суда Российской Федерации  от   11 ноября 2003 года           № 16-П, от 17 июня 2004 года № 12-П, от 29 июня 2004 года № 13-П).

Заявитель также усматривает в оспариваемом положении Административного регламента  содержание  коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами  «а» (широта дискреционных полномочий), «в» (выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц)  пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от             26 февраля 2010 года № 96.

Таким образом, руководствуясь своей правовой позицией и нормами  Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит Уставный Суд  признать первый  дефис пункта 2.5 Административного регламента, утвержденного   Постановлением №1937,   в той мере, в какой им предусмотрено, что только статьями 36, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги,  не соответствующим пункту 1 статьи 1, подпункту 8 пункта 1 статьи 7, пункту 1 статьи 43, статье 56,  пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52  Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

 Из   пункта  4   статьи 2   Федерального  закона  от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»  следует, что под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

      Согласно  пункту 15 статьи 13 данного  Федерального закона  порядок разработки и утверждения регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.

В соответствии с пунктом 5.3  Методических рекомендаций  по порядку разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов, утвержденных Распоряжением администрации городского округа «Город Калининград»  от 11 июля 2011 года  № 343-р,   административные регламенты  утверждаются в установленном порядке постановлениями администрации городского округа.

В соответствии с Уставом городского округа «Город Калининград»       (далее – Устав) администрация городского округа «Город Калининград»  является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа «Город Калининград», входит в структуру органов местного самоуправления городского округа «Город Калининград»  (пункт 1 статьи 25, пункт 1 статьи 46). 

Правовые акты – постановления администрации городского округа входят в систему муниципальных правовых актов города Калининграда (подпункт 4 пункта 1 статьи 28 Устава).

Глава городского округа в пределах своих полномочий издает постановления администрации городского округа (пункт 4 статьи 28 Устава).

Постановление № 1937 подписано главой городского округа                А.Г. Ярошуком,  опубликовано в издании «Гражданин» (специальный выпуск), № 61, 26 ноября 2015 года (Постановление), «Гражданин» (специальный выпуск), №62, 3 декабря 2015 года (Регламент, приложения          № 1-8 к Регламенту), действует в редакции Постановления администрации городского округа «Город Калининград» от 26 января 2018 года  № 74.

Пунктом 1 Постановления № 1937 утвержден   Административный регламент администрации городского округа «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, который является его приложением и неотъемлемой частью.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Датой официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта является дата публикации его полного текста в официальном печатном издании органов местного самоуправления городского округа «Город Калининград». Постановления администрации городского округа, принятые в пределах компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города юридическими лицами, гражданами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами (пункт 5 статьи 28 Устава).

Постановление № 1937 вступило в силу 3 декабря 2015 года.           

С учётом изложенного Уставный Суд приходит к выводу, что Постановление  № 1937 является нормативным правовым актом органа местного самоуправления,  и  проверка  положений Административного регламента, оспариваемых заявителем  на  соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области, подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»  определяет, что депутат Калининградской областной Думы  обладает   правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов местного самоуправления.

         Ревин Игорь Алексеевич,    обратившийся  с  запросом в Уставный Суд,  является  депутатом   Калининградской областной Думы шестого созыва, что подтверждается   соответствующим удостоверением от 6 октября 2016 года № 26.

Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу,  что  обращение исходит от управомоченного лица.

Обращение отвечает общим требованиям Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области».

Таким   образом,  Уставный Суд считает,  что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее  требованиям  закона обращение заявителя,  и   основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли первый дефис пункта 2.5 Административного регламента, утвержденного   Постановлением №1937, в той мере, в какой им предусморено, что только статьями 36, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги,  Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

            На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75,  статьями 83, 84  Уставного закона Калининградской области     «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области первого дефиса пункта 2.5 Административного регламента администрации городского округа «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, утвержденного Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 19 ноября 2015 года № 1937 «Об утверждении Административного регламента администрации городского округа «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по оформлению и выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела назначить судью Уставного Суда А.В. Кузнецова судьей -  докладчиком по указанному делу.

 

  1. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

 

 

Уставный Суд

                                                                                        Калининградской области

№ 94 – О