236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение Уставного Суда №93-О от 01 ноября 2018 года.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

 

О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 9 части 1 статьи 19 Устава муниципального образования «Зеленоградский городской округ», принятого Решением районного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» от 30 сентября 2015 года № 283 «О принятии Устава муниципального образования «Зеленоградский городской округ»

 

город  Калининград                                                                      1 ноября 2018 года

 

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего   -   председателя        Ю.М.  Сафонова,              судей 

А.В. Кузнецова,  В.М. Фролова,

         рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению  обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина,

         заслушав доклад судьи В.М. Фролова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,

         исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:                                  

 

  1. В Уставный Суд Калининградской области 23 августа 2018 года поступило обращение в форме запроса депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Игоря Алексеевича Ревина (далее – заявитель).

         Заявитель просит признать не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 9 части 1 статьи 19 Устава муниципального образования «Зеленоградский городской округ» (далее – Устав муниципального образования), принятого Решением районного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» от 30 сентября 2015 года № 283 «О принятии Устава муниципального образования «Зеленоградский городской округ» (далее – Решение № 283).

         Согласно оспариваемой норме  к полномочиям окружного Совета депутатов по правовому регулированию и вопросам организации деятельности органов местного самоуправления отнесено согласование назначения на должности первого заместителя и заместителей главы администрации Зеленоградского городского округа. В случае несогласования окружным Советом депутатов предложенной кандидатуры глава администрации Зеленоградского городского округа обязан в месячный срок предложить другую или прежнюю (не более двух раз) кандидатуру. После согласования с указанным должностным лицом заключается трудовой договор (контракт).

         По мнению заявителя, указанная норма Устава муниципального образования противоречит абзацу второму части 1 статьи 37   Федерального закона  от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 3 и части 6 статьи 16   Федерального    закона от   2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»,  поскольку  ограничивает деятельность главы муниципального образования «Зеленоградский городской округ» по самостоятельному осуществлению предоставленных ему полномочий, основанных на принципах единоначалия, в том числе, как нанимателя муниципальных служащих, а также необоснованно наделяет полномочиями нанимателя муниципальных служащих представительный орган муниципального образования «Зеленоградский городской округ». Также заявитель усматривает в оспариваемом положении Устава наличие коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами  «а» (широта дискреционных полномочий), «в» (выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц) пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

         При таких обстоятельствах, указывает заявитель,  оспариваемое им положение Устава муниципального образования  вступает в противоречие с нормами федерального законодательства, Устава (Основного Закона) Калининградской области,  что недопустимо в силу частей 1, 2, 4  статьи 15 Конституции Российской Федерации.

В обоснование своей правовой позиции заявитель также ссылается на Конституцию Российской Федерации (статьи 5, 12, 76,  130) Федеральный закон «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 2 статьи 4, часть 1 статьи 6, часть 4 статьи 7, статьи 43, 44),  Европейскую хартию местного самоуправления, позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении,  требованиями Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит  Уставный Суд признать пункт 9 части 1 статьи 19  Устава муниципального образования не соответствующим пункту 3 статьи 1, пункту 2 статьи 43, статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

                 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи  52 Устава  (Основного  Закона)  Калининградской  области, подпунктом  3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о  соответствии  Уставу (Основному Закону)  Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

Устав муниципального образования «Зеленоградский городской округ» принят в период действия Устава муниципального образования «Зеленоградский район», принятого Решением Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» от 5 июля 2005 года № 86 «О принятии Устава муниципального образования «Зеленоградский район».

Согласно Уставу муниципального образования «Зеленоградский район» районный Совет депутатов и глава муниципального района входят в структуру органов местного самоуправления муниципального района (пункт 1 статьи 25); районный Совет депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» является представительным органом местного самоуправления, в исключительной компетенции которого  находится принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений (пункт 1 статьи 26, подпункт 1 пункта 1 статьи 27);         глава муниципального образования «Зеленоградский район» является высшим должностным лицом муниципального образования «Зеленоградский район», к полномочиям главы муниципального образования относится подписание и обнародование в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативных правовых актов, принятых районным Советом депутатов МО «Зеленоградский район» (пункт 1 статьи 33, подпункт 3 пункта 1 статьи 34).

Таким образом, Устав муниципального образования «Зеленоградский городской округ» был принят Зеленоградским районным Советом депутатов в пределах предоставленных ему на тот период полномочий.

Устав муниципального образования «Зеленоградский городской округ» принят Решением районного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» от 30 сентября 2016 года № 283 «О принятии Устава муниципального образования «Зеленоградский городской округ» и является приложением к нему.

Решение № 283 подписано главой муниципального образования «Зеленоградский район» В. Губаровым и председателем районного Совета депутатов МО «Зеленоградский район» С. Кулаковым. Устав муниципального образования  зарегистрирован в Управлении Минюста России по Калининградской области 30 сентября 2015 года № RU393200002015001.  Решение № 283 опубликовано 1 декабря 2015 года в газете «Волна» № 76,  Устав муниципального образования вступил в силу после его официального опубликования (пункт 3 Решения № 283).

В настоящее время Устав муниципального образования действует в редакции Решения окружного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский городской округ» от 18 апреля 2018 года № 215 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Зеленоградский городской округ».

Оспариваемая заявителем норма действует в ее первоначальной редакции.

Согласно части 4 статьи 27 Устава муниципального образования Устав Зеленоградского городского округа и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории Зеленоградского городского округа.

Таким образом, Устав муниципального образования  принят управомоченным органом местного самоуправления,  является нормативным актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, и проверка его положений на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что каждый депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

И.А. Ревин, обратившийся  с запросом в Уставный Суд, является депутатом Калининградской областной Думы шестого созыва.

       Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу,  что  обращение исходит от управомоченного лица.

Заявителем выполнены установленные статьями 37 и 38 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» общие требования, предъявляемые к обращению в Уставный Суд.

Обращение оплачено государственной пошлиной.

Таким   образом,  для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее  требованиям  закона обращение,  и   основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу  (Основному    Закону)   Калининградской области пункта 9 части 1 статьи 19 Устава муниципального образования, принятого Решением № 283.

На основании изложенного, руководствуясь  подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36,  пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75,   статьями  83,  84  Уставного закона  Калининградской  области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 9 части 1 статьи 19 Устава муниципального образования «Зеленоградский городской округ», принятого Решением районного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» от 30 сентября 2015 года № 283 «О принятии Устава муниципального образования «Зеленоградский городской округ».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела назначить судью Уставного Суда В.М. Фролова судьей-докладчиком по указанному делу.

 

  1. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

 

Уставный Суд

                                                                                        Калининградской области

№ 93 – О