236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение Уставного Суда №90-О от 31 октября 2018 года.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

 

О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 8 части 2 статьи 33 Устава муниципального образования «Гусевский городской округ», принятого Решением окружного Совета депутатов Гусевского городского округа от 19 февраля 2014 года № 15 «О принятии Устава муниципального образования «Гусевский городской округ»

 

 

город  Калининград                                                                      31 октября 2018 года

 

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего   -   председателя        Ю.М.  Сафонова,              судей 

А.В. Кузнецова,  В.М. Фролова,

         рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению  обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина,

         заслушав доклад судьи В.М. Фролова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,

         исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:                                  

 

  1. В Уставный Суд 31 августа 2018 года поступило обращение в форме запроса депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Игоря Алексеевича Ревина (далее – заявитель).

Заявитель просит признать не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункт 8 пункта 2 статьи 33 Устава муниципального образования «Гусевский городской округ» (далее – Устав муниципального образования), принятого Решением окружного Совета депутатов Гусевского городского округа от 19 февраля 2014 года № 15 «О принятии Устава муниципального образования «Гусевский городской округ» (далее – Решение № 15), согласно которому к полномочиям  главы администрации городского округа  в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности относится назначение на должность и освобождение от должности заместителей главы администрации, начальников управлений и отделов администрации по согласованию с Советом депутатов.

         По мнению заявителя, указанная выше норма Устава муниципального образования противоречит абзацу второму части 1 статьи 37   Федерального закона  от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 3 и части 6 статьи 16   Федерального    закона от   2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»,  поскольку  ограничивает деятельность главы администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» по самостоятельному осуществлению предоставленных ему полномочий, основанных на принципах единоначалия, в том числе, как нанимателя муниципальных служащих, а также необоснованно наделяет полномочиями нанимателя муниципальных служащих представительный орган муниципального образования «Гусевский городской округ».

Также заявитель усматривает в оспариваемом положении Устава наличие коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами  «а» (широта дискреционных полномочий), «в» (выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц) пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

         При таких обстоятельствах, указывает заявитель,  оспариваемое им положение Устава муниципального образования  вступает в противоречие с нормами федерального законодательства, Устава (Основного Закона) Калининградской области,  что недопустимо в силу частей 1, 2, 4  статьи 15 Конституции Российской Федерации.

В обоснование своей правовой позиции заявитель также ссылается на Конституцию Российской Федерации (статьи 5, 12, 76,  130) Федеральный закон «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 2 статьи 4, часть 1 статьи 6, часть 4 статьи 7, статьи 43, 44),  Европейскую хартию местного самоуправления, позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении,  требованиями Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит  признать подпункт 8 пункта 2 статьи 33 Устава муниципального образования,  в той части, которая предусматривает, что  назначение на должность и освобождение от должности заместителей главы администрации, начальников управлений и отделов администрации осуществляется главой администрации по согласованию с Советом депутатов,  не соответствующим пункту 3 статьи 1, пункту 2 статьи 43, статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.  

Таким образом, исходя из изложенного,  заявитель ставит вопрос соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области  подпункта 8 пункта 2 статьи 33  Устава муниципального образования в части слов «по согласованию с Советом депутатов».

Уставный Суд отмечает,  что Устав муниципального образования «Гусевский городской округ» и нормативные правовые акты, вносящие в него изменения, допускают в текстах  различные наименования частей, пунктов и подпунктов, вместе с тем по   правилам юридической техники Устав должен  состоять из:  статей, частей, пунктов, абзацев.

Таким образом, фактически заявителем обжалуются не  подпункт 8 пункта 2 статьи 33, а  пункт 8 части 2 статьи 33 Устава муниципального образования.

                 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи  52 Устава  (Основного  Закона)  Калининградской  области, подпунктом  3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о  соответствии  Уставу (Основному Закону)  Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

Устав муниципального образования «Гусевский городской округ» принят Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Гусевский городской округ» от 19 февраля 2014 года № 15 «О принятии Устава муниципального образования «Гусевский городской округ» и является приложением к нему.

Решение № 15 подписано главой муниципального образования «Гусевский городской округ» В.В. Гацуком. Устав муниципального образования зарегистрирован в Управлении Минюста России по Калининградской области 12 марта 2014 года № RU393110002014001. Решение № 15 опубликовано 19 марта 2014 года (Устав) и 26 марта 2014 года (Решение) в издании «За доблестный труд» № 20 и № 22 соответственно. Устав муниципального образования «Гусевский городской округ» вступил в силу после его официального опубликования (пункт 3 Решения № 15).

Отдельные положения Устава муниципального образования «Гусевский городской округ» уже являлись предметом рассмотрения Уставного Суда, согласно выводам которого Устав муниципального образования является муниципальным правовым актом органа местного самоуправления, принят окружным Советом депутатов муниципального образования «Гусевский городской округ» и подписан главой городского округа в пределах предоставленных им полномочий (Постановление от 14 августа 2017 года № 7-П).

В настоящее время Устав муниципального образования «Гусевский городской округ» действует в редакции Решения окружного Совета депутатов Гусевского городского округа от 26 апреля 2018 года № 30 «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Гусевский городской округ».

Оспариваемая заявителем норма действует в ее первоначальной редакции.

Таким образом, проверка пункта 8 части 2 статьи 33 Устава муниципального образования «Гусевский городской округ» на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что каждый депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

И.А. Ревин, обратившийся  с запросом в Уставный Суд, является депутатом Калининградской областной Думы шестого созыва.

       Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу,  что  обращение исходит от управомоченного лица.

Заявителем выполнены установленные статьями 37 и 38 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» общие требования, предъявляемые к обращению в Уставный Суд.

Обращение оплачено государственной пошлиной.

Таким   образом,  для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее  требованиям  закона обращение,  и   основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу  (Основному    Закону)   Калининградской области пункта 8 части 2 статьи 33 Устава муниципального образования, принятого Решением № 15.

На основании изложенного, руководствуясь  подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36,  пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75,   статьями  83,  84  Уставного закона  Калининградской  области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 8 части 2 статьи 33 Устава муниципального образования «Гусевский городской округ», принятого Решением окружного Совета депутатов Гусевского городского округа от 19 февраля 2014 года № 15 «О принятии Устава муниципального образования «Гусевский городской округ».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела назначить судью Уставного Суда В.М. Фролова судьей-докладчиком по указанному делу.

 

  1. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

 

 

Уставный Суд

                                                                                        Калининградской области

№ 90 – О