236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение Уставного Суда №87-О от 26 октября 2018 года.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 8 части 3 статьи 31 Устава муниципального образования «Балтийский муниципальный район», принятого Решением Совета депутатов муниципального образования «Балтийский муниципальный район» от 19 ноября 2009 года № 15 «О принятии Устава муниципального образования «Балтийский муниципальный район»

 

город  Калининград                                                                      26 октября 2018 года

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего   -   председателя        Ю.М.  Сафонова,                     судей  А.В. Кузнецова,  В.М. Фролова,

         рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению  обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина,

         заслушав доклад судьи Ю.М. Сафонова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,

         исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:                                  

 

  1. В Уставный Суд Калининградской области 17 августа 2018 года поступило обращение в форме запроса депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Игоря Алексеевича Ревина (далее – заявитель). Заявитель просит признать не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 8 части 3 статьи 31 Устава муниципального образования «Балтийский муниципальный район» (далее – Устав муниципального образования), принятого Решением Совета депутатов муниципального   образования    «Балтийский   муниципальный    район»   от 19 ноября 2009 года № 15 «О принятии Устава муниципального образования «Балтийский муниципальный район» (далее – Решение № 15).

         Согласно оспариваемой норме в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности глава администрации муниципального района назначает на должность и освобождает от должности заместителей главы администрации муниципального района, начальников управлений и комитетов администрации муниципального района по согласованию с районным Советом депутатов, а также решает вопросы применения к ним мер поощрения и дисциплинарной ответственности.

          По мнению заявителя, указанная выше норма Устава муниципального образования противоречит абзацу второму части 1 статьи 37   Федерального закона  от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 3 и части 6 статьи 16   Федерального    закона от   2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»,  поскольку  ограничивает деятельность главы муниципального образования «Балтийский   муниципальный    район» по самостоятельному осуществлению предоставленных ему полномочий, основанных на принципах единоначалия, в том числе, как нанимателя муниципальных служащих, а также необоснованно наделяет полномочиями нанимателя муниципальных служащих представительный орган муниципального образования «Балтийский   муниципальный    район». Также заявитель усматривает в оспариваемом положении Устава наличие коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами  «а» (широта дискреционных полномочий), «в» (выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц) пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

         В обоснование своей правовой позиции заявитель ссылается на Конституцию Российской Федерации (статьи 5, 12, 76,  130), Федеральный закон «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 2 статьи 4, часть 1 статьи 6, часть 4 статьи 7, статьи 43, 44),  Европейскую хартию местного самоуправления.

         Заявитель полагает, что оспариваемое им положение Устава муниципального образования «Балтийский   муниципальный    район» противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и  не  соответствует  пункту 3 статьи 1,  пункту  2  статьи 43, статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении,  требованиями Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит  Уставный Суд признать пункт 8 части 3 статьи 31 Устава муниципального образования не соответствующим пункту 3 статьи 1, пункту 2 статьи 43, статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

                 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи  52 Устава  (Основного  Закона)  Калининградской  области, подпунктом  3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о  соответствии  Уставу (Основному Закону)  Калининградской области

нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

Вопрос проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской  области положений Устава муниципального образования «Балтийский муниципальный район» уже был предметом рассмотрения Уставного Суда в связи с обращением депутата Калининградской областной  Думы пятого созыва П.Н. Федорова. 

Уставным Судом по данному вопросу  принято Постановление от 7 мая  2014 года  № 4-П,  из которого следует,  что  Устав  муниципального образования является нормативным правовым актом в системе муниципальных правовых актов, принят управомоченным органом местного самоуправления, и проверка его положений   подведомственна Уставному Суду.

В Устав  муниципального образования неоднократно вносились изменения, в настоящее время он действует в редакции Решения районного Совета депутатов муниципального образования «Балтийский муниципальный район» от 28 июня 2017 года № 70 «О внесении изменений и дополнений в Устав Балтийского муниципального района, принятый Решением Совета депутатов муниципального образования «Балтийский муниципальный район» от 19 ноября 2009 года  № 15».

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что каждый депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

И.А. Ревин, обратившийся  с запросом в Уставный Суд, является депутатом Калининградской областной Думы шестого созыва.

       Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу,  что  обращение исходит от управомоченного лица.

Заявителем выполнены установленные статьями 37 и 38 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» общие требования, предъявляемые к обращению в Уставный Суд.

Обращение оплачено государственной пошлиной.

Таким   образом,  для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее  требованиям  закона обращение,  и   основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу  (Основному    Закону)   Калининградской области пункта 8 части 3 статьи 31 Устава муниципального образования, принятого Решением № 15.

На основании изложенного, руководствуясь  подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36,  пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75,   статьями  83,  84  Уставного закона  Калининградской  области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 8 части 3 статьи 31 Устава муниципального образования «Балтийский муниципальный район», принятого Решением Совета депутатов муниципального образования    «Балтийский муниципальный район» от 19 ноября 2009 года № 15 «О принятии Устава муниципального образования «Балтийский муниципальный район».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела назначить судью Уставного Суда Ю.М. Сафонова судьей-докладчиком по указанному делу.

 

  1. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

 

Уставный Суд

                                                                                        Калининградской области

№ 87 – О