236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение от 27 декабря 2017 года №85-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

 

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И. А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 статьи 1 Закона Калининградской области от 4 июня 2002 года № 144 «О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области»

 

 

город  Калининград                                                                 27 декабря  2017  года

 

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего – председателя Ю.М. Сафонова,  судей  А.В. Кузнецова, В.М. Фролова,

         рассмотрев в судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина,

         заслушав доклад судьи В.М. Фролова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,

         исследовав представленные документы и иные материалы,

 

                               установил:                                  

 

  1. В Уставный Суд 27 октября 2017 года от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И. А. Ревина (далее – заявитель) поступило обращение в форме запроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 статьи 1 Закона Калининградской области от 4 июня 2002 года № 144 «О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области» (далее – Закон Калининградской области № 144), согласно которому представители общественности в квалификационной коллегии назначаются Калининградской областной Думой в количестве 7 человек.

Заявителем оспаривается пункт 2 статьи 1 Закона Калининградской области № 144  в той мере, в какой им в соответствии с полномочиями Калининградской областной Думы по назначению представителей общественности в квалификационной коллегии судей Калининградской области в количестве 7 человек не указано, что назначение происходит из состава выдвинутых кандидатов в представители общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области, которые соответствуют требованиям пункта 2 статьи 2 и пункта 8 статьи 11 Федерального закона от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах заявитель полагает, что обнаруживается неопределенность в вопросе о том,  соответствует ли пункт 2 статьи 1 Закона Калининградской области № 144 Уставу (Основному Закону) Калининградской области в части содержания норм.

Руководствуясь своей правовой позицией, статьями 4, 36, 37, 38, 83 Уставного закона «Об Уставном Суде Калининградской области»  заявитель просит признать пункт 2 статьи 1 Закона Калининградской области № 144 не соответствующим пункту 1 статьи 2, подпунктам 1 и 3 пункта 1 статьи 7, пункту 1 статьи 8, пунктам 1 и 3 статьи 15, пункту 3 статьи 43 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд Калининградской области рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области законов Калининградской области.

Закон Калининградской области № 144 «О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области» принят Калининградской областной Думой 23 мая 2002 года, подписан главой администрации (губернатором) Калининградской области В.Г. Егоровым 4 июня 2002 года, опубликован 7 июня 2002 года в издании «Российская газета» («Запад России») № 102 и вступил в силу со дня его официального опубликования (статья 6).

В Закон Калининградской области № 144 неоднократно вносились изменения, и в настоящее время он действует в редакции Закона Калининградской области от 2 декабря 2015 года № 485 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области». В оспариваемый  заявителем пункт 2 статьи 1 Закона Калининградской области № 144 изменения и дополнения не вносились.

Таким образом, обращение заявителя о проверке соответствия пункта 2 статьи 1 Закона Калининградской области № 144 Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственно Уставному Суду Калининградской области.

 

  1. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации установление судебной системы Российской Федерации в целом, которое в силу ее статьи 118 (часть 3) осуществляется исключительно Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в соответствии со статьей 29 которого для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества (часть 1); компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются федеральным законом (часть 3).

Принятый в развитие положений указанного Федерального конституционного закона и закрепляющий основные принципы организации и деятельности органов судейского сообщества,  вопросы их формирования и  компетенции Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 30-ФЗ) определяет пределы полномочий субъектов Российской Федерации в регулировании деятельности органов судейского сообщества.

Согласно нормам указанного Закона органами судейского сообщества в Российской Федерации являются, в том числе квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (статья 3); квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов Российской Федерации, представителей общественности, представителей Президента Российской Федерации (статья 11).

Пунктом 6 статьи 11 Федерального закона № 30-ФЗ предусмотрено, что представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определенном законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель указанным Федеральным законом предоставил  субъектам Российской Федерации полномочия лишь в части    установления порядка назначения представителей общественности в квалификационной коллегии судей.

Заявитель полагает, что в связи с тем, что пункт 2 статьи 1 Закона Калининградской области № 144 не содержит требования к кандидатам в представители общественности в квалификационной коллегии судей, предусмотренные пунктом 2 статьи 2 и пунктом 8 статьи 11 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», указанная норма не подлежит действию.

Вместе с тем требования к представителю общественности в квалификационной коллегии установлены статьей  2 Закона Калининградской области № 144,  согласно которой к представителю общественности в квалификационной коллегии предъявляются требования, установленные Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Указанная норма является по своему характеру отсылочной нормой и применяется в системной взаимосвязи с положениями федерального законодательства, регулирующего данный вопрос.

Так, согласно Федеральному закону № 30-ФЗ судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества (пункт 2 статьи 2), представителями общественности в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся руководителями организаций и учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, адвокатами и нотариусами (пункт 8 статьи 11).

В указанной части Федеральный закон № 30-ФЗ является законом прямого действия, обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, требования к представителю общественности в квалификационной коллегии судей установлены федеральным законодательством и не требуется  дополнительного правового регулирования законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 36 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» поводом к рассмотрению дела в Уставном Суде является обращение в форме запроса, отвечающее требованиям указанного Закона и определенное Уставным Судом в качестве подведомственного, основанием к рассмотрению дела является  обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем нормы закона Калининградской области. В данном случае такая неопределенность отсутствует.

Уставный Суд приходит к выводу что, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 42   во взаимосвязи со статьей 84  Уставного закона  «Об Уставном Суде Калининградской области» данное обращение  не является допустимым и не может быть принято Уставным Судом к рассмотрению.

         На  основании  изложенного,  руководствуясь  статьями  36,  37, подпунктом 2  пункта 1 статьи 42, пунктом 1 статьи 75, статьей 84 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

                                          

определил:

 

  1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И. А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 статьи 1 Закона Калининградской области от 4 июня 2002 года № 144 «О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области».

 

  1. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации настоящее Определение является основанием для возврата заявителю депутату Калининградской областной Думы  шестого  созыва  И.А. Ревину уплаченной государственной пошлины.

 

  1. Определение по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

 

Уставный Суд

Калининградской области 

№ 85 – О