236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение Уставного Суда №80-О от 04 октября 2018 года.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 9 части 1               статьи 20 Устава муниципального образования «Полесский городской округ», принятого Решением Полесского районного Совета депутатов от                   26 декабря 2016 года № 139 «О принятии Устава муниципального образования «Полесский городской округ»

 

город  Калининград                                                               4 октября   2018  года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М. Сафонова, судей                    А.В. Кузнецова, В.М. Фролова,

         рассмотрев в судебном заседании результаты предварительного изучения обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина,

заслушав доклад судьи А.В. Кузнецова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,      исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:

 

  1. В Уставный Суд 7 августа 2018 года от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Ревина Игоря Алексеевича (далее – заявитель) поступило обращение в форме запроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 9 части 1 статьи 20 Устава муниципального образования «Полесский городской округ» (далее – Устав), принятого Решением Полесского районного Совета депутатов от 26 декабря 2016 года № 139 «О принятии Устава муниципального образования «Полесский городской округ» (далее – Решение № 139).

Пунктом 9 части 1 статьи 20 Устава установлено, что Совет депутатов округа обладает, в том числе следующим полномочием: «утверждает назначение на должность и освобождение от должности заместителей главы администрации округа. В случае неутверждения Советом депутатов округа предложенных кандидатур глава администрации округа обязан в месячный срок предложить другую или прежнюю (не более двух раз) кандидатуру. После утверждения с указанным должностным лицом заключается трудовой договор;».

Заявитель считает, что установленное пунктом 9 части 1 статьи 20 Устава требование противоречит абзацу второму части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 3, части 6 статьи 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», поскольку ограничивает деятельность главы администрации муниципального образования «Полесский городской округ» по самостоятельному осуществлению предоставленных ему полномочий, основанных на принципах единоначалия, в том числе как нанимателя муниципальных служащих, а также необоснованно наделяет полномочиями нанимателя муниципальных служащих представительный орган муниципального образования «Полесский городской округ».

Заявитель усматривает в оспариваемом положении Устава содержание коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами «а» (широта дискреционных полномочий), «в» (выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц) пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

Обосновывая свою правовую позицию, заявитель приводит нормы Конституции Российской Федерации (части 1, 2, 5 статьи 76, статья 12, часть 2 статьи 130), Федерального закона № 131-ФЗ (статьи 4, 7, 35, 37, 44), Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» (пункт  2 статьи 8), и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2003 года № 16-П, от 17 июня 2004 года № 12-П, от 29 июня 2004 года № 13-П).

         Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении, и требованиями Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит  Уставный Суд признать пункт 9 части 1 статьи 20 Устава не соответствующим пункту 3 статьи 1, пункту 2 статьи 43, статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Полесский муниципальный район», принятым Решением Полесского окружного Совета депутатов от 10 декабря 2008 года № 120 «О принятии Устава муниципального образования «Полесский муниципальный район» (далее – Решение № 120) и действовавшим на момент принятия Решения № 139, представительным органом муниципального района является районный Совет депутатов муниципального образования «Полесский район», к исключительной компетенции которого относится принятие Устава муниципального района и внесение в него изменений и дополнений (часть 1 статьи 23, подпункт  1 пункта 7 части 1 статьи 26), глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального образования, подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые районным Советом депутатов (части 1, 3 статьи 24).

Устав муниципального образования «Полесский городской округ» принят Решением № 139 и является приложением к нему.

         Решение № 139 подписано главой муниципального образования «Полесский муниципальный район» А. Ю. Мусейчуком, зарегистрировано в Управлении Минюста России по Калининградской области 28 декабря 2016 года № RU393270002016001, опубликовано 31 декабря 2016 года в газете «Полесский вестник» № 97, вступило в силу с 1 января  2017 года (пункт 5 Решения № 139).

         В настоящее время Устав муниципального образования «Полесский городской округ» действует в редакции Решения Совета депутатов Полесского городского округа от 30 августа 2017 года № 203 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Полесский городской округ».

         Оспариваемая заявителем норма действует в её первоначальной редакции.

         Согласно части 4 статьи 28 Устава настоящий Устав является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории Полесского городского округа.

  Таким образом, Устав муниципального образования «Полесский городской округ» является нормативным актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, принят управомоченным органом местного самоуправления, и проверка его положений на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области  подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории Калининградской области.

         Ревин Игорь Алексеевич, обратившийся с запросом в Уставный Суд, является депутатом Калининградской областной Думы шестого созыва, что подтверждается соответствующим удостоверением от 6 октября 2016 года   № 26.

Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что обращение исходит от управомоченного лица.

Согласно статье 84 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» обращение заявителя отвечает критериям допустимости для данной категории дел.

Обращение отвечает общим требованиям статей 37, 38 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», оплачено государственной пошлиной.

Таким образом, Уставный Суд считает, что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее требованиям закона обращение заявителя, и основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу  (Основному  Закону)  Калининградской области пункт 9 части 1 статьи 20 Устава, принятого Решением № 139.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75, статьями 83, 84 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 9 части 1 статьи 20 Устава муниципального образования «Полесский городской округ», принятого Решением Полесского районного Совета депутатов от                   26 декабря 2016 года № 139 «О принятии Устава муниципального образования «Полесский городской округ».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела назначить судью Уставного Суда А.В. Кузнецова судьей - докладчиком по указанному делу.

 

  1. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

 

Уставный Суд

                                                                                        Калининградской области

№ 80 – О