236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение Уставного Суда №78-О от 03 октября 2018 года.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

 

О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 9 части 1 статьи 20 Устава муниципального образования «Гвардейский городской округ», принятого решением Совета депутатов Гвардейского района от 18 сентября 2014 года № 316 «О принятии Устава муниципального образования «Гвардейский городской округ»

 

 

город  Калининград                                                                      3 октября 2018 года

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего   -   председателя        Ю.М.  Сафонова,              судей 

А.В. Кузнецова,  В.М. Фролова,

         рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению  обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина,

         заслушав доклад судьи В.М. Фролова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,

         исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:                                  

 

  1. В Уставный Суд Калининградской области 3 августа 2018 года поступило обращение в форме запроса депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Игоря Алексеевича Ревина (далее – заявитель). Заявитель просит признать не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 9 части 1 статьи 20 Устава муниципального образования «Гвардейский городской округ» (далее – Устав муниципального образования), принятого решением Совета депутатов Гвардейского района от 18 сентября 2014 года № 316 «О принятии Устава муниципального образования «Гвардейский городской округ» (далее – Решение № 316).

         По мнению заявителя, указанная выше норма Устава муниципального образования противоречит абзацу второму части 1 статьи 37   Федерального закона  от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 3 и части 6 статьи 16   Федерального    закона от   2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»,  поскольку  ограничивает деятельность главы муниципального образования «Гвардейский городской округ» по самостоятельному осуществлению предоставленных ему полномочий, основанных на принципах единоначалия, в том числе, как нанимателя муниципальных служащих, а также необоснованно наделяет полномочиями нанимателя муниципальных служащих представительный орган муниципального образования «Гвардейский городской округ». Также заявитель усматривает в оспариваемом положении Устава наличие коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами  «а» (широта дискреционных полномочий), «в» (выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц) пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

         В обоснование своей правовой позиции заявитель ссылается на Конституцию Российской Федерации (статьи 5, 12, 76,  130) Федеральный закон «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 2 статьи 4, часть 1 статьи 6, часть 4 статьи 7, статьи 43, 44),  Европейскую хартию местного самоуправления.

         Заявитель полагает, что оспариваемое им положение Устава муниципального образования «Гвардейский городской округ» противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не соответствует пункту 3 статьи 1, пункту 2 статьи 43, статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении,  требованиями Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит  Уставный Суд признать пункт 9 части 1 статьи 20 Устава муниципального образования не соответствующим пункту 3 статьи 1, пункту 2 статьи 43, статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

                 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи  52 Устава  (Основного  Закона)  Калининградской  области, подпунктом  3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о  соответствии  Уставу (Основному Закону)  Калининградской области

 

нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

Согласно Уставу муниципального образования «Гвардейский район», принятому Решением Совета депутатов Гвардейского района от 23 января 2013 года № 180 «О принятии нового Устава муниципального образования «Гвардейский район» и действовавшему на момент принятия    Решения № 316,  представительный орган – Совет депутатов муниципального образования «Гвардейский район» и глава муниципального образования «Гвардейский район» входят в структуру органов местного самоуправления муниципального образования «Гвардейский район» (пункты 1 и 2 части 1 статьи 26); в исключительной компетенции Совета депутатов муниципального образования «Гвардейский район» находится принятие Устава муниципального образования «Гвардейский район» и внесение в него изменений и дополнений (пункт 1 части 1 статьи 28); глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования «Гвардейский район» и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 33);  подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов муниципального образования «Гвардейский район» (пункт 2 части 5 статьи 33).

Устав муниципального образования «Гвардейский городской округ» принят Решением Совета депутатов муниципального образования «Гвардейский район» от 18 сентября 2014 года № 316 «О принятии Устава муниципального образования «Гвардейский городской округ» и является приложением к нему.

Решение № 316 подписано главой муниципального образования «Гвардейский район» В.А. Соломатиным. Устав муниципального образования  зарегистрирован в Управлении Минюста России по Калининградской области 2 октября 2014 года № RU393220002014001.

 Решение № 316 опубликовано 8 октября 2014 года в газете «Наша жизнь» № 78. Устав муниципального образования «Гвардейский городской округ» в соответствии с пунктом 4 Решения № 316 вступил в силу  с 1 января 2015 года.

         В настоящее время Устав муниципального образования действует в редакции Решения Совета депутатов Гвардейского городского округа от 20 марта 2018 года № 297 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Гвардейский городской округ».

         Оспариваемая заявителем норма действует в ее первоначальной редакции.

Согласно части 4 статьи 28 Устава муниципального образования Устав Гвардейского городского округа и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории Гвардейского городского округа.

 

Таким образом, Устав муниципального образования «Гвардейский городской округ» принят управомоченным органом местного самоуправления, является нормативным актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, и проверка его положений на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что каждый депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

И.А. Ревин, обратившийся  с запросом в Уставный Суд, является депутатом Калининградской областной Думы шестого созыва.

       Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу,  что  обращение исходит от управомоченного лица.

Заявителем выполнены установленные статьями 37 и 38 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» общие требования, предъявляемые к обращению в Уставный Суд.

Обращение оплачено государственной пошлиной.

Таким   образом,  для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее  требованиям  закона обращение,  и   основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу  (Основному    Закону)   Калининградской области пункта 9 части 1 статьи 20 Устава муниципального образования, принятого Решением № 316.

На основании изложенного, руководствуясь  подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36,  пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75,   статьями  83,  84  Уставного закона  Калининградской  области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 9 части 1 статьи 20 Устава муниципального образования «Гвардейский городской округ», принятого решением Совета депутатов Гвардейского района от 18 сентября 2014 года № 316 «О принятии Устава муниципального образования «Гвардейский городской округ».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела назначить судью Уставного Суда В.М. Фролова судьей-докладчиком по указанному делу.

 

 

  1. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

 

Уставный Суд

                                                                                        Калининградской области

№ 78– О