236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение Уставного Суда №7-О от 8 февраля 2019 года.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

 

об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданина А.П. Пухальского о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Приказа Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года № 86 «О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» по порядку опубликования

 

город  Калининград                                                                 8 февраля  2019  года

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего – председателя Ю.М. Сафонова,  судей  А.В. Кузнецова, В.М. Фролова,

         рассмотрев в судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения гражданина А.П. Пухальского,

         заслушав доклад судьи В.М. Фролова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,

         исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:                                  

 

  1. В Уставный Суд 17 декабря 2018 года от гражданина Пухальского Алексея Поликарповича (далее – заявитель) поступило обращение в форме запроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Приказа Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года № 86 «О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее – Приказ № 86)  по порядку опубликования  

                Заявитель полагает, что Приказ № 86, как нормативный правовой акт, должен был пройти процедуру официального опубликования в средствах массовой информации для всеобщего сведения, а также в соответствии со статьей 1 Закона Калининградской области от 15 июля 2014 года № 339 «О размещении (опубликовании) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)   правовых актов органов государственной власти и должностных лиц Калининградской области и об особенностях внесения в Калининградскую областную Думу законопроектов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» (далее – Закон Калининградской области № 339) размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Однако Приказ № 86 был размещен только на сайте Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области.

В обращении заявитель указывает, что Приказом № 86 определен перечень объектов недвижимого имущества на 2017 год, для которых налоговой базой является кадастровая стоимость. В октябре 2018 года при уплате налога на имущество физических лиц ему стало известно, что в определенный Приказом № 86 перечень включен и принадлежащий ему объект – здание автосервиса с кадастровым номером 39:04:010130:424, расположенное в г. Гусеве по ул. Толстого, дом 4. В результате заявителю, по его мнению, необоснованно начислена сумма налога на имущество более 100000 рублей.

Заявитель считает, что по причине неопубликования Приказа № 86 в средствах массовой информации и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), он как собственник объекта недвижимости был лишен возможности своевременно обратиться с заявлением в межведомственную Комиссию по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий на территории Калининградской области для целей налогообложения, либо провести независимую оценку кадастровой стоимости объектов недвижимости для установления ее равной рыночной стоимости.

Руководствуясь своей правовой позицией, статьями 4, 36, 37, 38, 83, 85 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» заявитель просит признать Приказ № 86 не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области по порядку опубликования.

 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 2 пункта 3 статьи 4 Уставного закона «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов государственной власти Калининградской области.

Согласно пункту 1 статьи 36 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» поводом к рассмотрению дела в Уставном Суде является обращение в форме запроса, отвечающее требованиям указанного Закона и определенное Уставным Судом в качестве подведомственного.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 85 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд Калининградской области осуществляет проверку соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов, в том числе по порядку опубликования.

        Согласно Положению о Министерстве по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, утвержденному  Постановлением Правительства Калининградской области от 2 февраля 2011 года № 57 «О Министерстве по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области», Министерство является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере промышленности, предпринимательства, потребительского рынка, инвестиционной и инновационной деятельности (пункт 1).

         Министерство возглавляет на основе единоначалия входящий в состав Правительства Калининградской области министр по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области (пункт 14), который издает приказы нормативного и ненормативного характера (подпункт 19 пункта 17).

        При разрешении вопроса о том, является ли правовой акт нормативным, судебная практика руководствуется разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в  Постановлении от  25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами». 

         Согласно пункту 2 указанного Постановления признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.       

Приказ № 86 издан 26 июля 2017 года, подписан временно исполняющим обязанности министра Д.А. Кусковым, опубликован 3 августа 2017 года на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru),  вступил в силу со дня подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года (пункт 5), является нормативным правовым актом органа исполнительной власти Калининградской области, и проверка его соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области по порядку опубликования подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Исходя из смысла подпункта 2 пункта 2 статьи 36 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемый заявителем нормативный правовой акт по порядку его опубликования.

Согласно статье 84 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» запрос в Уставный Суд о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за несоответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Заявитель считает, что Приказ № 86 не прошел процедуру официального опубликования в средствах массовой информации, а также в соответствии со статьей 1 Закона Калининградской области № 339 не размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

         Согласно статье 1 Закона Калининградской области № 339, регулирующего отношения, связанные с официальным опубликованием правовых актов органов государственной власти и должностных лиц Калининградской области,  на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются), в том числе нормативные правовые акты органов исполнительной власти Калининградской области.

 Статьей 2 указанного Закона установлено, что источниками официального опубликования правовых актов, указанных в статье 1 настоящего Закона, являются официально уполномоченное периодическое печатное издание (официальное издание), определенное Правительством Калининградской области в соответствии с абзацем вторым пункта 5                статьи 27 Закона Калининградской области «О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области», и «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

         Официальным опубликованием правовых актов, указанных в статье 1 настоящего Закона, считается первая публикация их полного текста в официально уполномоченном периодическом печатном издании (официальном издании) или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Официальными считаются тексты правовых актов, указанных в статье 1 настоящего Закона, которые были официально опубликованы и (или) размещены: в официально уполномоченном периодическом печатном издании (официальном издании), указанном в абзаце втором настоящей статьи; на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Приказ № 86 был опубликован 3 августа 2017 года  на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Уставный Суд приходит к мнению, что оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в установленном порядке, и  неопределенность в данном вопросе отсутствует.

Таким образом, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 42 во взаимосвязи со статьей 84 Уставного закона «Об Уставном Суде Калининградской области» данное обращение в соответствии с требованиями настоящего Уставного закона не является допустимым и не может быть принято Уставным Судом к рассмотрению.

         На основании изложенного и руководствуясь статьями 36, 37,     пунктом 1 статьи 41, подпунктом 2 пункта 1 статьи 42, пунктом 1 статьи 75, статьей 84 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданина А.П. Пухальского о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Приказа Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области от 26 июля 2017 года № 86  «О перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» по порядку опубликования.

 

  1. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации настоящее Определение является основанием для возврата заявителю А.П. Пухальскому уплаченной государственной пошлины.

 

  1. Определение Уставного Суда Калининградской области окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

 

Уставный Суд

                                                                                        Калининградской области 

№ 7–О