236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение от 27 сентября 2017 года №71-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи»

 

город  Калининград                                                               27 сентября 2017  года

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего – председателя Ю.М. Сафонова, судей                  А.В. Кузнецова, В.М. Фролова,

         рассмотрев в судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва   И.А. Ревина,

         заслушав доклад судьи Ю.М. Сафонова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,

         исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:           

                     

  1. В Уставный Суд 1 августа 2017 года от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина (далее – заявитель) поступило обращение в форме запроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 Положения об аппарате мирового судьи (далее – Положение), утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи» (далее – Приказ № 101).

Заявителем оспаривается пункт 2 Положения, утвержденного Приказом № 101, согласно которому Аппарат мирового судьи Калининградской области входит в структуру Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области (далее - Агентство) и не обладает правами юридического лица.

Как     указал   заявитель,   Федеральным   конституционным   законом «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда (часть 1 статьи 32).  В  соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом.

Заявитель  поясняет,   что  согласно   статье  9   Федерального   закона «О мировых судьях в Российской Федерации» аппарат мирового судьи обеспечивает его работу; структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации (пункт 1); работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 2). Таким образом, определена принадлежность аппарата мирового судьи к мировому судье, а не к органу исполнительной государственной власти, созданному для материально-технического обеспечения мировых судей, а также предоставляет субъекту Российской Федерации право устанавливать структуру и штатное расписание аппарата мирового судьи.

Заявитель указал, что поскольку секретарь судебного заседания в соответствии с уголовным и гражданским процессуальным законодательством ведет протокол судебного заседания, проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебном заседании, по поручению председательствующего осуществляет другие действия, предусмотренные законом, то есть осуществляет полномочия, установленные процессуальным законодательством, то, следовательно, не может являться должностным лицом системы исполнительной власти и не может занимать должность в учреждении, подведомственном органам исполнительной власти, так как это противоречит конституционному принципу разделения властей.

По мнению заявителя, аппарат мировых судей не может входить в состав Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, так как данное Агентство является органом исполнительной власти Калининградской области и не входит в судебную систему.

При таких обстоятельствах заявитель полагает, что пункт 2 Положения, утвержденного Приказом № 101, вступает в противоречие с вышеуказанными требованиями действующего законодательства, что в силу статьи 15 (части 1,2), статьи 76 (части 1, 2 и 5), статьи 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации недопустимо, и не может соответствовать Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Руководствуясь своей правовой позицией, статьями 4, 36, 37, 38, 83, подпунктом 2 пункта 1 статьи 86 Уставного закона «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит признать пункт 2 Положения, утвержденного Приказом № 101, не соответствующим пункту 3 статьи 1, пункту 1 статьи 2, подпунктам 3, 5 и 7  пункта 1 статьи 7, пункту 3 статьи 43, пункту 2 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 2 пункта 3 статьи 4 Уставного закона «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов государственной власти Калининградской области.

Согласно Положению об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, утвержденному Постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2012 года № 1054, Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Калининградской области, финансового обеспечения аппарата мировых судей Калининградской области, а также является уполномоченным органом в области обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной квалифицированной юридической помощью (пункт 1). Агентство возглавляет руководитель (директор) Агентства, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Калининградской области (пункт 11). Руководитель Агентства издает приказы на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства Калининградской области по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, организует и проверяет их исполнение (подпункт 6 пункта 14).

Приказ Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи» подписан и. о. руководителя Агентства А.А. Онопко, опубликован 16 декабря 2016 года в газете «Калининградская правда» № 234-235, вступил в силу с 15 декабря 2016 года с момента его подписания (пункт 4).

Приказом утверждено Положение об аппарате мирового судьи Калининградской области (пункт 1).

Приказ Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи» является нормативным правовым актом органа исполнительной власти Калининградской области, и его проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что каждый депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов государственной власти Калининградской области.

В Уставный Суд с запросом обратился депутат Калининградской областной Думы шестого созыва Игорь Алексеевич Ревин. Полномочия депутата подтверждены удостоверением от 6 октября 2016 года № 26.

Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что обращение исходит от управомоченного лица.

Заявителем выполнены установленные статьями 37, 38, 38-1 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» общие требования, предъявляемые к обращению. Заявление оплачено государственной пошлиной.

Принимая во внимание указанное, Уставный Суд считает, что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод – отвечающее требованиям закона обращение, и основание – обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 Положения,  утвержденного Приказом  № 101.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75, статьей 83, пунктом 1 статьи 84 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи».

 

  1. Для подготовки дела к слушанию   назначить судью Ю.М. Сафонова судьей-докладчиком по указанному делу.

 

  1. Настоящее определение окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

Уставный Суд

Калининградской области 

№ 71 – О