236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 15 июня 2011 г. № 6-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

О принятии к рассмотрению обращения гражданки И.А. Гутник о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 3 статьи 9 Закона Калининградской области от 29 июня 2005 года № 617 «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма»

город Калининград                                                                                        15 июня 2011 года

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения гражданки И.А. Гутник о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 3 статьи 9 Закона Калининградской области от 29 июня 2005 года № 617 «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма»,
заслушав доклад судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, проводивших на основании статьи 40 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,

установил:

1. В Уставный Суд 18 апреля 2011 года поступило обращение гражданки Гутник Ирины Анатольевны (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 3 статьи 9 Закона Калининградской области от 29 июня 2005 года № 617 «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма» (далее - Закон № 617).
Оспариваемыми положениями Закона № 617 установлено, что оценка стоимости транспортных средств определяется в зависимости от ставок транспортного налога. При этом размер налоговой ставки (в рублях), уплачиваемой за транспортное средство, считается равным 0,1 процента стоимости транспортного средства и высчитывается путем умножения налоговой ставки на 1000.
Как указано в обращении, в октябре и декабре 2010 года И.А. Гутник обращалась в администрацию городского округа «Город Калининград» (далее - Администрация) с заявлениями о признании семьи малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, в чем ей было отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку семья согласно представленным документам не является малоимущей.
Заявитель указывает, что в расчете среднедушевого дохода и определения стоимости имущества, произведенном комитетом социальной поддержки Администрации на основании статей 8, 9 Закона № 617, стоимость транспортного средства - автомобиля БМВ - 320 1986 года выпуска, принадлежащего зятю заявителя, составила 2 257 500 рублей. Стоимость рассчитана в соответствии с частью 3 статьи 9 Закона № 617, исходя из величины налога на транспортное средство подлежащего уплате, умноженного на 1000. В результате рассчитанная таким образом стоимость транспортного средства значительно превышает рыночную, которая согласно отчету экспертного бюро Н.Д. Чеботарева составляет 82 000 рублей.
Исходя из положений пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которым на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов, заявитель считает, что часть 3 статьи 9 Закона № 617 не в полной мере соответствует действующему федеральному законодательству. Такой подход, по мнению заявителя, не отражает реальную стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, что влечет отказ в признании их малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
На основании норм Конституции Российской Федерации, положений Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 13, статья 49), положений пункта 9.4 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года № 17, статьи 8 Закона № 617 И.А. Гутник считает, что при установлении порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, субъекты Российской Федерации должны учитывать, что стоимость транспортного средства не может определяться в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах для определения стоимости имущества для целей налогообложения, и использовать процедуры, применяемые экспертными организациями для оценки транспортных средств, или предусматривать возможность определения стоимости транспортного средства собственником, экспертной организацией или, в случае несогласия органа местного самоуправления с оценкой, определение ее в судебном порядке.
Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении, и требованиями Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит Уставный Суд признать положения части 3 статьи 9 Закона № 617 не соответствующими пункту 1 статьи 2 , подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3, 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

2. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27), Уставом (Основным Законом) Калининградской области (подпункт 2 пункта 3 статьи 52), Законом Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» (подпункт 1 пункта 3 статьи 4) Уставный Суд Калининградской области рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области законов Калининградской области.
Закон № 617 принят Калининградской областной Думой третьего созыва 23 июня 2005 года, подписан главой администрации (губернатором) Калининградской области В.Г. Егоровым 29 июня 2005 года, опубликован 19 июля 2005 года в «Российской газете» (приложение «Запад России») № 155 и вступил в силу со дня его официального опубликования (статья 16).
Таким образом, проверка положений Закона № 617 на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.
3. Согласно статье 83 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области законов Калининградской области обладают граждане, чьи права нарушаются нормативным правовым актом.
Заявитель в обращении изложила в какой конкретной ситуации и каким образом оспариваемым нормативным правовым актом нарушены ее права и представила ряд документов, подтверждающих, по ее мнению, факт применения в отношении ее лично положений оспариваемого правового акта.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что в соответствии со статьей 83 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» гражданка И.А. Гутник обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о проверке соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемых положений Закона № 617.
Согласно пункту 1 статьи 84 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» обращение заявителя отвечает критериям допустимости для данной категории дел.
Обращение оплачено государственной пошлиной.
Таким образом, для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее требованиям закона обращение гражданки И.А. Гутник и основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения части 3 статьи 9 Закона Калининградской области от 29 июня 2005 года № 617 «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма».
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75, статьями 83, 84 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

определил:

1. Принять к рассмотрению обращение гражданки И.А. Гутник о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 3 статьи 9 Закона Калининградской области от 29 июня 2005 года № 617 «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма».
2. Для подготовки дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 3 статьи 9 Закона Калининградской области от 29 июня 2005 года № 617 «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма» назначить судью Уставного Суда Т.А. Карпенко судьей - докладчиком по указанному делу.
3. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.


Уставный Суд
Калининградской области


№ 6 - О