236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение от 01 августа 2017 года №59-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина  о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области статьи 10 Закона Калининградской области от 19 мая 2000 года № 202 «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области»

 

 

город  Калининград                                                                          1 августа 2017 года

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе:  председательствующего   -       председателя        Ю.М.   Сафонова,              судей 

А.В. Кузнецова,  В.М. Фролова,

         рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению  обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина,

         заслушав доклад судьи Ю.М. Сафонова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,

         исследовав представленные документы и иные материалы,

 

                                       установил:                                  

 

  1. В Уставный Суд 15 мая 2017 года поступило обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Ревина Игоря Алексеевича (далее – заявитель)  о соответствии  Уставу  (Основному  Закону) Калининградской  области  статьи  10   Закона    Калининградской  области от 19   мая  2000  года № 202 «О порядке назначения и деятельности мировых судей  в  Калининградской  области» (далее - Закон Калининградской области № 202) в той мере, в какой ею в соответствии с полномочиями, представленными федеральным законодательством субъекту Российской Федерации по установлению организационного обеспечения деятельности мировых судей Калининградской области органом исполнительной государственной власти Калининградской области, в порядке, установленном законом Калининградской области, не определен порядок организационного обеспечения деятельности мировых судей Калининградской области.

Согласно статье 10 Закона Калининградской области № 202: «Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. В структуру аппарата мирового судьи входят: секретарь суда, секретарь судебного заседания, помощник мирового судьи.

Работники аппарата мировых судей являются государственными гражданскими служащими Калининградской области. Права, обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими государственной гражданской службы устанавливаются законодательством Российской Федерации и Калининградской области о государственной гражданской службе.

Штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливается органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным Правительством Калининградской области.

Положение об аппарате мирового судьи утверждается органом исполнительной власти области, осуществляющим материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей».

В обоснование своей правовой позиции заявитель указал положения:

- Федерального конституционного  закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» - (далее - Федеральный конституционный  закон «О судебной системе Российской Федерации»), согласно которому полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 28); аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда (часть 1 статьи 32);

     -Федерального  конституционного  закона    от  7  февраля  2011  года  № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», в соответствии с которым под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия; организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 37); деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом; структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации; работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 9 статьи 38);   -Федерального закона  от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», согласно которому мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации; полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 1); аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 9);         -Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», в соответствии с которым председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда (пункт 1 статьи 6.2).

Как полагает заявитель, поскольку мировой судья Калининградской области осуществляет судебную власть на соответствующем судебном участке единолично, следовательно, вышеприведенные нормы распространяются и на мирового судью Калининградской области.

       По мнению заявителя, вышеуказанные нормы законодательства прямо определяют принадлежность аппарата мирового судьи к мировому судье, а не к органу исполнительной государственной власти Калининградской области – Агентству по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, следовательно, вхождение аппарата мирового судьи в состав  Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области противоречит федеральному законодательству, умаляет самостоятельность и независимость мировых судей.

 Руководствуясь свой правовой позицией, заявитель  просит  признать  статью  10  Закона  Калининградской  области № 202  не соответствующей пункту 1  статьи 2,  подпункту 3 пункта 1 статьи 7, пункту 3 статьи 43, пункту 2 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области. 

      

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи   52  Устава  (Основного Закона)   Калининградской  области, подпунктом   1   пункта 3  статьи  4    Уставного закона   Калининградской    области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области  законов  Калининградской области.

       Закон Калининградской области № 202 принят Калининградской   областной  Думой   второго   созыва  13 апреля 2000 года, подписан Главой администрации (губернатором) Калининградской области Л.П. Горбенко 19 мая  2000 года,   опубликован   27  мая  2000  года в издании «Дмитрия Донского, 1» № 38 и вступил в силу со дня его официального опубликования (статья 14).

          В настоящее время Закон Калининградской области № 202 действует в редакции    Закона  Калининградской  области  от  17 июня   2016 года  № 543 «О внесении дополнения  в   статью   11  Закона    Калининградской   области «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области», который принят Калининградской областной  Думой  пятого созыва 26   мая   2016  года,  подписан  Губернатором   Калининградской   области  Н.Н. Цукановым 17 июня 2016 года,  опубликован 23 июня 2016 года в газете  «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области») № 110 и вступил в силу со дня его официального опубликования.

Таким образом, проверка Закона Калининградской области № 202 на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе законов Калининградской области.

 И.А. Ревин, обратившийся с запросом в Уставный Суд, является депутатом Калининградской областной Думы шестого созыва.

Таким образом, обращение исходит от управомоченного лица.

Заявителем выполнены установленные статьями 37 и 38 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» общие требования, предъявляемые к обращению в Уставный Суд.

Обращение оплачено государственной пошлиной.

Таким   образом,  для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее  требованиям  закона обращение,  и   основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону)   Калининградской области статьи 10  Закона  Калининградской области  № 202.

 

На  основании изложенного, руководствуясь  подпунктом  1 пункта 3 статьи 4, статьей 36,  пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75, статьей 83, пунктом 1 статьи 84 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области статьи 10 Закона  Калининградской области от 19  мая 2000 года № 202  «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела назначить судью Уставного Суда Ю.М. Сафонова судьей-докладчиком по указанному делу.

 

  1. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

 

Уставный Суд

Калининградской области 

№ 59 – О