236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение Уставного Суда №58-О от 27 июля 2018 года.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

 

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданина С.В. Филимонова о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 6 статьи 74 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года № 339 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград»

 

 

город  Калининград                                                                    27  июля   2018  года

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего – председателя Ю.М. Сафонова,  судьи  В.М. Фролова,

         рассмотрев в судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения гражданина С.В. Филимонова,

         заслушав доклад судьи В.М. Фролова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,

         исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:                                  

 

  1. В Уставный Суд 1 июня 2018 года от гражданина Филимонова Сергея Вениаминовича (далее – заявитель) поступило обращение в форме запроса о признании пункта 6 статьи 74 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года № 339 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» (далее – Решение № 339), не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области». 12 июля 2018 года в Уставный Суд поступило дополнение к запросу.

Как следует из обращения, заявителем оспаривается пункт 6 статьи 74 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» (далее – Правила), утвержденных Решением № 339, согласно которому при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в соответствии с частью 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае отсутствия документации по планировке территории и (или) сведений об установлении красных линий границы территорий общего пользования определяются с учетом утвержденного Генерального плана городского округа. В случае, если картой границ функциональных зон в составе Генерального плана в месте формирования земельного участка предусмотрено размещение территорий общего пользования, в том числе улично-дорожной сети ( далее – УДС), а на карте градостроительного зонирования настоящих Правил место формирования земельного участка отнесено к любой территориальной зоне, кроме зоны УДС, применяются положения Генерального плана.

Заявитель усматривает противоречие оспариваемого пункта Правил нормативным  положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации. А именно:

- согласно статье 1 красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12);

- пунктом 2 части 3 статьи 41 определено, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, если необходимы установление, изменение или отмена красных линий;

- в соответствии подпунктом «а» части 3 статьи 42 основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе  красные линии;

-  согласно статье 43 подготовка проекта межевания территории осуществляется для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2); на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи,  или линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений (пункты 2 и 3 части 6); в случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования (часть 12).

Заявитель считает, что положения пункта 6 статьи 74 Правил, вопреки положениям Градостроительного кодека Российской Федерации,  позволяют устанавливать ограничения в использовании земельных участков, в том числе красные линии, минуя процедуру разработки документации по планировке и межеванию территории, что существенно ограничивает права собственников земельных участков, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации. Полагает, что установление красных линий невозможно без разработки документации по планировке и межеванию территории.

Далее заявитель поясняет, что он является собственником земельного участка площадью 610 кв. м, расположенного по улице Печатной в городе Калининграде. Согласно данным Управления Росреестра РФ по Калининградской области никаких обременений и ограничений на данный участок не зарегистрировано. Вместе с тем с 2006 года администрацией городского округа «Город Калининград» в соответствии с генпланом по участку заявителя запланировано строительство дороги районного значения, тем самым уменьшается полезная площадь разрешенного использования земельного участка до 395 кв. м. В 2015 году заявитель неоднократно обращался  в администрацию городского округа «Город Калининград» с заявлениями об изъятии земельного участка путем выкупа, либо о перераспределении границ земельного участка с целью их выноса за пределы красных линий, обмене на другой земельный участок, о самостоятельной разработке проекта межевания.   На все заявления администрация города ответила отказом. По мнению заявителя, основная причина отказов – отсутствие документации по планировке и межеванию данной территории.

Руководствуясь своей правовой позицией, статьями 4, 36, 37, 38, 83  Уставного закона «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит признать пункт 6 статьи 74 Правил не соответствующим пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд Калининградской области рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

Согласно Уставу городского округа «Город Калининград» городской Совет депутатов Калининграда является представительным органом местного самоуправления  (пункт 1 статьи 32 Устава городского округа);    по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города (пункт 1 статьи 40); глава городского округа подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом городского округа «Город Калининград», нормативные правовые акты, принятые городским Советом депутатов (подпункт 2 пункта 2 статьи 44).

Решение № 339 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» принято городским Советом депутатов Калининграда 25 декабря 2017 года, подписано главой городского округа «Город Калининград» А.Г. Ярошуком и председателем городского Совета депутатов Калининграда А.М. Кропоткиным, опубликовано 9 января 2018 года в газете «Гражданин» (специальный выпуск) № 1, вступило в силу с момента опубликования.

Пунктом 1 Решения № 339 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в виде графических и текстовых материалов согласно приложению.

Решение № 339 действует в первоначальной его редакции.

Таким образом, Решение № 339 является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, и проверка его отдельного положения на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Согласно статье 83 Уставного закона «Об Уставном Суде Калининградской области» правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления обладают, в том числе, граждане, чьи права нарушаются нормативным правовым актом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Уставного Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»  в обращении граждан в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, какие права граждан и каким образом нарушены обжалуемым нормативным правовым актом, в какой конкретной ситуации применен или подлежит применению обжалуемый нормативный правовой акт.

Из указанных положений следует, что обращение гражданина в Уставный Суд является допустимым, если обжалуемый нормативный правовой акт затрагивает непосредственно его права, и данный акт применен или подлежит применению в отношении заявителя в конкретной ситуации.

Заявителем, направившим запрос в Уставный Суд, выступает гражданин С.В. Филимонов.

К обращению заявителем приложены копии документов, по мнению заявителя, дающие ему право на обращение в Уставный Суд с запросом. Вместе с тем все приложенные документы (заявления в различные структурные подразделения администрации города Калининграда, ответы на них и иное) датированы до 9 января 2018 года, т. е. до вступления в силу Решения № 339, утвердившего Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», положения которых оспариваются заявителем.

Таким образом,  С.В. Филимонов в обращении не указал, какие его права нарушены оспариваемым пунктом 6 статьи 74 Правил, в какой конкретной ситуации эта норма применена или подлежит применению по отношению к заявителю.

На этом основании, Уставный  Суд приходит к выводу, что  обращение заявителя не может быть признано исходящим от управомоченного лица.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 36, 37,     пунктом 1 статьи 41, подпунктом 5 пункта 1 статьи 42, пунктом 1 статьи 75 Уставного Закона Калининградской области  «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения           гражданина С.В. Филимонова о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 6 статьи 74 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года № 339 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград».

 

  1. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации настоящее Определение является основанием для возврата заявителю С.В. Филимонову уплаченной государственной пошлины.

 

  1. Определение Уставного Суда Калининградской области окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

 

 

Уставный Суд

Калининградской области

№  58 – О