236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение от 08 августа 2016 года № 54-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

  

                                                              

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения граждан С.И. Синицыной, И.Б. Власюка, Ф.М. Тимиркаевой  о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области решения Гурьевского окружного Совета депутатов от 8 июня 2014 года № 274    «О принятии изменений и дополнений в Устав Гурьевского городского округа»

 

город Калининград                                                                       8 августа 2016 года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М. Сафонова, судей А.В. Кузнецова, В.М. Фролова,

рассмотрев в судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения граждан С.И. Синицыной, И.Б. Власюка, Ф.М. Тимиркаевой,

заслушав доклад судьи А.В. Кузнецова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,

исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:

 

  1. В Уставный Суд 16 июня 2016 года поступило обращение граждан      С.И. Синицыной, И.Б. Власюка, Ф.М. Тимиркаевой  о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области решения Гурьевского окружного Совета депутатов от 8 июня 2014 года  № 274  «О принятии изменений и дополнений в Устав Гурьевского городского округа» (далее - Решение № 274) по порядку принятия. 20 июня 2016 года Уставным Судом принято дополнение к обращению.

Обосновывая свою правовую позицию, заявители поясняют, что на основании Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229      «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории» (далее - Закон  Калининградской области № 229) были приняты решение Гурьевского районного Совета депутатов от             15 ноября 2013 года № 205 «О принятии Устава Гурьевского городского округа» и,  в нарушение положений Устава Гурьевского муниципального района (часть  4   статьи 24), Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 4 статьи 7, часть 2,  3 статьи 40, пункты 1, 5 части 1 статьи 44), Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункты 1, 2 статьи 8), принято решение Гурьевского районного Совета депутатов от 15 ноября 2013 года   № 199 «О переименовании органов местного самоуправления Гурьевского муниципального района» (далее - Решение № 199).

Заявители  поясняют, что в связи с переименованием на основании       Решения № 199 органов местного самоуправления Гурьевского муниципального района нарушаются их конституционные права жителей Гурьевского муниципального района на осуществление местного самоуправления непосредственно через выборный орган местного самоуправления – Гурьевский районный Совет депутатов. Депутаты Гурьевского районного Совета  депутатов четвертого созыва, избранные на срок до сентября 2016 года,  не могут обладать мандатом депутата Гурьевского окружного Совета депутатов, полученным на основании Решения № 199. 

Заявители указывают, что при принятии Решения № 274 нарушены требования статьи 42 Устава Гурьевского городского округа, устанавливающей порядок принятия решений окружного Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав, и Закона Калининградской области № 229 тем, что данное Решение № 274 принято ненадлежащим представительным органом муниципального образования - Гурьевским районным Советом четвертого созыва, избранным населением муниципального образованием «Гурьевский муниципальный район» и заявителями непосредственно на срок до сентября 2016 года.

По мнению заявителей,  Решение № 274 применено в конкретной ситуации - при принятии решений Гурьевского окружного Совета депутатов четвертого созыва: от 1 августа 2014 года № 282 «Об избрании главы Гурьевского городского округа»; от 8 августа 2014 года  № 283 «Об избрании заместителей главы Гурьевского городского округа».

В обоснование своей позиции приводят и ссылаются на нормы  Конституции   Российской   Федерации (часть 1 статьи 1, статья 2,   части 2, 3 статьи 3, часть 2 статьи 4, часть 1 статьи 5, статья 12, часть 2 статьи 15,   статья 18, часть 1 статьи 19, части 1, 2 статьи 32, часть 1 статьи 45, часть 3        статьи 55, статья 71, часть 1 статьи 72, части 1, 2 статьи 76, статьи  130, 131, часть 1 статьи 132), Европейской хартии местного самоуправления (пункт 2 статьи 3), Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (пункт 3       статьи  2), Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 1 статьи 2, часть 4 статьи 7, пункт 14 части 1 статьи 11, части 1, 3, 7, 8  статьи 13, статьи 14, 15, 16, части 1, 2,  5  статьи  34, статья 35, части 2, 3 статьи 40, пункты 1, 5 части 1 статьи 44), Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункты 1, 2 статьи 8),   Устава (Основного Закона) Калининградской области (пункт 3 статьи 1, статья 7, пункты 1, 2 статьи 10, пункт 1 статьи 12,  статьи 15, 56,  59), Уставного закона Калининградской области  «Об Уставном Суде Калининградской области» (пункт 3 статьи 2) и  правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 17 июля 2012 года № 1487-О.  

Руководствуясь своей позицией, изложенной  в обращении, и требованиями Уставного закона «Об Уставном Суде  Калининградской  области», заявители   просят  признать  Решение  № 274  по порядку принятия не соответствующим  пункту 3 статьи 1, пункту 2 статьи 56, пунктам 1 и 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

  1. В соответствии с Федеральным конституционным законом               «О судебной системе  Российской Федерации» (часть 1 статьи 27), Уставом (Основным Законом) Калининградской области (подпункт  2   пункта 3 статьи 52), Уставным законом Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» (подпункт 3 пункта 3 статьи 4) Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 85 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд проверяет соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов, в том числе  по порядку принятия.

Вопрос проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения № 274 уже был предметом рассмотрения Уставного Суда.

В связи с обращением депутата Калининградской областной  Думы  пятого  созыва Ю.П. Галанина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения № 274 по порядку подписания Уставным Судом принято Постановление от 12 мая 2015 года № 4-П.  В данном Постановлении установлено, что Решение № 274 является нормативным правовым актом, принято Гурьевским окружным Советом депутатов четвертого созыва 8 июня 2014 года, подписано главой Гурьевского городского округа С.С. Подольским и председателем Гурьевского окружного Совета депутатов С.А. Куликовым,   опубликовано 10 июня 2014 года в газете «Наше время» № 20/1 (10448/1).

Учитывая изложенное, проверка  на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения № 274 по порядку принятия подведомственна Уставному Суду.

Как следует из статьи 36 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», поводом к рассмотрению дела в Уставном Суде является обращение в форме запроса, не только определенное Уставным Судом в качестве подведомственного, но и отвечающее требованиям настоящего Уставного закона.

 Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»  определяет, что граждане, чьи права нарушаются нормативным правовым актом,  обладают   правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области,  в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории Калининградской области.

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» в обращении граждан в Уставный Суд в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, какие права указанных граждан и каким образом нарушены обжалуемым нормативным правовым актом, в какой конкретной ситуации применен или подлежит применению обжалуемый нормативный правовой акт.

Из указанных положений Уставного закона следует, что обращение гражданина в Уставный Суд является допустимым, если обжалуемый нормативный правовой акт затрагивает непосредственно его права, и данный акт применен или подлежит применению в отношении заявителя в конкретной ситуации.

Однако какие права заявителей и каким образом нарушены        Решением № 274 по порядку принятия в обращении не изложено,  сведений и подтверждающих их документов о том, в какой конкретной ситуации непосредственно в отношении заявителей был применен или подлежал применению обжалуемый нормативный правовой акт, заявителями не представлено.

Из взаимосвязанных положений статей 37, 83, 84 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» следует, что если гражданин обратился в Уставный Суд, не указав какие его права и каким образом нарушены обжалуемым нормативным правовым актом, а, также, не представив необходимых сведений и подтверждающих документов о применении в отношении него в конкретной ситуации оспариваемого правового акта, повлекшего нарушение именно его прав, данное обращение не является допустимым.

Таким образом, обращение граждан С.И. Синицыной, И.Б. Власюка, Ф.М. Тимиркаевой  исходит от неуправомоченных лиц, не соответствует критериям допустимости для данной категории дел и не может быть принято Уставным Судом к рассмотрению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 36, 37, пунктом 1 статьи 41, подпунктом 5 пункта 1 статьи 42, пунктом 1 статьи 75 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения граждан С.И. Синицыной, И.Б. Власюка, Ф.М. Тимиркаевой о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области решения Гурьевского окружного Совета депутатов от 8 июня 2014 года № 274    «О принятии изменений и дополнений в Устав Гурьевского городского округа».

 

  1. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации настоящее Определение является основанием для возврата заявителям уплаченной государственной пошлины.

 

  1. Определение по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

 

 

Уставный Суд

Калининградской области 

№ 54 – О