236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение от 08 августа 2016 года № 53-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной  Думы  пятого  созыва  В.Ю. Соловьева  о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области  решения Гурьевского окружного Совета депутатов от 8 июня 2014 года № 274    «О принятии изменений и дополнений в Устав Гурьевского городского округа»

 

город  Калининград                                                                 8 августа  2016 года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М. Сафонова, судей                    А.В. Кузнецова, В.М. Фролова,

         рассмотрев в судебном заседании результаты предварительного изучения обращения  депутата Калининградской областной Думы пятого созыва  В.Ю. Соловьева,

заслушав доклад судьи А.В. Кузнецова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,      исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:

 

  1. В Уставный Суд 10 июня 2016 года поступило обращение депутата Калининградской областной  Думы  пятого  созыва  В.Ю. Соловьева  о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области решения Гурьевского окружного Совета депутатов от 8 июня 2014 года № 274           «О принятии изменений и дополнений в Устав Гурьевского городского округа» (далее – Решение № 274) по порядку принятия.

5 июля 2016 года Уставным Судом получено дополнение к обращению.

Решением № 274  приняты изменения и дополнения в Устав Гурьевского городского округа согласно приложению к указанному Решению (пункт 1).

Обосновывая свою правовую позицию, заявитель поясняет, что на основании Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229      «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории» (далее - Закон  Калининградской области № 229) были приняты  решение Гурьевского районного Совета депутатов от             15 ноября 2013 года № 205 «О принятии Устава Гурьевского городского округа» и,   в нарушение положений Устава Гурьевского муниципального района (часть  4   статьи 24), Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 4 статьи 7, части  2,  3 статьи 40, пункты 1, 5 части 1 статьи 44), Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункты 1, 2 статьи 8), принято решение Гурьевского районного Совета депутатов от 15 ноября 2013 года № 199 «О переименовании органов местного самоуправления Гурьевского муниципального района» (далее - Решение № 199).

 Заявитель указывает, что в связи с переименованием на основании Решения № 199 органов местного самоуправления Гурьевского муниципального района  нарушаются конституционные права населения на осуществление местного самоуправления непосредственно через выборный орган местного самоуправления – Гурьевский районный Совет депутатов.  Депутаты Гурьевского районного Совета четвертого созыва, избранные населением муниципального образования «Гурьевский муниципальный район» в марте 2011 года на срок до сентября 2016 года, не могут обладать мандатом депутата Гурьевского окружного Совета депутатов, полученным на основании Решения № 199,  мандат депутатов Гурьевского районного Совета четвертого созыва не изменился.

Заявитель считает, что Решение № 274 принято с нарушением требований статьи 42 Устава Гурьевского городского округа, устанавливающей порядок принятия решений окружного Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав, и статьи 2 Закона Калининградской области № 229 ненадлежащим представительным органом муниципального образования - Гурьевским районным Советом четвертого созыва.

В связи с этим заявитель указывает, что обнаруживается неопределенность в вопросе о том, соответствует  ли  Решение № 274  Уставу (Основному Закону)  Калининградской области  по порядку принятия.

В обоснование своей позиции приводит и ссылается на нормы  Конституции   Российской   Федерации (часть 1 статьи 1, статья 2,   части 2, 3 статьи 3, статья 12, часть 2 статьи 15, статья 18, часть 1 статьи 19, части 1, 2 статьи 32, часть 3 статьи 55, статьи 130, 131), Европейской хартии местного самоуправления (пункт 2 статьи 3), Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 1 статьи 2, часть 4 статьи 7, пункт 14 части 1 статьи 11, части 1, 3, 7, 8  статьи 13, статьи 14, 15, 16, части 1, 2,  5  статьи  34, статья 35, части 2, 3 статьи 40, пункты 1, 5 части 1 статьи 44), Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункты 1, 2 статьи 8),   Устава (Основного Закона) Калининградской области (пункт 3 статьи 1, статья 7, пункты 1, 2 статьи 10, пункт 1 статьи 12, статьи 15, 56 59) и  правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 17 июля 2012 года № 1487-О. 

Таким образом, исходя из содержания обращения, руководствуясь своей позицией и требованиями Уставного закона «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит признать  Решение № 274  не соответствующим  пункту 3 статьи 1, пункту 2  статьи 56, пунктам 1 и 3 статьи 59 Устава (Основного Закона)  Калининградской области  по порядку принятия.

  1. В соответствии с Федеральным конституционным законом               «О судебной системе  Российской Федерации» (часть 1 статьи 27), Уставом (Основным Законом) Калининградской области (подпункт  2   пункта 3 статьи 52), Уставным законом Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» (подпункт 3 пункта 3 статьи 4) Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 85 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд проверяет соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов, в том числе  по порядку принятия.

Вопрос проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения № 274 уже был предметом рассмотрения Уставного Суда.

В связи с обращением депутата Калининградской областной  Думы  пятого созыва Ю.П. Галанина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения № 274 по порядку подписания Уставным Судом принято Постановление от 12 мая 2015 года   № 4-П. 

В данном Постановлении установлено, что Решение № 274 является нормативным правовым актом, принято Гурьевским окружным Советом депутатов четвертого созыва 8 июня 2014 года, подписано главой Гурьевского городского округа С.С. Подольским и председателем Гурьевского окружного Совета депутатов С.А. Куликовым,   опубликовано 10 июня 2014 года в газете «Наше время» № 20/1 (10448/1).

Исходя из изложенного, проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения № 274 по порядку принятия подведомственна Уставному Суду.

  1. Заявителем, направившим обращение в Уставный Суд, выступает депутат Калининградской областной Думы пятого созыва В.Ю. Соловьев, что подтверждается удостоверением № 44, выданным Калининградской областной Думой 25 июня 2015 года.

        Согласно статье 83 Уставного закона  Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» каждый депутат областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории Калининградской области.

Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу,  что  обращение исходит от управомоченного лица.

Согласно пункту 1 статьи 84 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» обращение заявителя отвечает критериям допустимости для данной категории дел.

Обращение отвечает общим требованиям статей  37, 38 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,  оплачено государственной пошлиной.

Таким   образом,  Уставный Суд считает,  что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее  требованиям  закона обращение заявителя,  и   основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует  ли Решение № 274 Уставу (Основному Закону)  Калининградской области  по порядку принятия. 

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75,  статьями 83, 84    Уставного  закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы пятого  созыва  В.Ю. Соловьева  о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области  решения Гурьевского окружного Совета депутатов от 8 июня 2014 года № 274 «О принятии изменений и дополнений в Устав Гурьевского городского округа».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области решения Гурьевского окружного Совета депутатов от 8 июня 2014 года № 274 «О принятии изменений и дополнений в Устав Гурьевского городского округа» назначить судью Уставного Суда  А.В. Кузнецова судьей – докладчиком по указанному делу.

 

  1. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

Уставный Суд

Калининградской области 

№ 53 – О